Структура и свойства сферы субъективного

Лариса Баграмова
Структура и свойства сферы субъективного. Двунаправленный линейно-циклический принцип функционирования сознания как живого виртуального организма

Дао порождает Одно,
Одно порождает Два,
Два порождает Три,
Три порождает всю тьму вещей.
Дао Дэ Цзин

********

Автор полагает известные ей схемы устройства и функционирования сферы субъективного не являющимися подходящей формой для выражения его содержания вследствие недостаточно отчётливо выраженной структуры и расплывчатости понимания взаимоотношений их элементов.

В связи с потребностью отразить структуру и принципы функционирования сознания со всеми необходимыми для современной науки и философии всеединства целостностью, однозначностью и  последовательностью автор предлагает достаточно механистичный взгляд на его устройство и полагает, что именно это обстоятельство позволит в итоге увидеть в строении сознания его личностную, не роботизированную сущность как живого виртуального организма, которому свойственны видоизменения, развитие, невольные ошибки и субъективные заблуждения. Недаром согласно одному их существующих в гуманитарной психологии экзистенциальных подходов к личности именно осознание человеческой «машинности» как принципа его биологического устройства позволяет увидеть в человеке человека.

В данной работе автор предлагает новое видение структуры, свойств и принципов функционирования сознания, опирающееся во многом на элементы уже существующих, однако, представляющее их взаимосвязи и задачи в принципиально ином ракурсе. Для презентации своего видения строения и двунаправленного принципа функционирования сознания как живого виртуального организма автор в качестве вспомогательного инструмента рассматривает два подхода к пониманию его функций: опирающийся на  точку зрения условного «материалиста» и опирающийся на точку зрения условного «субъективного идеалиста». Затем посредством их синтеза выдвигает гипотезу о том, как сознание функционирует «на самом деле».

********

Начнём с начала, а именно, с описания виртуальной схемы устройства сферы субъективного. Следует отметить, что автор уходит от традиционного подхода к разграничению и именованию различных областей сознания и презентует собственный взгляд на его структуру. В связи с этим существенное внимание следует уделить непосредственно авторской терминологии.

Автор обращает внимание читателя также на тот факт, что сначала она рассматривает строение сознания с материалистической точки зрения, то есть как имеющее чёткую ограниченность от внешнего Мира как существующего. Поэтому размещённую в виде иллюстрации к данной работе схему сознания как «тороида в разрезе» пока следует опустить и рассматривать сознание условно в виде шара, имеющего границу с внешним миром и не имеющего внутри «дырки», свойственной тороиду. Итак, согласно предлагаемому вначале подходу виртуальная сфера сознания имеет форму шара и состоит, таким образом, из двух частей: внутренней полости, представляющей собой мысленно-чувственную сферу представлений, и внешней трёхслойной мембраны, включающей сферы восприятия, аффектов и воли. 

Рассмотрим их строение и функции последовательно, начиная с внешней оболочки мембраны.

Сфера восприятия (внешняя оболочка мембраны) – это область сознания, в которой присутствуют исключительно ощущения, то есть перцептивные элементы физического контакта субъекта с окружающим миром, складывающиеся в единое перцептивное поле: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, а также вестибулярные как ощущение им телесной целостности, равновесия и направления. Перцептивное поле образуется комбинированием и согласованием отдельных ощущаемых раздражителей в единые комплексы в пределах самой сферы восприятия.

Сфера аффектов (средняя оболочка мембраны) – это область сознания, включающая в себя только эмоции (аффекты) сферы субъективного и представляющая собой «информационно-ценностную таможню». В сфере аффектов возникает эмоциональная реакция сознания на поступающие извне данные, и эта информация клеймится в соответствии с её качеством. Иными словами, именно здесь позитивно или же негативно воспринимаемым извне данным присваивается определённый первичный, базовый ценностный статус (в случае присвоения обоих статусов одновременно и с одинаковым «ценностным весом» внешние данные от окружающего Мира расцениваются как нейтральные). И отсюда, из сферы аффектов, информационный перцептивно-аффективный конструкт в виде данных, полученных и закреплённых в нём теперь уже посредством двух сфер сознания, движется далее – к сфере воли.

