Знаете ли вы, что в столице Таджикистана - Душанбе действуют подпольные цеха по изготовлению недоброкачественных тортов? В одном из таких, случайно, побывал корреспондент «Вечёрки».
А случилось так, что на подпольный цех в столице нас вывел обычный бисквитный торт, купленный на прошлой неделе в пятницу в городе Вахдат и в этот же день, привезённый в Душанбе. Даже по его остаткам можно сделать вывод, что торт был красивый, щедро полит шоколадом, герметично упакован в пластиковую коробку и даже с адресной этикеткой производителя и срока годности. Этим же вечером, привезённый торт был поставлен на праздничный стол в качестве десерта к чаю… Но увы, его дегустация наслаждения не принесла. Прокисший запах, странный горьковатый вкус… При его визуальном осмотре выяснилось, прослойки нижней части коржа с кремом были в пятнах зеленоватой плесени. Пришлось половину торта сразу выбросить. А так как неудачное чаепитие не состоялось, решили с этим разобраться, тем более, что на этикетке был указан адрес производителя. В субботу, взяв коробку с тортом, отправляемся на поиски адресата. Долго кружим вокруг рынка «Саховат», находим указанный адрес... Посмотрев на торт и сопроводительную этикетку работники этого кондитерского цеха (с тремя пятёрками над дверью) своим его не признали, лишь посоветовали пройти дальше по другим кондитерским цехам. Полдня было потрачено впустую и воскресный день тоже пропал в бесполезных поисках. Хозяина торта мы так и не нашли и в понедельник, разозлённые и порядком измученные поисками обратились с жалобой в торговый отдел Таджикстандарта. К нашему удивлению там с адресом разобрались очень быстро, вычислив его по номеру лицензии, а так как в этом случае были нарушены наши потребительские права, дали телефон начальницы цеха. До выяснения обстоятельств торт мы поставили в морозильную камеру и по телефону стороны договорились на следующий день утром созвониться и во всём разобраться. А так как, конкретного места встречи не было - договорились, что во вторник в 8.30 утра пострадавшая сторона с тортом подойдёт к подземному переходу рынка «Саховат» и позвонит по указанному номеру. Туда же подойдёт и сторона производителя и стороны решат, как поступить дальше.
Как оказалось, не всегда обещания, да ещё по телефону, выполняются в действительности.
На следующий день, во вторник «сладкое» путешествие с тортом продолжилось. В 8 утра когда «пострадавшая сторона» уже садилась с тортом в маршрутное такси ей позвонили и незнакомый женский голос и сказал, что ехать никуда не надо, мне сами позвонят, когда и куда надо будет принести торт. На что «пострадавшая сторона » ответила, что как и договаривались, она уже едет в маршрутном такси на место встречи – к подземному переход у рынка «Саховат». И в 8.30 утра «пострадавшая» сторона с коробкой торта уже стояла у подземного перехода рынка «Саховат». Но никто к ней не подошёл и не позвонил, а набрав утренний незнакомый номер она услышала в ответ: «я болею, сейчас в больнице, мне сделали укол и от рынка «Саховат» я нахожусь далеко». Телефон по которому «пострадавшая» сторона мило общалась с производителем своего торта ей дважды сообщил, что отключен. Было около десяти утра, припекало солнце… и «пострадавшая сторона», чуть ли не рыдая в трубку от обиды, что над ней посмеялись и так «кинули» стала звонить в торговый отдел Таджикстандарта.
На другом конце провода удивились такому повороту дела и наплевательскому отношению к потребителям, пообещали, что теперь за дело инспекторы отдела возьмутся сами и не позволят так поступать с покупателями.
Неизвестно по каким дополнительным телефонам они созвонились с производителем, но через некоторое время возле подземного перехода появились 2 инспектора торгового отдела Таджикстандарта, а вскоре позвонила и пожаловала к подземному переходу рынка «Саховат» собственной персоной, укутанная в хиджаб и сама начальница подпольного цеха.
Свою «приветственную» речь она начала с упреков и обвинений… «зачем звоните, жалуетесь, мы же договорились решить всё по- хорошему и я ещё посмотрю .наш ли это торт?».
Тем же парирую в ответ и здесь же у подземного перехода вместе с инспекторами торгового отдела раскрываю коробку с тортом. Свою некачественную продукцию начальница признала. И весь её воинственный пыл пропал. И тут же инспекторы торгового отдела потребовали уточнить юридический адрес цеха, где готовятся эти изделия. Жалуясь на судьбу и призывая в свидетели Аллаха, начальница повела нас в совершенно противоположную сторону, от указанного на этикетке адреса. Пройдя квартал, пересекли торговые ряды вещевого рынка, и на его противоположной стороне в глубине за какими - то складами вышли к нескольким небольшим старым развалюхам -деревянным постройкам неизвестного предназначения и естественно без номеров и опознавательных знаков. Лишь войдя во внутрь одной из них, стало понятно, вот она та самая «кузница» сладостей. В помещении, открытом со всех сторон весенним ветрам, зловонным запахам протекающего неподалеку давно нечищеного канала и проникающей в щели между рамами окон придорожной пыли несколько женщин «рукодельниц», иначе их и не назовёшь, в грязных когда - то бывших белыми халатах, топтались возле длинного, в центре этого сарая, стола. Одна из них скалкой раскатывала коржи из коричневого теста, укладывала их на противни и ставила в духовку на выпечку. Другая работница, в противоположном углу тоже чем - то была занята. Здесь же, почти рядом с входной дверью в электрической тестомешалке по кругу сбивалось тесто для будущих тортов. Увидев непрошенных гостей одна из тружениц схватила швабру с грязной тряпкой и стала усердно тереть затоптанный и замусоренный в проходе пол, а больше половины стола занимали будущие «шедевры» кулинарного искусства - пропитанные сиропом и уже промазанные кремом коржи. Неизвестно, сколько времени при хорошей плюсовой температуре эти заготовки здесь так простояли? Может ночь, или сутки в ожидании технолога (на отсутствие которого нам тоже пожаловалась начальница). Уже после того, как украсится внешний вид, торты запечатают в красивые пластиковые коробки, на этикетках в выходных данных проставят дату более позднего изготовления и отправят продукцию на реализацию подальше от столицы и чаще со словами, - «им кишлачным и так сойдёт»…
А ведь торт как был, так и остался для людей лакомством, особенно для детей и отправлять такую некачественную продукцию в торговлю уже преступление.
Ну а что же с тортом спросите вы? Выяснилось, его срок хранения был указан неправильно – вместо пяти суток – шесть. Плюс к этому, он еще какое - то неучтённое время простоял здесь на столе. После всех увиденных здесь нарушений, менять его на другой расхотелось. Я забрала свои деньги и ушла, инспекторы остались наводить порядок.
Как позже выяснилось, начальник цеха была оштрафована за несколько одновременно допущенных нарушений: неправильное указание юридического адреса, нарушение технологии изготовления продукции, антисанитарию. По закону штрафникам даётся время на устранение недостатков. Со своей стороны мы тоже решили не превышать своих полномочий и намеренно, (по рекомендации городской прокуратуры) не указали ни названия фирмы, ни имени производителей, чтобы не нанести вреда их торговой марке и развитию бизнеса. А надо бы!
Галина ДЗУТЦЕВА