Баба-яга, Яга, яга-баба, Еги-баба, Ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба – древнейший персонаж мифологии и фольклора славянских народов.
Первоначально образ Бабы-Яги был подобен женщине со змеиным хвостом. Она стерегла вход в подземный мир и провожала души в царство мертвых.
При этом Баба-Яга и ведьмы питались душами покойников.
Существовало поверье, что Баба-Яга может жить в любой деревне. Маскируясь под обычную женщину, она ухаживала за скотом, стряпала, воспитывала детей.
В таком представлении Баба-Яга была сродни обычной ведьме.
Но Баба-Яга – существо более опасное, и обладала большей силою, чем ведьма. Обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей. Избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов. Во многих сказках Баба-Яга питается забредшими к ней путниками, а саму её прозвали «костяная нога».
Как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит одновременно двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда её безграничные возможности. Лесная старуха-волшебница владеет волшебными предметами и наделена магической силой.
Образ Бабы- Яги уродлив. Вид у неё не просто страшный, а подчеркнуто отталкивающий: одна нога как у скелета, костлявые руки и острые железные зубы, длинный, горбатый и крючковатый нос до подбородка достаёт.
Внешне Баба Яга безобразная сгорбленная старуха, c длинными лохмами нечесаных волос, с одной костяной или золотой ногой.
Глаза Бабы- Яги горят красными сполохами. Кости местами выходят наружу из-под тела.
Одежда разная: на некоторых картинках она одета в зелёное платье, сиреневую кичку, лапти и брюки, на других – одета в красную юбку или одну рубаху без опояски и сапоги.
В сказках внимание на одежды Бабы-Яги не акцентрируется.
Баба-Яга – один из самых известных персонажей народного мифотворчества славян. В сказках образ подобен ведьме, колдунье: отрицательный персонаж, но иногда она помогает героям сказок.
В волшебных сказках Баба-Яга действует в трех воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями.
Баба-Яга, похитительница и обманщица – крадёт детей, заманивает добрых молодцев к себе с избушку, которых забрасывает в печь лопатой и зажаривает, чтобы потом съесть.
Баба-Яга, дарительница, приветливо встречает героев сказки, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает коня или волшебный клубок, ведущий к намеченной цели.
Двойственный образ Бабы-Яги в сказках связан с образом хозяйки леса, которую надо задобрить или с образом злобного существа, сажающего детей и путников на лопату, чтобы зажарить.
Эксцентричному облику злобной старухи соответствует и необычный способ передвижения. Старая колдунья не ходит пешком: разъезжает по белу свету в железной, каменной или огненной ступе и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя клюкой, железной палицей или пестом. Баба-Яга также летает верхом на метле или ухвате. Чтобы не видно было следов, заметает их метлою и помелом.
Во время поездки Бабы- Яги воют ветры, стонет земля, скот ревёт, трещат и гнутся вековые деревья.
Служат ей все звери и существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Повинуются Бабе-яге лягушки, чёрные коты, вороны и змеи. Она знает язык животных и растений.
Живёт в дремучем лесу за огненной рекой, в избушке на курьих ножках, которая сама во все стороны поворачивается. Если попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» то избушка послушно выполнит просьбу.
Старуха большую часть времени проводит сидя на печи: прядёт кудель, ткёт холсты. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: «Что это русским духом пахнет!».