Баба-Яга

Нина Чижикова
Баба-яга, Яга, яга-баба, Еги-баба, Ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба –  древнейший персонаж мифологии и фольклора славянских народов.
               
Первоначально образ Бабы-Яги  был подобен  женщине со змеиным хвостом. Она  стерегла вход в подземный мир и провожала души в царство мертвых.
 При этом Баба-Яга и  ведьмы питались  душами покойников.
          
 Существовало поверье,  что Баба-Яга может жить в любой деревне. Маскируясь  под обычную женщину, она ухаживала  за скотом, стряпала, воспитывала детей.
В таком  представлении  Баба-Яга  была сродни обычной ведьме.
               
Но  Баба-Яга –  существо более опасное, и обладала большей силою, чем  ведьма. Обитает  в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей. Избушка  обнесена частоколом из человеческих костей и черепов. Во  многих сказках Баба-Яга питается  забредшими к ней путниками, а  саму её  прозвали  «костяная нога».
            
Как  и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит одновременно  двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда её   безграничные возможности. Лесная старуха-волшебница владеет  волшебными предметами и наделена  магической силой.
               
Образ Бабы- Яги уродлив. Вид  у неё не просто страшный, а подчеркнуто отталкивающий: одна нога как у скелета, костлявые руки и острые железные зубы,  длинный, горбатый и крючковатый  нос до подбородка достаёт.
Внешне Баба Яга безобразная сгорбленная старуха,  c длинными лохмами нечесаных волос, с одной костяной или золотой ногой.
Глаза Бабы- Яги горят красными сполохами. Кости  местами выходят наружу из-под тела.
             
Одежда разная: на некоторых  картинках она одета в зелёное платье, сиреневую кичку, лапти и брюки,  на других –  одета в красную юбку или  одну рубаху без опояски  и сапоги.
В сказках внимание  на одежды Бабы-Яги не акцентрируется.
               
Баба-Яга –  один  из самых известных персонажей народного мифотворчества славян.  В сказках образ подобен  ведьме, колдунье:  отрицательный персонаж, но иногда  она помогает героям сказок.
В волшебных сказках Баба-Яга действует в трех воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями.
               
Баба-Яга, похитительница и обманщица –  крадёт детей, заманивает добрых молодцев к себе с избушку, которых  забрасывает в печь лопатой и зажаривает,  чтобы    потом съесть.
             
Баба-Яга,  дарительница,  приветливо встречает героев сказки, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает коня или волшебный клубок, ведущий к намеченной  цели.
             
Двойственный  образ  Бабы-Яги в сказках  связан  с образом хозяйки леса, которую надо задобрить или  с образом злобного существа, сажающего детей и путников  на лопату, чтобы зажарить.
               
Эксцентричному облику злобной старухи соответствует и необычный способ передвижения. Старая  колдунья не ходит пешком:  разъезжает по белу свету в железной,  каменной или огненной ступе и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя клюкой, железной палицей или пестом. Баба-Яга также летает верхом на метле или  ухвате. Чтобы  не видно было следов, заметает  их  метлою и помелом.
               
Во время поездки  Бабы- Яги воют ветры, стонет земля, скот ревёт, трещат и гнутся вековые деревья.
       
Служат ей все звери и  существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Повинуются Бабе-яге лягушки, чёрные коты, вороны и змеи. Она знает язык животных и растений.
             
Живёт  в дремучем лесу за огненной рекой, в избушке на курьих ножках, которая сама во все стороны поворачивается. Если  попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» то избушка послушно выполнит просьбу.
               
Старуха  большую часть времени проводит сидя на печи:  прядёт кудель, ткёт холсты. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: «Что это русским духом пахнет!».