Сфера воли (внутренняя оболочка мембраны) – это область сознания, включающая в себя только волевые импульсы и представляющая собой «информационно-смысловой фильтр». (Автор обращает внимание на тот факт, что остальные функции субъективного, традиционно относимые другими исследователями к аффективно-волевой сфере, как то: желания, стремления, намерения, оценки и прочее, она выделяет из аффективно-волевой сферы и рассматривает их в качестве функций мысленно-чувственной среды сферы представлений, о которой будет рассказано далее. Раскрытие основных принципов их функционирования и взаимосвязей с другими конструктами сферы представлений также будет произведено ниже.) В пределах сферы воли принимается решение о том, допускать или не допускать перцептивно-аффективную информацию, образовавшуюся при прохождении через предыдущие сферы сознания, далее в сферу представлений. Иными словами, именно здесь, в границах сферы воли, происходит базовое, элементарное осмысление данных от внешнего Мира. Автор обращает внимание на то, что термин «осмысление» применяется ею не в смысле «осмысливания», а в смысле «придания смысла», то есть придания информации некого «смыслового веса». Информация, имеющая больший смысловой вес, воспринимается далее сознанием как более отчётливая. Непосредственно в волевой сфере субъекта образуется теперь уже трёхкомпонентный, а точнее, несимметричный двухсоставный перцептивно-(аффективно-волевой) конструкт, представляющий собой не что иное, как элементарное чувствование, пока ещё не осознаваемое, то есть не подкреплённое Мыслью. В случае отрицательного ответа на вопрос о придании поступающим извне данным какого-то смыслового веса эти данные отвергаются волевой границей сознания и начинают циркулировать между сферой аффекта и сферой воли в качестве неотрефлексированного аффекта. Ответ на вопрос, как эти данные затем попадают в сферу бессознательного, будет рассмотрен автором позже. В случае же положительного ответа трёхкомпонентный конструкт «проталкиваются» своей волевой составляющей из сферы воли далее в глубь сознания – в чувственно-мыслительную сферу (точнее, в данном случае шар) представлений. 

При попадании чувственного конструкта в сферу представлений в ней возникает реакция, которая проявляется в виде Мысли. Соединяясь в целостную конструкцию, Мысль и её перцептивно-аффективно-волевой стимул образуют Образ. На предложенной автором иллюстрации Образ имеет форму тетраэдра, желтый шарик которого соответствует данным из сферы восприятия, красный – данным из волевой сферы, зелёный – данным из сферы аффектов, а чёрный – это реакция непосредственно самой сферы представлений на поступившую в неё извне информацию, или первичная, базовая Мысль. Далее в сфере представлений Образы претерпевают самые разнообразные рекомбинации, образуя все её мысленно-чувственные конструкции и мысленно-чувственную среду.

Итак, сфера представлений – это область сознания, где образуются и присутствуют Образы; всевозможные конструкты, образующиеся на основе этих Образов; отдельные Мысли и Иллюзии как мысленные элементы, образовавшиеся на основе Мыслей; всевозможные их комбинации и сочетания; а также комплексные Чувства и разрозненные базовые элементы сознания в виде мысленно-чувственной среды этой сферы. Таким образом, сфера представлений как часть сознания субъекта – это комплексная область Мышления и Чувствования. Автор ещё раз обращает внимание на принципиальную разницу между чистыми, элементарными, базовыми аффектами сферы аффектов – и Чувствами и чувственной средой сферы представлений как сложными многосоставными образованиями на основе чистых, элементарных, базовых элементов перцепции (восприятия) и оценочного (аффективного) осмысления (воления).

