Пророчество Василия Гроссмана

Олег Гуцуляк
 Всем профессиональным постсоветским антифашистам я бы настоятельно порекомендовал почитать роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Особенно интересен в контексте нашей дискуссии эпизод беседы эсесовца-интеллектуала Лисса со старым большевиком Мостовским.

Лисс полагает, что война гитлеровской Германии и Советского Союза – большая ошибка. Он стремится показать Мостовскому глубинное сходство национал-социализма с интернационал-социализмом.

- Когда мы смотрим в глаза друг другу, мы смотрим в зеркало, - говорит эсесовец большевику.

По мнению Лисса, Гитлер многому научился у Ленина и Сталина, но и Сталин, в свою очередь, кое-что почерпнул у Гитлера. «Пропасти нет! Её выдумали. Мы форма единой сущности – партийного государства. Наши капиталисты не хозяева. Государство даёт им план и программу. Государство забирает их продукцию и прибыль. Они имеют шесть процентов от прибыли для себя – это их заработная плата. Ваше партийное государство тоже определяет план, программу, забирает продукцию. … И над нашим народным государством красное рабочее знамя, и мы зовём к национальному и трудовому подвигу и единству, и мы говорим: «Партия выражает мечту немецкого рабочего». И вы говорите: «Народность, труд».

Лисс уверяет Мостовского, что в фашистских концлагерях сидят такие же враги народа, как и в советских.

- В случае победы мы не выпустим ваших заключённых, - утверждает он, - ваши контингенты – это наши контингенты.

Зеркальность отношения гитлеровского и сталинского режима приводит Лисса к выводу об их взаимодополнительности: нацистская Германия и большевистский Советский Союз нужны друг другу.

В свете происходящих ныне событий пророческим выглядят слова Гроссмана, вкладываемые им в уста Лисса: «Мы ваши смертельные враги, да-да. Но наша победа – это ваша победа. Понимаете? А если победите вы, то мы и погибнем, и будем жить в вашей победе. Это как парадокс: проиграв войну, мы выиграем войну, мы будем развиваться в другой форме, но в том же существе».

P.S.

Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился быть проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра.
Волхв (Джон Фаулз)