Русская султанша

Ирина Воропаева
       Содержание:
Башмачок Роксоланы.
Русская султанша (очерк).
Гробница Роксоланы.

1.
Башмачок Роксоланы.

В той стороне, где ныне
(И да простят мне пусть)
Твердят об Украине,
Когда-то знали Русь.

Не стала б этой темы
Я задевать пером,
Но в древности проблемы
Там видели в другом.

Татарские набеги
Тиранили страну,
И сгинуло навеки
Немало душ в плену.

И в Кафе, и в Гезлёве
Всегда кипел базар,
Шла бойкая торговля,
Предмет – живой товар.

Вот так в чужие страны
Твой дальний путь пролег,
Прекрасной Роксоланы
Атласный башмачок.

А на стамбульском рынке
В торговый день один
Красивую рабыню
Нашел придворный чин.

Понравилась девчушка,
Раскланялся купец, -
И юная хохлушка
Попала во дворец.

Глядит – а здесь богато,
И мыслит – заживет,
Решив, что эта хата
Ей, в общем, подойдет.

С единственной преградой
Лишь стоит совладать, -
Всего-то ей и надо
Султану парой стать.

Стать жинкой и коханкой,
И другом вместе с тем, -
Тогда пред чужестранкой
Склонится весь гарем.

На редкость триумфальным
Стал быстрый твой шажок,
Прекрасной Роксоланы
Атласный башмачок.

В роскошном платье алом,
Стянувшем стройный стан,
Красавица стояла
Перед владыкой стран.

Сражен улыбки блеском
И золотом волос,
Султан свое ей сердце
С любовью преподнес.

Ее ждала корона,
А кто б подумать мог!
И по ступенькам трона
Процокал башмачок.

Склонились царедворцы
И новая семья.
- А ну, глядите, хлопцы,
Дивитесь – это ж я!

И во дворце султана
Свободно, без помех
Раздался Роксоланы
Задорный звонкий смех.

Веселая султанша
Всё к ручкам прибрала.
Так всех развеселила,
Как лишь она могла.

Не мешкая нимало,
Чтоб не жалеть потом,
Соперниц растоптала
Атласным башмачком.

Враги затрепетали,
Поскольку, говорят,
Ей очень помогали
Шнурок, кинжал и яд.

Не ведала пощады,
Шла смело по костям.
- Теперь держитесь, гады,
Я всё припомню вам.

Страна в недоуменье.
Да что же за напасть?
Откуда эта ведьма
Взяла такую власть?

Вот так поудивлялись
И в страхе, и в тоске,
А после догадались –
Все дело в башмачке.

Прекрасной Роксоланы
Атласный башмачок, -
Влекла любовь султана
Пасть ниц у милых ног.

Опасно, да и поздно
Помыслить о другом,
Ведь сам властитель грозный
Под женским каблучком.

Так русская султанша,
И честь ей, и хвала,
В империи Османской
Владычицей была.

Свой след в веках оставил
На самый долгий срок
Прекрасной Роксоланы
Атласный башмачок.


2.
Русская султанша.

«Такой она была женщиной, что ее глаза проникали в мое сердце, губы, в мой ум.
Даже один единственный взгляд я бы не променял ни на что на этом свете.
Каждый раз, когда она произносила – Сулейман – я оказывался в Раю.
Она была не только женщиной –
       она была поэзией, цветком, моею любовью, моей султаншей, она была всем!»
                Султан Сулейман Великолепный о Роксолане.

      Рукописная книга стихов, посвященных Роксолане, написанных султаном под псевдонимом «Муххиби», хранится в библиотеке Варшавского университета, копия этой рукописи - в Стамбуле. Сохранились и стихотворные ответы Роксоланы.               

      Считается, что Роксоланой законную супругу султана Сулеймана впервые назвал один ее современник, фламандский вельможа, в связи с бытовавшим тогда в Речи Посполитой наименованием нынешней Западной Украины – Роксолания, откуда вроде бы происходила султанша. Другие  осведомители называли ее просто русской, - русская султанша.
      Годы ее жизни: рождение - примерно 1502-1506, смерть – середина апреля 1558.

