Как Бог нашел меня..

Светлана Аболиня
    Ну  вот  и  наступила  вынужденная  пауза.  Легкая  простуда  -  это  как  раз  то,  что  надо  для  осмысления  себя  в  этом  круговороте  жизни. Хотя  мне  жаловаться  грех.  Я  живу  в  Ирландии  уже  третий  год  в  маленьком  городке  на  три  или  четыре  тысячи  жителей,  и  не  могу  сказать,  что  у  меня  какие  -  то  особенные  спешные  дела.

    Жизнь  течет  довольно  размеренно: утром  в  церковь (католическую,  пять  минут  ходьбы  от  дома),  потом  -  завтрак,  разные  хозяйственные  дела  по  дому,  приготовление  обеда  для  себя  и  невестки  со  внуками. Они  появляются  у  нас  (мы  снимаем  маленький  домик  с  младшим  сыном  Женей,  30  лет)  после  занятий  в  школе,  где  - то  после  15.00.  Женя  готовит  себе  отдельно.

    Как  я  появилась  в  Ирландии?  Первым  поехал  в  эту  страну  старший  сын  Павел.  Ему  было  20  лет,  когда  он  оформил  академический  отпуск  в  БРИ  (Балтийский  Русский  институт) и  уехал  на  заработки  в  Ирландию  вместе  со  своим  знакомым  Димой. Это  был  февраль  2001  года. Потом  к  ним  приехал  муж  Эрик  летом  2001  года,  а  в  2004  году  -  и  наш  младший  сын  Женя  тоже  пополнил  ряды  эмигрантов.

    Интересно,  что  я  задумала  свой  рассказ  под  названием  "Как  я  пришла  к  Богу" (  или  вернее,  "Как  Бог  нашел  меня"),  но  извечное  желание  вдаваться  во  все  подробности  и  тут  победило.
   
    Ну  ничего,  вернемся  к  началу,  как  это  было ..

    Шел  1990  год.  Я  не  помню  точно,  в  каком  месяце  это  было,  но  зато  помню,  как  это  было.
    Я  проходила  мимо  большого  магазина "Минск"  в  Пурвциемсе  (один  из  жилых  районов  г.Риги),  и  вдруг  увидела  нищего,  калеку.  Таких  я  раньше  видела  только  в  кино:  он  был  совсем  без  ног.  Опираясь  руками  о  бетон,  он  притулился  к  стене  магазина.  Средством  передвижения  была  маленькая  доска  с  колесиками. 
    Что  -  то  перевернулось  в  моей  душе,  комок  подкатил  к  горлу.  Я  быстро  засунула  руку  в  карман,  нащупала  там  горсть  монет  и  молча  вложила  их  в  его  ладонь,  (которую  он  тогда  даже  и  не  протягивал).
    После  этого,  я,  не  оборачиваясь,  зашагала  по  направлению  к  магазину  канцелярских  принадлежностей  на  улице  Дзелзавас.  Зайдя  в  него,  я  стала  разглядывать  товары,  пытаясь  вспомнить,  что  же  мне  надо  было  купить.  А  вот!  Гуашь  для  Павлика  в  школу.  Коробка  с  красками  оказалась  последней.  При  подсчете  денег  оказалось,  что  немного  не  хватает.  Мгновенно  пронеслась  мысль: " А  если  бы  ты  не  дала  милостыню,  то  хватило  бы!"  Но  я  её  отогнала,  как  назойливую  муху:  "Разве  можно  сравнивать?  Для  него  это  вопрос  выживания,  а  краски  я  могу  купить  в  другом  магазине!"

    В  дверях  магазина  я  буквально  столкнулась  с  соседкой  Лидой  (живет  через  дом). Она,  глядя  на  мое  расстроенное  лицо,  спросила,  что  явилось  причиной  расстройства.
    Честно  говоря,  у  меня  уже  некоторое  время  до  этого  события  в  душе  творилось  что  -  то  непонятное.  Я  была  недовольна  собой,  своей  жизнью,  которая  совсем  не  складывалась.  Я  постаралась  отшутиться  -  дескать,  краски  не  могу  купить. Лида  спросила  сколько  мне  необходимо  денег  и  с  готовностью  протянула  мне  один  бумажный  репшик  с  желтым  кленовым  листом  (так  мы  называли  новые  деньги,  которые  были  введены  в  Латвии  при  премьер  -  министре  Репше).
    Я  купила  краски,  и  мы  с  Лидой  отправились  вместе  домой.  По  дороге  мы  незаметно  разговорились,  и  я  выложила  Лиде  (неожиданно  для  себя)  все,  что  так  томило  мою  душу  в  последнее  время. И  полное  недовольство  собой  и  тем,  как  складывалась  семейная  жизнь,  которой  к  этому  времени  и  не  было  уже  несколько  лет.
    Лида  слушала  меня  молча,  сочувственно  и  с  вниманием,  задавая  наводящие  вопросы.  В  итоге,  расстояние,  которое  можно  было  пройти  за  пятнадцать  минут,  мы  преодолели  за  45  минут.
    Выслушав  меня,  Лида  предложила: " Если  хочешь,  давай  со  мной  пойдем  в  церковь  в  воскресенье!". Я  согласилась. Можно  сказать,  что  я  пришла  в  церковь  (как  мне  тогда  казалось)  из  любопытства  и  из  любопытства  стала  её посещать.

