Когда то

Ирина Миколина
               
Перечитывала старые записи и нашла много интересного, хочу поделиться с вами  тем, что на данный момент может быть безвозвратно утерянным для тех, кто, когда то полюбил град Киев всей душой.    

                Киев.
Поразили масштабы, фундаментальность этого города, чистота, зелень и, как в сказке, Днепр извилистой лентой в ярко зелёном обрамлении с молочно желтыми берегами. Храмы. Их множество, каждый уникален по- своему. Хотя их объединяет живопись, темноватая, исполненная широкими мазками, которые  рядом друг с другом напоминают мозаику. Поразили так же мостовые, дороги, дорожки, уложенные огромными булыжниками вперемежку с менее крупными камнями и их в Киеве множество и лета их не счесть, большинство от начала основания самого града Киева.
 Киево - Печорская Лавра, еще в детстве, я слушала рассказы о монахах, лежащих в пещерах и, уже тогда, я ощущала сильнейшее желание быть там, ощутить это на себе самой  в реальном измерении. Ощутить покой, атмосферу жизни при полном отсутствии её. Киево – Печерская Лавра поразила моё воображение, такого я ещё не видела. Мир наземный и мир подземный и вот от этого соединения, от такого соседства, от перехода от этой жизни к иной душа сотрясается. Ничего   доселе не видела я такого и не ощущала. Благолепие, великолепие храмов, свечи, горящие перед строгими ликами святых, священники, держащие вокруг себя прихожан стайками, эти огромные булыжники на территории всей Лавры, ощущавшие на себе не только грешную, но и святую поступь, неприступные стены Лавры, как могучие исполины, подпирающие твердь земли святой. Всё это вперемежку с бурной ухоженной зеленью, с многочисленными розами, посаженными заботливыми руками монахов и церковных служек, напоминает мирный оазис среди бурно текущей жизни, где на миг забываешь обо всём и время, как бы тормозит свой бег. И ты уже не ощущаешь тот дефицит его и понимаешь, здесь оно останавливается до тех пор, пока ты не покинешь этого места. Совсем теряешь ощущение реальности в подземном мире. Низкие своды, тесные стены, многочисленные извилистые ходы, множество ступенек и, как бы, из темноты в
ыплывают едва освещенные лампадами островки святости – преподобные, схимники, затворники и всякий иной святой люд, положивший свою жизнь на то, чтоб сиять после окончания её. Когда покидаешь пещеру, выходишь на свет божий, ему предшествуют многочисленные ступени, дающиеся с трудом, ощущается нехватка кислорода в подземных переходах, и ты, как бы заново преодолеваешь этот путь оттуда сюда. Почему заново, потому что мы рано или поздно, пришедшие сюда, вновь окажемся там и, по истечению времени снова явимся на этот свет. Ведь душа, она бессмертна и тела меняет, как тело меняет платья. По выходу из пещеры создается впечатление, что ты, что  то там вспомнил, ощутил очень знакомое родное, а, покинув её, вдохнув свежего воздуха реальной жизни, - забыл, забыл то, что лежит у тебя, где то глубоко в пластах подсознания твоей нетленной души. Как будто, вернувшись, домой, ей ещё не время остаться там.

Золотые врата Киева. Для именитых, почетных гостей. Огромные, старинная кладка, металлические врата и смотровые вышки из древних бревен, а рядом на углу небольшой скверик, сидя на траве, играет музыкант на старинном инструменте, напоминающим дуду. На высоком постаменте скульптура кошки, отлитой из бронзы или меди  (вот уж не припомню), своевольной, своенравной. Вся она в завитушках, лоснящаяся и ухоженная, с недоумением смотрящая на прохожих и  зевак, то и дело тискающих её. Видно это ей не по нраву, но куда деваться от любви, ведь красота, которой обладает она,  гипнотизирует прохожих и она уже свыклась с этим.
Андреевский храм,  Андреевский спуск, может, я ошибаюсь, называя так, то место, о котором мне хочется поведать. Он смотрится как красивая бархатная шкатулка с позолотой. Пред ним длинный ряд широких ступеней, ведущих в храм, на этих ступенях, когда то снимался фильм «За двумя зайцами погонишься» с Олегом Борисовым и Проней  Прокоповной и как приятно, узнав это место, вдруг неподалеку от храма, увидеть скульптуру, где Проня Прокоповна  принимает предложение от цирюльника. Он стоит на колене, одной рукой держа её за руку, она благосклонно, наклонилась всем телом к нему и лицо её светится от счастья. Вот такая скульптура и стоит она около дома, в котором проживал некоторое время великий русский художник, мною очень любимый, Михаил Врубель.
Вот такие замечательные места, где соседствует сразу  несколько эпох и Киев весь таков, град, в котором в мире живут века ушедшие и век нынешний.