Также следует отметить тот факт, что все мыслительно-чувственные конструкции сферы представлений представляют собой относительно жёсткие, но при этом перманентно подвижные и изменяющие свой состав и структуру объёмные виртуальные образования, погружённые во всепроникающую и всесвязующую мысленно-чувственную среду из распавшихся по тем или иным причинам на части базовых перцептивно-аффективно-волевых конструктов и сформировавшихся из них вспомогательных конструкций, выполняющих как раз функции желаний, оценки и прочего. При этом по причине их перманентного взаимодействия и пространственных перестроений произвести чёткое и однозначное разграничение между самой средой и погружёнными в неё конструкциями априори оказывается невозможно. Саму же локализацию этих конструкций в сфере представлений можно условно определить по значительному увеличению концентрации их элементов в той или иной области виртуального пространства сознания.

********

Теперь рассмотрим принципы функционирования сознания, по прежнему пока только с точки зрения материалиста, согласно которой Мир существует, объективен, познаваем и дан субъекту непосредственно в ощущениях. Информация здесь понимается как объективные данные о Мире. Исследователь изучает Мир как внешнюю по отношению к себе реальность и себя как часть этого Мира.

Восприятие Мира, таким образом, предметно и происходит в сфере ощущений непосредственно через ощущения (при этом оно является непосредственным и в том случае, если опосредовано приборами, просто восприятие Мира в этом случае происходит с другой степенью искажения). По сути, восприятие – это процесс считывания субъектом информации как объективно присутствующих данных из окружающего Мира. Чем совершеннее органы чувств и приборы, тем более совершенен сам механизм восприятия и тем потенциально более приближенными к истине оказываются последующие представления субъекта о Мире.

Цветное зрение человека в этом случае расценивается как более совершенное по сравнению с чёрно-белым зрением собаки, однако, оно же уступает по своим возможностям и зрению пчелы, способной видеть в ультрафиолетовом диапазоне, и ночному видению совы или кошки. В отношении же обоняния нос, например, лисы или волка расценивается как более совершенный прибор, чем человеческий. И то же со всей очевидностью можно сказать и относительно возможностей вестибулярного аппарата или слуха человека по сравнению с определёнными видами животных. И именно потому естественнонаучное направление познания, вся суть которого заключена как раз в объективно-материалистическом поиске истины, стремится создать всё более и более совершенные приборы восприятия действительности.

Переход от сферы восприятия к сфере представлений происходит последовательно через сферу аффектов и сферу воли, и, таким образом, возникающие затем в сфере представления Образы всегда опосредованы волей и эмоциями субъекта. То есть вне зависимости от своей конкретности как непосредственного перцептивного отражения реальности они априорно имеют те или иные искажения, которые носят характер ценностного преувеличения или преуменьшения отдельных характеристик информации, а также ту или иную степень отчётливости как степень осмысления её субъектом. Таким образом, Образ конкретен и чувственен.

Поступая в сферу представлений, Образ вступает во взаимодействие с близлежащими Образами, и таким способом образуется комплексное Видение, которое, соответственно, тоже конкретно и чувственно, то есть представляет собой череду отражений в сознании субъекта непосредственных слепков (копий) с реальности. Таким образом, Видение – это комплексное отражение в сознании субъекта текущих слепков (копий) с реальности в виде конструкций из конкретных Образов.

В том случае, если Образ по тем или иным причинам лишается части своего чувственного содержания, он перестаёт быть конкретным и распадается на абстрактную Мысль (чёрный шарик без своих цветных спутников) и изначально поступившую в сферу представлений чувственную компоненту. 

Оставшиеся без чувственной компоненты конкретные Мысли объединяются в цепочки и комплексы посредством Понимания. Таким образом, Понимание – это последовательно-логическая либо объёмно-синтетическая сборка Мыслей в конструкции и системные комплексы посредством установления взаимосвязей и причинно-следственных отношений между ними. Вследствие утраты Мыслями чувственной компоненты Понимание является чисто интеллектуальным (мыслимым, бесчувственным) процессом.

Чувственная же компонента в этом случае уходит в сферу представлений в самостоятельное плавание. Такие базовые чувственные компоненты сознания могут объединяться затем в глобальные комплексы Чувств, а также распадаться на отдельные элементы и входить в состав иных образований сферы представлений, которые в зависимости от состава и концентрации своих компонентов выполняют функции желаний, стремлений, намерения, оценки, побуждения, интереса и прочие.
 
