Шакалы

Надежда Горланова
(Сыр-Дарьинская обл.,хлопкосовхоз "Махталы")

    Август.Конец лета. Здесь на юге Казахстана днём жара под 35-40 градусов,ночь прохладная. Темнеет раньше,чем в средней полосе России. Тогда-это была наша большая Родина- СССР.

    Работала гидротехником в хлопкосовхозе "Махталы". "Хозяйка воды"-так называли меня местные жители. После сбора хлопка,когда закончен поливной сезон,многие каналы необходимо очистить от ила,зарослей травы,камыша. Почвы здесь глинистые и засолены. Перед очисткой проходим поперечным нивелированием,чтобы экскаваторщик знал:где и сколько грунта надо срезать,чтобы был плавный уклон. После съёмок вычерчиваем план-маршрут канала,по которому и работают экскаваторщики.

    Условия очень тяжёлые из-за солончаков,они буквально плывут,поэтому работают на сланях: делают настил из брёвен,чуть длиннее экскаватора и,черпая всего несколько ковшей,подбирают задние брёвна,перенося их вперёд зкскаватора. Вот так,метр за метром, двигаясь черепашьим шагом по всей длине канала.

    В один из дней,получив задание,бригада выехала на объект для подготовки к работе. К обеду я пообещала подъехать к ним с планом,но задержалась. Было уже около 17 часов,когда я на своём стареньком мопеде приближалась к аулу.Мопед оставила в одной из землянок-мазанок у хороших людей, а сама пошла пешком,так как на нём по каналу не проехать. Я надеялась,что успею засветло добраться до бригады и вернуться назад. Но не тут-то было!

    Они не только подготовили площадку, но и прошли экскаватором метров 200-300. Мне прошлось их догонять.

    Идти было очень трудно: мои резиновые сапоги вязли в глине. Мне приходилось порой вытаскивать их руками. Эти метры я шла очень долго. Времени было 7 часов вечера,когда я дошла до бригады. Передав бумаги,я засобиралась в обратный путь,пока ещё не село солнце. Рабочие меня отговаривали:"Оставайся до утра,скоро будет темнеть. Уже вот-вот будет готов ужин." Но я настаивала на своём: ведь дома муж,дети-будут волноваться.

    Ночевала бригада тут же,ужин они готовили на костре. Запас продуктов на 3-4 дня они брали с собой. Но чем дальше они продвигались по каналу,тем дальше были от населённого пункта. Потом продукты им подвозил мираб на лошади.

    Обратная дорога была ещё тяжелее,так как уже начинало темнеть. По обе стороны канала,как бескрайнее море,простирались заросли камыша,высота которого местами была до 3-4 метров. Ну прямо-настоящие джунгли! Становилось немного страшно и жутко. Несколько раз я падала в эту липкую глину,даже пожалела,что не осталась с бригадой.   

    Когда темнота окончательно накрыла меня,я заметила какое-то движение в камышах и услышала шорох,а затем и вой нескольких голосов. Иногда он напоминал плач ребёнка. Вой нарастал,а вскоре уже звучал дико раздирающий душу концерт. Ужас охватил меня,я прибавила шаг,хотя это стоило больших усилий,-ноги вязли в глине.

    Это были шакалы. Сколько их было не знаю,но мне казалось,что очень много.Они шли почти рядом со мною,метрах в 20-30,но ближе не приближались,и,это придало мне некоторую уверенность. Я знала,что зверь боится громкого шума. Недолго думая,я запела во весь свой голос,чтобы напугать их,а по правде сказать,заглушить их вой. На мгновение они замолчали,но вновь начали плакать,выть,скулить. "Может передразнивают меня?"-подумала я.

    Наконец,канал кончился,и пошла обычная тропа-идти стало легко. Вот уже видны были огоньки аула. Я летела на всех парусах. Вой шакалов остался уже далеко:то ли я ушла от них,то ли они отстали от меня.

    Но вот и аул. Захожу в мазанку к Нурумбеку-тот опешил,а жена его,-Жамиля, всплеснула руками,заохала:"Ой,бай,куда яй!Да как же ты ушла? Мы думали,что ты там осталась до утра."  Говорили они по-русски,оба хорошо. Руки мои были все в глине,одежда тоже. Поставили мне таз,полили из ковша,я умылась. Потом отмыли ноги,дали чистую обувь. Я всё рассказывала им про шакалов. Накормили вкусным пловом,потом все вместе пили чай. Неужели этот кошмар кончился?!

    Нурумбек  сказал,что здесь,в камышах,они водятся,но.чтоб на человека нападали-не слышал,-слишком труслив этот зверь.

    Потом меня уложили спать на топчане,а сына послали на мотоцикле ехать на центральную усадьбу,где я жила,рассказать мужу,что со мной всё в порядке. За это я очень благодарна семье Нурумбека.

    Добрые эти люди-казахи,и очень гостеприимные.

    Вот так и закончилось моё первое знакомство с шакалами. Потом я много раз слышала их вой-плач,когда ночами часто ходила на большой канал к шлюзу-проверять горизонты воды,чтобы не прорвало канал. Если прорвёт-затопит хлопок,да и устранить прорыв очень трудно-это большая беда!

    Казахстан остался в моём сердце частицей моей жизни.