      О детстве и юности Роксоланы практически ничего не известно кроме того, что ее, видимо, взяли в плен во время очередного набега крымские татары. Различные варианты легенды приписывают ей разную родню и имена, но нет твердых оснований для того, чтобы счесть одну из версий более предпочтительной, чтобы называть ее Анастасией или Александрой. Не исключено, что реальная Роксолана имела мало общего со своим литературным прототипом, что ее звали совсем не так и что она была родом вообще из других мест.
      Разумеется, такое положение вещей не может помешать тому, чтобы в той или другой местности ее уверенно считали своей землячкой, - знаменитости всегда нарасхват. В Рогатине Ивано-Франковской области (Западная Украина), претендующем на право называться родиной знаменитой султанши, ей даже поставлен памятник – ее статуя в полный рост на постаменте-колонне. 
      В биографии Роксоланы так много белых пятен, что это заставляет заниматься домысливанием недостающих звеньев. Время от времени то одна, то другая версия становится более предпочтительной, а потом на смену ей появляется другая. Почему на нее обратил внимание султан, каким образом она обрела свободу от рабства, была ли она кровожадной злодейкой или вынужденной к защите жертвой? Вопросов много, ответов нет, поэтому легенды продолжают сочиняться до сих пор.   

      В целом можно заключить, что, попав волею случая в гарем Сулеймана I, Роксолана усиленно занималась своим образованием, приняла ислам, получила новое имя – Хюррем (веселая, смеющаяся) и сделала головокружительную карьеру, выйдя замуж за султана, хотя это противоречило всем обычаям и не имело аналогов в прошлом. Ей удалось упрочить свои позиции, в связи с чем она принялась активно вмешиваться даже в дела правления.

      Венецианцы описывали Роксолану как миловидную худощавую белокожую шатенку невысокого роста со вздернутым носиком. Внешность этой женщины ничего не говорила о присущих ей внутренних качествах – силе характера, недюжинном уме, кипучей энергии, целеустремленности, коварстве, хитрости и смелости.
      К вопросу о внешности русской султанши: насчитывается девять наиболее известных старинных портретов Роксоланы, однако при этом лишь один из них (гравюра) наиболее уверенно претендует на то, что был нарисован с натуры или хотя бы по памяти, другой был написан скорее всего вообще не с нее, а с ее соперницы Махидевран, а еще один портрет принадлежит кисти Тициана, но видел ли ее хоть раз знаменитый художник на самом деле – очередная загадка.
      Портрет Тициана Вечеллио, датируемый 1550-тыми годами и созданный в традициях западно-европейской живописи эпохи Ренессанса, конечно, самый лучший в галерее изображений Роксоланы. Любопытно, что султанша держит на левой руке домашнего зверька - куницу (как не вспомнить Даму с горностаем Леонардо да Винчи). Ныне этот шедевр Тициана хранится в Музее художественного и циркового искусства братьев Ринглинг в г. Сарасота (США, штат Флорида).

      Подпись на одном из изображений Роксоланы обозначает персонаж как «ROSSA SOLYMANNI», портрет кисти Тициана имеет подпись «La Sultana Rossa». Итальянское слово «Rossa» переводится как «красный, красная». Почему подписано так – неясно. В старину Галицкую землю называли «Червонной Русью», но также и «Красной». Во всяком случае, иностранцы переводили именно так  (пример - карта Фра Мауро 1459 года, где отдельные части Русской земли подписаны с учетом топонимов - Rossia Biancha, Rossia Negra, Rossia Rossa). Не исключено, что это сыграло свою роль в отношении Роксоланы. Еще одно возможное объяснение – женщина имела рыжий цвет волос, отсюда прозвище. Одну из знатных итальянок того времени знали под этим прозвищем именно в связи с цветом косы, причем она попала в плен к османам. Отсюда даже  появилась версия об итальянском происхождении Роксоланы, однако даты жизни этих двух дам не совпадают (итальянка была моложе). Если только на тициановском портрете в самом деле изображена Роксолана…

      Султан Сулейман безмерно обожал свою супругу и, хотя не был тривиальным подкаблучником, все же находился под ее сильным влиянием. Ради нее он нарушал традиции, вводил новые законы и удостоил ее особого титула «хасеки» - «милая сердцу». Даже когда она была уже не молода, он продолжал любить ее и посвящать ей стихи. Он ведь был не только полководцем, но и поэтом. Для подданных его поведение в отношении этой женщины являлось непостижимым, поэтому Роксолане приписывали колдовские чары.