Взаимодействуя между собой, Мысли порождают новые мыслительные элементы как продукт реакции уже не на данные внешней среды, отражающие часть объективной реальности и прошедшие по дороге к сфере представлений процедуру фильтрации и оценивания, а как самостоятельный, внутренний продукт сферы представлений –  Иллюзии (белые шарики на схеме). Иллюзия всегда абстрактна, то есть лишена чувственного содержания.

Здесь следует особо остановиться на вопросе о том, что сама по себе Иллюзия не есть ложное представление субъекта о реальности. Иллюзия вполне может отражать и текущее положение дел в Мире, в то время как Мысль вполне может являться ошибочной. Вся разница между Мыслью и Иллюзией состоит в том, что последняя возникает не на границе взаимодействия с внешним миром. 

Иллюзии формируют такие конструкты сферы представлений, как Воображение (цепочки и комплексы белых шариков на схеме). Воображение, таким образом, – это отражение Мира в сознании субъекта на основе возникших в самом сознании абстрактных мысленных элементов. Воображение абстрактно, интеллектуально и опосредовано личностью самого субъекта.

В результате присоединения к Воображению свободно плавающих в чувственной среде перцептивно-аффективно-волевых конструктов формируются комплексы Фантазии, которая, таким образом, абстрактна и чувственна. Её отличие от Видения состоит как раз в абстракции, то есть в том, что входящие в её состав Иллюзии образовались не в результате реакции на информацию, поступившую извне, а являются внутренним продуктом самой сферы представлений.  По сути, Фантазия – это индивидуальный бред сознания, или индивидуальное творчество.

Таким образом, Воображение и Фантазия отличаются от Видения и Понимания тем, что в них присутствуют элементы, образованные непосредственно в сознании самого субъекта, а Фантазия при этом ещё и захватывает в себя посторонние чувственные компоненты. При этом сама Фантазия, так же, как и Воображение, вполне может восприниматься самим субъектом как истинные представления о реальности. А при воплощении Фантазии в реальность её же возможно расценивать впоследствии как вполне объективное отражение действительности.

Именно в связи со способностью человеческого сознания к образованию частных, личностно окрашенных фантазийных Образов и иллюзорного Воображения в материалистическом взгляде на изучение устройства Мира присутствует потребность в создании и использовании систем искусственного интеллекта для обработки информации как данных, поступающих исключительно от самого внешнего Мира. Иными словами, для того, чтобы избежать частной человеческой субъективности, искажающей информацию и придающей попутно той или иной её части ценностный вес и осмысленность в соответствии с личностью исследователя, все аффективно-волевые компоненты сознания предлагается отсечь и достигнуть, таким образом, чистого интеллектуального понимания реальности.

Заканчивая рассмотрение строения и функционирования сознания с точки зрения материалиста, следует выдвинуть гипотезу о природе и характере образования таких конструкций сознания, как Ценности и Смыслы. Согласно представлениям автора, образование их базовых элементов происходит непосредственно в сферах соответственно аффектов и воли. Попадая в мысленно-чувственную среду сферы представлений, эти элементы совместно с Мыслями группируются в пространственные комплексы, образуя в каких-то областях сознания повышенную концентрацию «мыслеаффектов» и «мыслеволи». Именно они и представляют собой реальные Ценности и Смыслы. В случае же сочетания высокой концентрации воли и аффектов с Иллюзиями возникают, соответственно, иллюзорные Смыслы и Ценности. Автор ещё раз обращает внимание читателя на тот факт, что иллюзорные Смыслы и Ценности ни в коем случае не следует расценивать как ложные по сравнению с реальными Ценностями и Смыслами. Вся разница между ними состоит в том, что у них разный характер возникновения. Что касается виртуальной схемы пространственного строения Ценностей и Смыслов, то автор представляет Смыслы как волевые логические, линейно-самонаправленные к Пониманию-Воображению образования, а Ценности как синтетические объёмные конструкты аффективного, циклически циркулирующие вокруг уже существующего Понимания-Воображения.

