Мария Биешу

Галина Римская
Начало цикла о Молдове - «Любимый город Кишинёв» http://www.proza.ru/2015/04/09/774
Продолжение – «Белые Ворота города и Ботанический сад Кишинёва» http://www.proza.ru/2015/04/13/703
«Академия наук Молдовы» http://www.proza.ru/2015/04/16/368
«Театр оперы и балета им. Марии Биешу в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/04/19/1072



«Когда услышал её голос — замер от восторга! Удивительное сопрано! У её великой тёзки Марии Каллас не было такого объёмного, полнозвучного голоса. У Биешу — истинно итальянский голос, дарованный самим Господом. Если уж и сравнивать природу её вокальных данных, то Биешу ближе к великой итальянке Ренате Тебальди. Та же редкая красота ровного по всему диапазону и беспредельного по возможностям голоса, мягкость, сочность звучания и необыкновенная пластичность».
                — Муслим Магомаев


Casta Diva Maria Bieshu (1986) Мария Биешу Bellini: Norma
Maria Bieshu sings 'Un bel di vedremo'
Мария Биешу Дойна Maria Bie;u Doina Moldavian song
Maria Bieshu sings 'Ecco...Io son l'umile ancella'
Maria Bieshu sings Ave, Maria... www.talents-of-world.com
Vissi d'arte - Maria Bieshu
Мария Биешу / Maria Biesu - Ария Лизы ("Пиковая дама")
Maria Bie;u Смотри, ласточки летят Vezi, r;ndunelele se duc
Купите фиалки Maria Bie;u Cumpara;i viorele Comprate I Miei Fiori
Maria Bieshu sings O mio babbino caro
Мария Биешу Тонкая рябина
Мария Биешу Не пой, красавица, при мне
Maria Bie;u Cantec de nunta Свадебная песня Мария Биешу
Мария Биешу и ансамбль танца "Миорица"
Maria Biesu.avi




Из всей коллекции жемчужин
Явивших миру голоса,
Представлю Вам одну из лучших,
Знакомьтесь – «Чио-Чио-сан»,
Сверхнаделённая талантом,
Чьё виртуозное бельканто
Нас заставляет замирать,
В небесный замок улетать,
И превосходное сопрано –
Души блаженство, райский пир.
Мария покорила мир,
Искусства ради, а не славы.
В воспоминаньях есть стоп-кадр –
Благословил Большой театр.

Жемчужина моей Молдовы,
Всех покорила Баттерфляй.
На лучших сценах мира – Норма,
Аида, Тоска, Абигайль.
Татьяна, Лиза, Дездемона,
Земфира, Недда, Леонора,
Влюблённых женщин череда.
Бессмертный образ сквозь года
Кружит, легко парит над миром,
Любви рождая нежный цвет,
Мария излучает свет,
Благословив звучаньем лиры.
Послушайте, она для нас
О ласточках поёт романс.



Maria Bie;u Смотри, ласточки летят Vezi, r;ndunelele se duc



25.04.2015

Сонеты написаны Пушкинской (Онегинской) строфой

Продолжение - "Национальный дворец в Кишинёве" http://www.proza.ru/2015/04/28/776

================================================


http://ru.wikipedia.org/wiki/Биешу,_Мария_Лукьяновна

Мария Лукьяновна Биешу (1935—2012) — советская и молдавская оперная певица (сопрано), педагог, профессор.
Народная артистка СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1982) и Государственной премии СССР (1974). Член КПСС с 1979 года.
Родилась 3 августа 1935 года (по другим источникам — 5 мая 1934) в селе Волинтирь (ныне Штефан-Водский район Молдовы).
В родном селе окончила школу и в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в городе Леова. Пела в самодеятельности. В 1955 году была принята без экзаменов в Кишинёвскую государственную консерваторию (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) в класс педагога С. Л. Зарифьян, у которой проучилась четыре года.
Во время учёбы, в 1958—1960 годах выступала с оркестром народных инструментов Ансамбля песни и танца «Флуераш».
Окончила консерваторию в 1961 году по классу П. А. Ботезат и сразу после государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский театр оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова им. Марии Биешу) в Кишинёве.
Дебют на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноимённой опере Дж. Пуччини. В 1965—1967 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан, Италия), где под руководством педагога Э. Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Дж. Пуччини и Дж. Верди. В этот же период успешно выступает на международных кон-курсах: становится лауреатом первого состязания вокалистов в рамках III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966) и побеждает на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоёвывает первую премию, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира».