      Роксолана способствовала смещению и назначению высших сановников, давала аудиенции, имела огромные личные богатства, занималась широкой благотворительностью и градостроительством. Она расправилась со всеми своими соперницами и врагами, добилась назначения одного из своих сыновей наследником престола и ушла из жизни примерно пятидесяти лет от роду, насладившись властью, славой и торжеством победы. Умерла она, может быть, от болезни, но не исключено, что от яда.
      Для своей возлюбленной супруги Сулейман воздвиг в Стамбуле прекрасную усыпальницу и завещал похоронить его самого поблизости, что и было исполнено в свой срок. Однако предание гласит, что стамбульская гробница Роксоланы – всего лишь кенотаф. Боясь посмертной мести врагов и осквернения своей могилы, она якобы пожелала, чтобы ее похоронили в тайном недоступном месте, и ее последнюю волю исполнили в точности. Предание гласит, что останки Роксоланы покоятся в Крыму, в подземельях под древней Кафой, нынешней Феодосией. Так ли это, неизвестно. Более того – вероятнее, что не так. И тем не менее...
      Вариант местного предания, которое я слышала в Феодосии, относительно того, что Роксолана похоронена в этом городе, возможно, связан с тем фактом, что Сулейман Великолепный приказал построить там на площади мечеть Шахзаде-Сулейман-хан-джами. Сохранившаяся до наших дней другая старинная мечеть, Муфти-Джами, была возведена поздней, однако перед нею некогда располагалось тюрбе (гробница), давно утраченное. Кроме того, по одной из версий Роксолану привезли на продажу именно в Кафу, то есть она уже была связана с этими местами. Легенды возникают и на менее реальном материале. К тому же некоторые из них оказываются правдивыми, и это тоже не следует выпускать из виду. Тем более ничего нельзя утверждать наверняка в случае с Роксоланой. Ей всегда сопутствует тревожное очарование тайны.

      
3.
Гробница Роксоланы.

Знойных улочек паутина.
В жестких травах о прошлом грезит
Пыльных стен крепостных руина.
А за крышами – моря бездна.

Город старых нЕбылей-былей.
На неведомом нам погосте
Дотлевают в тайной могиле
Легендарной султанши кости.

В подземельях закрытых древних,
Где нога давно не ступала,
Под корнями трав и деревьев
И почета, и места мало.

Только именно так и надо,
И поэтому ей не снится
Среди пышных садов Царьграда
Голубая ее гробница.

Только именно так и стоит,
Жизнь пройдя по лезвию стали,
Отдыхать в безвестном покое,
Где найдут однажды едва ли.

Жизнь средь славы и изобилья,
В опьяненье любовном страстном.
А любовь дает сердцу крылья,
Только злоба их черным красит.

Но в моленьях и горьком плаче
Много смысла, да толку мало.
И купались в крови горячей
Слуг ее кривые кинжалы.

Смолкла давней победы песня,
Отшумели черные крылья.
Завораживает нас бездна
Грешных душ с их силой и пылом.

Ненавидели и любили.
С мертвецами молчала совесть.
Этой гордой и страшной были
Завораживает нас повесть.

Как ужасно и как красиво.
И пугающе, и маняще.
Что угодно пусть было лживо,
Но ведь страсть была настоящей.

Вот и вспомнишь снова нечайно,
Вот и выступит из тумана…
Говорят, в подземелье тайно   
Похоронена Роксолана.

И о том, где, мраком одета,
Сон последний она вкушает,
До скончанья самого света
Никогда никто не узнает.

(2014г.)
*****

Иллюстрация – портрет Роксоланы кисти Тициана.

*****
Использованные материалы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Роксолана

http://www.tury.ru/sight/id/13207
Памятник Роксолане в Рогатине Ивано-Франковской области (Западная Украина).

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/Как выглядела Роксолана

Все девять наиболее известных портретов Роксоланы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Обсуждение: Махидевран
Проблема идентификации портрета Гульбахар Махидевран, который ошибочно принимают за портрет Роксоланы.

http://www.hierapolis-info.ru/mavzoley-hyurrem-sultan.html
Тюрбе (мавзолей) Хюррем-султан в Стамбуле.

Достопримечательности Феодосии.