********

Рассмотрим теперь строение и принципы функционирования сознания с точки зрения субъективного идеалиста, согласно которой Мир существует только в сознании субъекта, вопрос от его полной познаваемости решён отрицательно, а частичная познаваемость опосредована индивидуальностью самого субъекта как исследователя. Информация здесь понимается как сведения из Откровения как абсолютной Идеи Мира. Исследователь изучает сам себя как единственно возможную реальность и единственно возможный источник проявления Откровения. Граница сознания с внешним Миром отсутствует по причине отсутствия самого Мира.

Таким образом, с точки зрения субъективного идеалиста сознание субъекта оказывается ничем не ограниченным, и для прояснения понимания принципов его функционирования автор на этот раз осуществляет движение с противоположной стороны, а именно, из центральной части сферы (точнее, в данном случае пространства) представлений.

Для корректного отражения сущности происходящих в сознании процессов с точки зрения субъективного идеалиста следует ввести несколько новых терминов и уточнить уже существующие.

Основополагающим является вопрос о том, присутствуют ли в сознании с точки зрения субъективного идеалиста Мысли как таковые. В самом деле, согласно введённым автором определениям, Мысль – это ответная реакция сферы представлений на поступившую в неё извне перцептивно-аффективно-волевую информацию в виде сформированных в целостный конструкт данных о внешнем Мире, претерпевший по мере прохождения через трёхслойную мембрану сознания процедуры оценки и осмысления. Однако в сознании субъективного идеалиста сам внешний Мир отсутствует, соответственно, отсутствуют и данные о нём, а вся присутствующая в сознании субъекта информация понимается как сведения из глубин сознания самого же субъекта. Соответственно, мысленная составляющая его сферы представлений представлена не Мыслями, а Иллюзиями как внутренним продуктом самого сознания. Более того, само разделение мысленной составляющей сознания на принципиально разные части в этом случае неправомочно в связи с тем, что альтернативного источника её возникновения в сознании не существует вообще: весь Мир, всё сущее для субъективного идеалиста – это и есть его собственное сознание. Итак, в сознании с точки зрения субъективного идеалиста возникают и присутствуют исключительно Иллюзии как внутренний продукт его сферы представлений, при этом другие сферы сознания отсутствуют. Что касается собственно Мыслей, то с этой точки зрения в сознании их нет и быть не может по определению.

Во избежание ненужной субъективности восприятия этой информации в сознании читателя автор ещё раз обращает внимание на тот факт,  что сами по себе термины «мысль» и «иллюзия» не несут в себе никакой оценочной компоненты. Иллюзия сама по себе ничуть не более ложна, чем Мысль; разница исключительно в механизме их возникновения. Более того, так как само мышление (иллюзионирование) с точки зрения субъективного идеалиста является актом непосредственного восприятия сведений из глубины собственного сознания, по сути, механизмом трансляции этих сведений из центра сознания в его относительно внешние области, то все возникающие в связи с этим Иллюзии и чувственно окрашенные иллюзорные Образы можно расценивать как объективные данные о единственно существующей реальности.

Ответ на закономерный вопрос о том, откуда берётся и как возникает чувственная составляющая иллюзорного Образа, будет представлен автором ниже, пока же следует остановиться на новых терминах и понятиях и раскрытии сути взаимосвязи описываемых ими феноменов.

Откровение – это присутствующая в сознании субъекта в качестве изначально данной Идея Мира как потенциально бесконечная рекомбинация всех иллюзорно-чувственных представлений о ней, всеобщий банк идей. Иными словами, Откровение – это совокупность всех «мыслимых и немыслимых» (точнее, иллюзорных и чувственных) конструктов сферы представлений, которые возникают или потенциально могут возникнуть в ней как отражения всеобщей Идеи Мира. При этом Откровение по причине своей всеобщности, абсолютности является строго единственным, истинным и по той же самой причине непознаваемым полностью самим субъектом как неабсолютным (временным, смертным, конечным).