После этого для М. Биешу началась напряжённая жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли на всех континентах, грамзаписи, съёмки в фильмах. Она поёт на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров СССР, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии, Австрии. Совершает концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы, Израиля. Выступает с сольными концертами в Рио-де-Жанейро, поёт в зале «Олимпия» (Париж).
Всего в творческом репертуаре певицы было около трёх десятков сопрановых партий мировой оперной классики и произведениях современных композиторов.
Широк и камерный репертуар певицы, насчитывающий свыше двадцати концертных программ и включающий произведения мировой оперной классики, старинной классической, духовной и современной музыки.
Вела вокальный класс в Академии музыки им. Г. Музическу в Кишинёве (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) (профессор). Проводила мастер-классы для студентов-вокалистов в Университете искусств города Нагоя (Япония, 1999), Пекинской и Венской консерваториях (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), в оперных театрах Турции (Анкара, Мерсин), Кубы (Гавана).
Участвовала в культурной и фестивальной жизни Молдовы, с 1990 года в Кишинёве проходит Международный фестиваль звезд оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу» («Vа invitа Maria Biesu»).
В 1995 году приняла участие в первом Рождественском фестивале искусств в Новосибирске в качестве специально приглашенной звезды, где выступила с партией Аиды в концертной версии оперы «Аида».
В 2001 году выступила в шести столицах Европы (Париже, Риме, Бухаресте, Берлине, Софии, Брюсселе) с программой романсов румынских и молдавских композиторов на стихи поэта М. Еминеску, посвященной году М. Еминеску, объявленному ЮНЕСКО.
Продолжая активную гастрольную деятельность, в последние годы творческой жизни выступила в оперных спектаклях и камерных концертах в Австрии, Германии, Франции, Италии, Венгрии, Японии, Белоруссии, Украине, России.
В творческом активе певицы и кино- и телефильмы с её участием, а также многочисленные грамзаписи арий, песен и романсов в её исполнении и оперных спектаклей, где она поёт главные партии.
Длительное время участвовала в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов (Токио, Барселона, Марсель, Будапешт, Батуми (конкурс теноров им. Д. Андгуладзе, 1996), Баку (конкурс вокалистов, посвященный 100-летию Бюль-Бюля, 1997) и др.). Она — постоянный член жюри международных конкурсов имени П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Г. В. Свиридова.
С 1987 года — председатель Союза музыкальных деятелей Молдавии. С 1992 года — вице-президент Международного союза музыкальных деятелей (Москва).
Член КПСС с 1979 года. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 7—11-го созывов (1966—1989) от Молдавской ССР.

Жизнь после распада СССР

В одном из последних интервью Мария Биешу говорила российским журналистам:

«Вообще Советский Союз – это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей. И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла. При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось мое детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию. И переживаю за нее сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии — всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь. „Мы помним добро и ваш талант“, — сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств. Ко мне лет десять на каждый фестиваль прилетала Ирина Архипова, мы с ней были очень дружны. Она меня так и называла: „Моя сестренка“. Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!»

16 мая 2012 года Мария Биешу скончалась в кишинёвской больнице «Лечсанупр» Государственной канцелярии Республики Молдова. На протяжении нескольких лет она страдала от редкой формой лейкемии. Похоронена на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве.

О М. Л. Биешу

«Когда услышал её голос — замер от восторга! Удивительное сопрано! У её великой тёзки Марии Каллас не было такого объёмного, полнозвучного голоса. У Биешу — истинно итальянский голос, дарованный самим Господом. Если уж и сравнивать природу её вокальных данных, то Биешу ближе к великой итальянке Ренате Тебальди. Та же редкая красота ровного по всему диапазону и беспредельного по возможностям голоса, мягкость, сочность звучания и необыкновенная пластичность».
             — Муслим Магомаев

«Превосходные вокальные данные, высокая культура пения — такое сочетание само по себе представляет значительную редкость. Свободно льющийся звук, округлый, мягкий и всепроникающий, одинаково богат обертонами во всём громадном диапазоне. В мастерстве певицы неразделимы безукоризненное владение опорой, и, следовательно, хорошая интонация и широкое дыхание, пассажно-колоратурная техника, гибкость, беспредельность тончайших динамических градаций от pianissimo до fortissimo. М.Биешу увлечённо следует течению музыкальной мысли, настроений и образов. Она тяготеет, быть может, во многом ещё интуитивно и эмоционально, к открытой передаче человеческих страстей. Поэтому-то сильнейшие впечатления от её концертов связаны с драматическими произведениями».
             — И. Чалаева. «Советская музыка», 1969

«Встречу с Марией Биешу можно назвать встречей с настоящим бельканто. Её голос подобен драгоценному камню в прекрасной оправе».
              — «Музыкальная жизнь», 1969

«Её Тоска великолепна. Голос, во всех регистрах ровный и красивый, завершённость образа, изящная певческая линия и высокая музыкальность ставят Биешу в ряд мировых современных певиц».
              — «Отечествен глас», Пловдив, 1970

«Мария Биешу — обаятельная и милая актриса, о которой можно писать с удовольствием. У неё очень красивый, плавно идущий наверх голос. Поведение и действие её на сцене просто отличные».
              — «Нью-Йорк таймс», Нью-Йорк, 1971

«Певица из Молдавии принадлежит к таким мастерам, которым смело можно доверить любую партию итальянского и русского репертуара. Она — певица экстракласса».
              — «Ди Вельт», Западный Берлин, 1973

«Певица внесла в трактовку образа маленькой мадам Баттерфляй исключительную лиричность и вместе с тем сильнейший драматизм. Всё это наряду с высочайшим вокальным мастерством позволяет назвать Марию Биешу великим сопрано».
              — «Политика», Белград, 1977

