26. Джошуа Рейнолдс. Портрет актрисы

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 26. ДЖОШУА РЕЙНОЛДС. "ПОРТРЕТ АКТРИСЫ".


            Утверждение предыдущей главы о связи состояния общества и состояния искусства можно без труда подкрепить многими примерами как из прошлого времени, так и из нашего сегодняшнего дня. Связь настолько заметна, что вовсе не зная какого-то общества, но ознакомившись с его искусством, мы сможем без ошибки судить о его здоровье.

     Конечно и в эпоху упадка и загнивания находятся здоровые и светлые творцы, идущие против общего течения. Более того, - именно оскотинивание большинства вызывает у настоящих людей меньшинства всплеск неприятия и протеста и тем самым делает более ярким величие их произведений. Но этим творцам-одиночкам трудно пробиться через массовость господствующей пошлости.


            Мы ещё вернёмся во Францию 18-го века, в конец его, когда разразилась Великая французская революция. Мы увидим, какое благотворное изменение в искусстве вызвало это историческое явление. Революции всегда помогают искусству.

     Но сейчас хотелось бы показать 18-ый век английской живописи. Возьмём не самые известные, но очень характерные произведения двух знаменитых живописцев той Англии, - Джошуа Рейнолдса (в этой главе) и Томаса Гейнсборо (в следующей).


            Крепнущий английский капитализм, ещё имевший тогда историческую перспективу, - ещё не тот, гниющий заживо, капитализм, который мы видим сегодня, - вызывал творческий настрой открытий и труда.

     Джошуа Рейнолдс был сыном пастора, но с ранних лет решил посвятить себя живописи. Английская живопись была тогда развита очень слабо, - лишь работы проживавшего здесь в середине 17-го века фламандца Ван Дейка блистали и побуждали к творчеству.

     Молодой Рейнолдс отправляется в Италию, где изучает великих мастеров прошлого. Позже с той же целью совершает путешествие в Голландию и Фландрию. Огромное трудолюбие и изучение старых образцов высоко подняли его художественный уровень. Сочетание упорного труда и послушной, незаносчивой учёбы - это именно тот путь, который один только и может развить талант в любом виде творчества.

     Как замечательно сказал сам Рейнолдс о том времени: "Мои первые шаги были неуверенными и робкими, как у маленького ребёнка, но меня вели за руку лучшие художники мира."

     "Изучая изобретения других, мы сами учимся изобретать", - говорил он в одной из своих преподавательских лекций.



            (В развитие этой, безусловно, правильной мысли я хотел бы предложить тем, кому это покажется нужным, одно очень полезное дело, которое я наблюдал у одного своего знакомого. Он, читая стихи известных поэтов и встречая места, поражавшие его чувства, всегда останавливался и дотошно выискивал: чем же именно это место поразило его? какой конкретный приём применил здесь автор? почему другие стихи или другие строчки не так впечатляют, а это место с такой силой бьёт по душе читателя? И когда он открывал этот профессиональный секрет автора, то обязательно записывал увиденный здесь приём в свою тетрадку. В результате он накопил огромное количество ударных приёмов разных замечательных поэтов. Ещё более полезно, что такие долгие записи показали ему, как один и тот же приём разные авторы могут применять по-своему. Приёмов много, а способов их проведения ещё больше. Эта тетрадка давала ему громадную помощь. Нет, это не плагиат, это учёба. Ведь он не повторял эти приёмы и способы буквально, а прикладывал это к своей собственной творческой идее.)



            Когда смотришь на приведённый здесь портрет, внимание привлекают прежде всего жест и цвет.

     Сам Рейнолдс в своих лекциях говорил, что есть жесты, очень ярко и точно передающие суть натуры; нужно найти их и верно передать. Не та ли самая задача стоит перед актёрами? Это ещё один пример, как сходны разные виды искусства и как необходимо одним видам искусства заимствовать у других.

     О цвете. Есть художническая манера делать рисунок, а затем заполнять соответствующие места плоским цветом. На ранних этапах живописи так и было. Но уже в 17-ом веке, например, в творчестве Рембрандта, мы видим умение делать изображаемое цветом и светом непосредственно. Известно, что Рейнолдс вообще не наносил рисунок, а сразу работал красками, именно через сочетания и степень интенсивности разных цветов передавал и объём, и сущность натуры, и нужные чувства. Но, конечно, понятно, какое высокое чувство цвета требуется для этого, чтобы избегнуть кричащих несоответствий и все цвета картины согласовать в нужную идею. Таких художников называют "талантливыми колористами". По отношению к Рейнолдсу это справедливо без всяких сомнений. Тем более трагично, что к концу жизни художник ослеп.

             Пройдя путь от сына простого пастора до директора Королевской Академии Искусств, открыв расцвет английской живописи, превзойдя в своем творчестве портретную живопись остальной, современной ему, Европы, он был похоронен на самом аристократическом кладбище Лондона, рядом с могилой великого Ван Дейка.