Знание – это частное отражение Откровения в сознании субъекта как спонтанное объёмно-синтетическое или линейно-последовательное проявление его в иллюзорно-чувственной среде сферы представлений. Таким образом, в зависимости от индивидуальности самого субъекта, Знание может являться чисто иллюзорным, интеллектуальным или же смешанным, иллюзорно-чувственным, и оно всегда проявляется в соответствии с характерными особенностями функционирования сознания субъекта как инструмента считывания сведений из всеобщего Откровения, всеобщего банка идей. Следует отметить, что проявляющееся в сознании субъекта Знание всегда расценивается им как истинное, то есть отражающее абсолютную Идею Мира так, как она только и может быть отражена «на самом деле». Однако в связи с возникновением его непосредственно в сфере представлений самого субъекта, то есть его опорой на Иллюзии как внутренний продукт деятельности сознания, параллели от Знания в этом случае следует провести не к Видению и Пониманию, а к Фантазии и Воображению.

Итак, Знание априори непосредственно и иллюзорно. Посредством проявления Знания актуализирует себя Откровение; посредством же возникновения в сфере представлений иллюзорных Образов в сознании субъекта возникает отражение Идеи Мира как существующего.

Возникновение – это актуализация Идеи Мира в сознании субъекта в качестве иллюзии восприятия его как реального. Иллюзорные Образы существования Мира образуются в сфере представлений и там же остаются, потому всегда имеют определённую, присущую самому субъекту, степень отчётливости и ту степень ценности, которая присваивается им самим субъектом.

Таким образом, все Знания субъекта о Мире как проявления частных отражений Откровения, абсолютной Идеи являются непосредственными и трансформированными его личностью в одну из сторон истины, а все иллюзии возникновения Мира, образующиеся в результате актуализации Откровения в сознании субъекта, оказываются опосредованными его индивидуальностью.

Итак, процессы, происходящие в сознании с точки зрения субъективного идеалиста, можно представить в виде следующей причинно-следственной последовательности событий. Изначально в глубине сознания субъекта происходит процесс проявления Откровения в качестве индивидуального, изначально целостного Знания, которое может проявляться в виде чувственно-иллюзорной Фантазии или чисто иллюзорного Воображения. Распадаясь по тем или иным причинам на части, Фантазия порождает чувственные иллюзорные Образы Мира, а Воображение – чисто интеллектуальные Иллюзии его существования. Таким образом, Мир всё-таки «возникает», проявляется, пусть и в качестве некой иллюзии, в сознании самого субъекта. И здесь, как бы автору ни хотелось сохранить в неизменности ранее нарисованную ею картину устройства сознания субъективного идеалиста в виде бесконечного и ничем не ограниченного извне пространства, она всё же вынуждена заговорить о его ограниченности – правда, ограниченности по-прежнему не извне, а изнутри.

Автор подошла к вопросу восприятия субъектом собственного Я как некого виртуального организма, имеющего определённую субъективную целостность, а потому априори замкнутого и отличного от того, что не является его собственной частью, отличного от того самого не-Я, которое существует или может существовать вне него самого. Именно на границе Я и не-Я субъектом и отслеживается эффект возникновения иллюзии внешнего Мира как существующего. И потому эту границу, в отличие от границы восприятия Мира, существующую в сознании материалиста, можно назвать границей возникновения Мира в сознании субъективного идеалиста. Можно предположить также, что чем шире условные границы виртуального индивидуального Я, тем более размытой и при этом более огромной предстаёт в его сознании область не-Я, область актуализации посредством сознания самого субъекта всеобщей абсолютной Идеи Мира.