«Голос мисс Биешу — инструмент, льющий красоту».
              — «Аустралиан манди», 1979

Репертуар

• 1962 — «Тоска» Дж. Пуччини — Флория Тоска
• 1963, 1973 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Татьяна
• 1963 — «Аурелия» Д. Г. Гершфельда — Аурелия
• 1963 — «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини — Чио-Чио-сан
• 1965 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Лиза
• 1966 — «Аида» Дж. Верди — Аида
• 1967 — «Отелло» Дж. Верди — Дездемона
• 1969 — «Трубадур» Дж. Верди — Леонора
• 1970 — «Героическая баллада» А. Г. Стырчи — Домника
• 1971 — «Паяцы» Р. Леонкавалло — Недда
• 1973 — «Алеко» С. В. Рахманинова — Земфира
• 1974 — «Глира» Г. С. Няги — Глира
• 1974 — «Чародейка» П. И. Чайковского — Настасья
• 1975 — «Норма» В. Беллини — Норма
• 1977 — «Богема» Дж. Пуччини — Мими
• 1979 — «Турандот» Дж. Пуччини — Турандот
• 1979 — «Иоланта» П. И. Чайковского — Иоланта
• 1980 — «Сергей Лазо» Д. Г. Гершфельда — Ольга
• 1980 — «Сельская честь» П. Масканьи — Сантуцца
• 1980 — «В бурю» Т. Н. Хренникова — Наталья
• 1981 — «Сила судьбы» Дж. Верди — Леонора
• 1981 — «Виват, маэстро!» («Колокольчик») Г. Доницетти — Серафина
• 1984 — «Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа — Адриенна
• 1984 — «Дидона и Эней» Г. Пёрселла (в концертном исполнении) — Дидона
• 1985 — «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова — Рита
• 1985 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Елизавета
• 1987 — «Александру Лэпушняну» Г. Мусти — Руксанда
• 1989 — «Бал-маскарад» Дж. Верди — Амелия
• 1995 — «Набукко» Дж. Верди — Абигайль

Камерный репертуар включает старинную западноевропейскую музыку (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Г. Пёрселл, Д. Чимароза, А. Страделла, Дж. Каччини, Дж. Кариссими, К. Монтеверди); романтическую немецкую музыку (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди); русскую классику (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, М. М. Ипполитов-Иванов, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, С. Н. Василенко, Т. Н. Хренников); романсы композиторов СССР; молдавскую вокальную музыку (В. Г. Загорский, Е. Д. Дога, Б. С. Дубоссарский, С. В. Лунгу, В. Ротару, К. Руснак, З. М. Ткач, С. Бузилэ, Д. Георгицэ), вокально-симфонические концерты (Месса си минор И. С. Баха, «Реквием» Дж. Верди, «Немецкий реквием» И. Брамса, Stabat Mater Дж. Россини).

Фильмография

• 1969 — Мария (телефильм)
• 1971 — Где б ни был я (документальный)
• 1971 — Мой голос для тебя (телефильм)
• 1971 — По страницам любимых опер (фильм-концерт, Ленинградское телевидение)
• 1975 — Поёт Мария Биешу (телефильм)
• 1978 — С любовью к вам (телефильм)
• 1979 — Песнь любви (документальный)
• 1980 — Чио-Чио-сан (фильм-спектакль) — главная роль
• 1981 — Флория Тоска — главная роль
• 1984 — О, Мария (телефильм)
• 2000 — Ave Maria (телефильм, Молдова)
• 2005 — Жизнь на сцене (телефильм, Молдова)

Звания и награды
 
• Лауреат III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966)
• Лауреат I Международного конкурса памяти Миуры Тамаки в Японии (первая пре-мия, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира») (1967)
• Заслуженная артистка Молдавской ССР (1964)
• Народная артистка Молдавской ССР (1967)
• Народная артистка СССР (1970)
• Народная артистка Республики Башкортостан (1994)
• Герой Социалистического Труда (1990)
• Ленинская премия (1982)
• Государственная премия СССР (1974)
• Государственная премия Молдавской ССР (1968)
• Два ордена Ленина (1984, 1990)
• Орден Трудового Красного Знамени (1976)
• Орден «Знак Почёта» (1960)
• Орден Республики (Молдавия) (1992)
• Командорский Крест ордена Звезды Румынии (2000)
• Медаль «Михай Еминеску» (Молдова)
• Медаль «150 лет со дня рождения Михая Еминеску» (Румыния, 2001)
• Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени (Русская православная церковь)
• Премия и золотая медаль Фонда И. Архиповой (2002)
• Примадонна Национальной оперы Республики Молдова
• Почётный член Академии наук Молдавии (1999)
• «Почётный доктор» («Doctor honoris causa») (Академия наук Молдавии)
• Почётный гражданин Кишинёва (1987).

Увековечивание памяти

С 2012 года Национальный театр оперы и балета Республики Молдова носит имя Марии Биешу.