И все-таки Иосиф

Петр Лебедев
Фамилия Шкловский у меня ассоциируется прежде всего с И.С. Шкловским, Иосифом Самуиловичем (1916-1985), знаменитым советским астрофизиком, популяризатором и романтиком науки, писателем. На мой взгляд, уже открытие плазмонной, как бы сейчас сказали, природы солнечных вспышек ставит его в ряд с крупнейшими учеными ХХ века. В. Шкловский, дальний его родственник, гуманитарий, которого я местами читал в оригинале, будет вторым. Для кого-то иерархия, наверное, будет обратной.

Так вот, думая о том, чего именно или кого именно недостает нынешней российской науке, я думаю о таких людях как И.С. Но даже и тогда, когда я думаю о том, кого именно недостает нашей гуманитарной науке и литературе, я думаю все также об И.С., недавно перечитав сборник его рассказов "Эшелон", жанр которых ближе всего к мемуаристике а-ля Георгий Иванов, но в более гуманистических красках, потому что именно естественные точные науки, как ни странно, очеловечивают гуманитарно катастрофический век.