Теперь следует вернуться обратно в глубь сознания и определить, что же именно представляет собой его внутренняя, центральная область. Согласно ранее написанному автором, именно отсюда берут начало все иллюзорно-чувственные феномены, возникающие в сфере представлений субъекта. Причём берут своё начало, возникают не в виде отдельных элементов сознания, а в уже готовом, сформированном и полноценном виде как индивидуальное Знание субъекта о какой-то части Откровения. Эту центральную часть сознания субъекта возможно определить как область его самости, относительной трансценденции, продолженности индивидуального Я в абсолютную Идею Мира как неотъемлемой её части. По сути, это трансцендентная «дырка» в абсолютную Идею Мира, имманентная самому сознанию субъекта как части этой Идеи. Это область бессознательного, не обременённого ещё ни Иллюзиями Знания, ни структурами чувственности. И это та самая область, в которой сконцентрированы идеи абсолютных Ценностей и абсолютного Смысла в виде «сверхаффекта» и «сверхволи». Воля и аффекты, таким образом, представлены в этой области сознания субъекта в максимально возможной своей концентрации. Переходя из самых глубин бессознательного и трансформируясь в индивидуальном человеческом сознании как инструменте актуализации Идеи Мира в осознаваемые им ноумены (то есть «мыслеаффекты» и «мыслеволю»), воля и аффекты вступают, таким образом, в область сознательного и, обретя в ней осмысливание Иллюзиями, проявляют своё присутствие в сознании субъекта в качестве данных ему как данность Ценностей и Смыслов.

Внимательный читатель неизбежно обратит здесь своё внимание на то, что автор описала и объяснила возникновение всех составляющих иллюзорно-чувственной среды и конструктов сферы представлений с точки зрения субъективного идеалиста, кроме одной, а именно, её перцептивной компоненты. В самом деле, откуда в Фантазии, сформировавшейся целиком в глубине сознания субъекта, берётся её «ощущательная» составляющая (жёлтый шарик на схеме)? Автор предлагает следующий вариант её возникновения.

Поднимаясь из глубин трансцендирующей самости, воля и аффекты проходят по пути некую границу бессознательно-сознательного, приобретая на ней характер индивидуальности и личностной субъективности, который как раз и характеризуется перцептивной компонентой, позволяющей сознанию идентифицировать само себя и своё собственное присутствие. Перцепцию здесь возможно рассматривать как реакцию на самоопределение сознания, как его восприятие самого себя. Далее, уже в самоосознаваемой области сознания, воля и аффекты теряют свою перцептивную составляющую и, обзаведясь Иллюзиями, становятся Смыслом и Ценностями.

На основе возникшей перцептивной составляющей и образовавшихся при распаде Ценностей и Смыслов конструктов возникает чувственное Знание в виде Фантазии. Что касается интеллектуального Воображения, то ему перцептивная компонента не требуется вовсе, так как оно полностью образуется из Иллюзий сознания.

В качестве завершающего аккорда рассмотрения принципов устройства и функционирования сознания с точки зрения субъективного идеалиста следует заметить, что идеалистическое восприятие действительности как строго субъективной неизбежно приводит исследователя в Мир собственного сознания как единственный и безошибочный источник получения сведений о Мире – Мире, полностью заключённом и представленном в его собственной личности, в его собственном уникальном и неповторимом Я. Том самом Я, которое содержит в себе одновременно и все вопросы, и все ответы на принципы устройства и функционирования Мироздания. И здесь следует остановиться на таких областях человеческого миропонимания, как духовные практики и вера как две возможности получения Откровения свыше – чувственную и интеллектуальную. В первом случае речь идёт о возможности получения Знания о Мире без привлечения Мышления и сферы восприятия. Недаром некоторые духовные Учения человечества рассматривают материальную действительность как отсутствующую, а интеллект как побочный продукт функционирования биологического тела человека. Таким образом, идеалистическое понимание мироустройства невозможно без обращения к духовности как сфере непосредственного и прямого чувствования абсолютной Идеи Мира. Во втором случае речь идёт о получении из Откровения чисто интеллектуального Знания, свойственного пророкам – людям, которые знают, «как оно должно быть и будет», и транслируют это Знание изнутри собственного сознания, порой и вовсе не задаваясь вопросом, почему «это именно так, а не иначе». Правда, людям, имеющим непосредственную возможность убедиться в истинности пророчеств и, таким образом, в истинности самого Знания, бывает свойственно расценивать Знание как Откровение Бога, а самим пророкам приписывать роль трансляторов божественных идей, однако, если рассматривать устройство сознания по-прежнему с точки зрения субъективного идеалиста, то Знание является индивидуальным продуктом сознания самого пророка. 

