Новый пиджачок

Ирина Кашаева
Быль.                               

Так уж вышло, что однажды я заболела и легла в нашу районную больницу.

В одной палате со мной лежала бабушка лет под 90. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что возраст человека следует мерить не прожитыми им годами, а обращать внимание на  душу? Ведь если душа молода, значит, и обладатель её тоже  молод!

Бабушка Надя была весёлой, забавной и неунывающей особой. Она никогда не падала духом, шутила и развлекала всех нас своими интересными, незаурядными рассказами.

Наиболее запомнились мне вот эти. Итак, усаживайтесь поудобнее, рассказывает бабушка Надя.

"С дедом своим я полста лет прожила. Как все жили, так и мы. Бывало пил мёртвой чашею, дурень старый, да гонял меня. Да и бита была им я не единожды.
Дед-то мой заслуженным фронтовиком был, разведчик знатный, войной весь нерв у него нарушенный. Жалела я его,болезного, прощала.
Помирает в одночасье сердешный друг, не хворамши.
Что ж... Повыла я по-бабьи, ведь столько лет-то прожили! Бывало всякое, но так вдруг жалко его стало. А себя-то ещё пуще жалела - одна ведь теперь...
Оно, конечно, деток мне этот козёл цельный колхоз настрогал, но все они далече.
Что ж... Обмыли деда да обрядили, ровно как жениха какого, в новую рубаху синенькую с белым горохом. Да заодно серый костюм полушерстяной обновили (дочь из Венгрии привезла).
Уложили мил-дружка в сосновый гроб. Э-э-эх...
Но, по совести признаться, девоньки, козёл этот старый заначку от родной жены держал: на ненасытное своё-собственное горло экономил - во внутреннем кармане новомодного иностранного костюма. Как на духу говорю вам: не ведала я о том, ни сном ни духом не ведала! Сами подумайте- в делах вся зарылась, когда же за супружником-то наблюдение вести? Если б знала, давно б распотрошила все его заначки! Детям, внучатам помочь надо, а этот ирод горло своё никак не удовлетворит! По всему видно, что ему горло-то дороже детей...
Извините, что-то я отвлеклась. В общем, схоронили мы деда. Схоронили сердешного с большущим почётом, даже с райвоенкомата было человечка два. Речь-то такую сильную закатили - весь народ слезами-то так и умылся... Ну и я, знамо дело, дюже плакала!
Пришли домой, как полагается, помянули его, сердешного. Военкоматчики-то водки не жалели. А чего её жалеть-то, коли не ими куплена? Да так, болезные, напоминались, что один рухнул, ровно подкошенный в палисадничке, в аккурат на мои помидоры....Да вы не подумайте, не жалко мне тех треклятых помидор, пёс с ними. Да только ведь с Михайлом-покойничком совместно их сажали... Мужняя память, как-никак.
Пришлось в дом тащить болезного, человек какой-никакой ведь.
Уложив при помощи соседей его на диванчик, прилегла и я. Устала, как собака, с похоронами-то. Ну что сделаешь?..
Поплакала я, погоревала о любезном своём муженьке - шутка ли, до самого Берлина дошёл, а тут вдруг моментом помирает! Оставил меня одну-разъединую сиротинушку!...
Улеглась да и задремала чуток, как кто-то осторожно так "тук-тук" в оконце! Сердечко-то моё бедное ровно холодом лютым так и обдало!
Глядь - стоит муженёк покойный и слёзно так просит: "Надюха, любимка моя, пусти в дом, застыл весь. Ведь не май-месяц!"
Язык у меня тут ровно отнялся. Молитвы-то творю, крещу покойничка, а ему хоть бы что! Как стоял, так и стоит столбом!
"Надюха, пусти, заморозишь родного мужа - грех ведь тебе будет! Живой я! Живого ты меня закопала! Стерва ты, фашистка лютая, хуже Гитлера! А я ведь любил тебя, как последний дурак, женился, мог же и Аришку Курочкину взять! Она покрасивше тебя будет, а уж любила меня без памяти! Да и по сей день ещё любит!.."
Взбесили меня тогда все эти разговоры, но от страху ровно без памяти сделалась. Вышла, осторожно так щупаю покойничка - мало ли... А он и взаправду тёплый да живой! Зашли в дом, водка и закуска с его похорон остались, супружник мой выпил как следует, закусил да и спать завалился!
Оказывается, про заначку-то я не знала, но, видать, дедовы друзья-собутыльники знали очень хорошо. Они, как стемнело, потянули с лопатками-то на погост. Да и разрыли там свежую могилку. Гроб открывают, а покойничек-то встаёт на них оттуда живёхонек! Он, сердешный, живой был, оказывается! Сон с ним приключился особый какой-то, не разберёшь человека - то ли живой, то ли мёртвый. Гробокопатели-то со страху в порты наклали, болезные. А дед мой, знамо, домой, к законной жене прямиком последовал.
После такого непонятного случая супружник мой еще 13 лет прожил, правда, пил чуть поменьше... Боялся, думаю, что по пьяной лавочке опять с ним сон этот нехороший приключится!"