********

Наконец, автор подошла к вопросу о том, почему на представленной ею схеме сфера субъективного изображена в форме тороида, а не ограниченного только внешней мембраной шара или же пространства, условно ограниченного актуализирующейся  в области контакта Я и не-Я иллюзией существования Мира, с условной же «дыркой» самости посередине.

Для прояснения этого вопроса автор предлагает вернуться назад и вспомнить о том, что два рассмотренных ею подхода к принципам устройства и функционирования сознания являются априори условными и представляют собой две крайности философского определения взаимоотношений Мира и субъекта. Само же сознание вполне успешно функционирует вне зависимости от взгляда не него исследователей с той или иной точки зрения.

Автор синтезирует оба эти подхода в единую картину, которую, по её мнению, можно охарактеризовать как объективно-идеалистический подход к устройству сферы субъективного.

Если проводить аналогии между сознанием с точек зрения материалиста и субъективного идеалиста как его философского антипода, то всеобщая Идея Мира субъективного идеалиста оказывается своеобразным аналогом (зеркальным отражением) внешнего Мира материалиста. Область бессознательного субъективного идеалиста – это центральная часть сферы представлений. Область бессознательного материалиста – это граница сферы представлений, то есть трёхслойная мембрана, окружающая её извне. Замыкая одно на другое, автор и получает схему строения сознания в виде объёмного тороида с поверхностью как областью восприятия субъектом объективного внешнего Мира и условной «дыркой» в ней же посередине как области трансценденции индивидуального сознания в абсолютную Идею Мира, всеобщий банк идей, области предельной концентрации ценностно-смыслового поля. И если уж заниматься и дальше всевозможными геометрическими построениями и ассоциациями, то диаметр и толщину кольца этого тороида возможно напрямую связать с глубиной и шириной сознания самого субъекта. 

Таким образом, сознание представляет собой организм, в котором информация, поступающая от внешнего Мира в качестве субъективно ощущаемых внешним слоем мембраны данных и от внутреннего Откровения в качестве объективно возникающих ощущений при прохождении сведений через внутреннюю границу бессознательного и сознательного, объединяется в мысленно-(иллюзорно-)чувственных конструктах сферы представлений.  При этом её потоки от сферы восприятия к сфере представлений и обратно являются линейно-направленными, а функционирующие внутри самой сферы представлений – встречно-циклическими.

Насчёт линейного потока сознания от сферы представлений к сфере восприятия следует сказать особо, так как автор до сих пор не останавливалась на этом вопросе. Дело в том, что восприятие данных от внешнего Мира вполне может происходить и на основе уже присутствующих во внутренней области сознания представлений о реальности, и эти представления влияют на восприятие. Таким образом, вполне нейтральный для другого наблюдателя объект (таракан или красная тряпка) для инсектофоба или быка являются сильнейшими раздражителями, серьёзно портящими возможность восприятия внешнего Мира как приятного или же безопасного.

Следует также вернуться и к обещанному ранее автором ответу на вопрос, как именно данные, застрявшие между сферой аффекта и сферой воли в виде неотрефлексированного аффекта, попадают затем в сферу бессознательного. Это происходит благодаря их свободному перемещению вдоль мембраны сознания. Рано или поздно они оказываются в области «дырки» сознания, а она и представляет собой трансцендирующий выход в сферу бессознательного.

Что касается, например, процесса творчества, то в зависимости от взгляда на него наблюдателя, оно может осмысливаться и как иллюзорный бред сознания, и как высшая степень его развития, а сам продукт творчества восприниматься и как малозначащий для постороннего объект, и как безусловная ценность, причём не только в глазах его создателя. 

Далее можно также развивать предложенную автором тему и в область озарения, инсайта как перехода от старых представлений субъекта к новому восприятию мира. И в сторону подробного прояснения структуры и функционирования таких составляющих сферы представлений, как оценки, желания и прочее. И в направлении геометрических расчётов принципов пространственного сцепления виртуальных элементов сферы сознания между собой. Однако эти вопросы автор оставляет на рассмотрение всем заинтересовавшимся в предложенной ею схеме устройства и функционирования сферы субъективного.