Маленький  экскурс  в  прошлое:
    Не  сказать,  чтобы  я  совсем  не  знала  Бога.  В  детстве  меня  привозили  на  летние  каникулы  в  маленький  латгальский  поселок  "Робежниеки",  где  проживала  мамина  родня (мои  дедушка  с  бабушкой  и  мамина  сестра  тетя  Геля  со  своей  семьей). Там  на  небольшом  холме  стояла  католическая  церковь  из  красного  кирпича,  в  которую  меня  бабушка  водила   по  воскресеньям.  Я  помню  и  молитву  "Отче  наш",  которую  произносили  по  -  польски  мои  младшие  двоюродные  сестра  Лиля  и  брат  Янек. Нам,  детям,  стелили  спать  на  ароматном  сене  на  сеновале.  Впрочем,  достоинства  тогдашней  деревенской  жизни  я  подробно  описала  в  отрывке "Из  детства".

    Меня  привлекала  торжественная  атмосфера  церкви,  стройное  пение  высоких  женских  голосов  (там,  на  хорах  была  и  тетя  Геля).  Я  понимала,  что  соприкасаюсь  с  чем  -  то  очень  важным  и  в  церкви  мне  было  хорошо  и  спокойно.

    Но  атеистическая  пропаганда,  хорошо  налаженная  в  Советском  Союзе,  сделала  свое  дело. Мои  дедушка  и  бабушка  по  папиной  линии  были  людьми  верующими.  Сам  отец  с  Урала,  в  г.Риге проходил  службу  в  армии  с  1948  года. Здесь  он  и  познакомился  с  мамой. Так  получилось,  что  родители  меня  не  крестили.  Но  надо  отдать  им  должное  -  они  воспитывали  меня  в  строгости  и  честности,  но  не  ломали  моего  характера,  а  заботливо  и  бережно  растили,  как  ухаживают  за  хрупким  побегом  растения.
    В  результате,  я  уже  с  детства  имела  свое  мнение  по  многим  жизненным  вопросам,  которое  привыкла  отстаивать.  Этому  меня  научил  отец,  который  наверное  ждал  мальчика.  Отец  по  характеру  был  резким  прямолинейным,  острые  углы  сглаживала  мама. Она  была  верующей.  Никогда  со  мной  не  разговаривая  о  Боге,  мама  являла  собой  пример  истинно  верующего  человека.  Она  не  спорила  ни  с  отцом,  ни  со  мной, за  всю  жизнь  я  не  видела  ни  разу,  чтобы  родители  выясняли  отношения.
    Когда  мама  была  недовольна  моим  поведением (а  поводов  для  этого  было  немало:  разбитые  коленки,  драки  с  мальчишками  на  предмет  "кто  сильнее?",  замечания  и  неуд.  по  поведению  в  школьном  дневнике),  явно  она  этого  не  показывала,  но  я  это  чувствовала  и  старалась  изо всех  сил  загладить  вину.

    Я  любила  своих  родителей,  да  и  сейчас  (когда  мне  61  год)  я  их  помню  и  люблю!  Я  всегда  буду  помнить  их  жертвенную  любовь  и  полную  отдачу  себя  нуждам  и  благу  семьи.  Я  сейчас  слышу  часто  высказывание  "Семья  -  это  маленькая  церковь".  Только  сейчас  я  понимаю  значимость  этих  слов.  Ведь  мы  родом  все  из  детства,  и  от  того,  как  оно  протекает, зависит  во  многом  и  вся  наша  будущая  жизнь.  Я  благодарю  Бога  за  моих  родителей!
    Благодаря  во  многом  маминому  терпению (и  вот  тут -  то  и  проверяется  на  деле  какой  ты  верующий!),  наша  семья  выстояла  и  выжила,  несмотря  на  то,  что,  как  и  во  многих  семьях  в  ней  были  свои  кризисные  моменты.

    В  раннем  детстве  мама  мне  читала  много  детских  книжек,  а  после  я  сама,  пристрастившись  к  чтению,  стала  в  свободное  от  уроков  и  домашних  обязанностей  время  буквально  поглощать  художественную  литературу.  Ходила  я  в  ВЭФ - овскую  библиотеку,  которая  располагалась  напротив  главной  проходной  завода  "ВЭФ" (завода  уже  давно  нет,  остались  только  отдельные  корпуса,  но  продукция  его  -  транзисторы,  релейные  схемы  была  известна  далеко  за  пределами  Латвии). 
Заведующая  библиотекой  Фрида  Львовна  очень  благожелательно  относилась  ко  мне.  Я  появлялась  примерно  раз  в  две  -  три  недели,  принося  прочитанные  книги.  Книги  я  носила  в  авоське (веревочная  плетеная  сетка  -  сумка),  по  две  -  три  толстых  книги,  таких,  как  "Три  мушкетера",  "Двадцать  лет  спустя"  А. Дюма.  В  начале  она  мне,  честно  говоря,  не  верила  и  задавала  разные  вопросы  о  содержании  книг. Но  когда  убеждалась,  что  они  действительно  были  прочитаны  мною,  то  принимала  их  и  разрешала  идти  выбирать  на  полках  новые,  что  я  и  делала  с  большим  удовольствием.

    Так  вот,  к  14  годам  у  меня  сложился  свой  идеал  -  некий  образ  романтического  героя,  готового  пожертвовать  своей  жизнью  за  Родину  и  за  Отечество.  При  всем  при  этом  я  не  оставляла  попыток  разубедить  маму  в  её  ( как  мне  казалось  тогда)  наивной  вере  в  Бога. Всякий  раз  видя  в  её  руках  маленький  синий  молитвенник,  я  не  забывала  высказаться  по  этому  поводу. Доводы  в  защиту  аргумента "Бога  нет!"  были  довольно  вескими,  и  я  только  поражалась  маминой  какой  - то  "непонятливости",  как  она  не  может  понять  очевидного. Мама  никогда  со  мной  не  спорила.  Теперь  я  понимаю,  что  она  всегда  молилась  за  меня  и  за  папу,  и  я  верю,  что  её  молитвами  Бог  сохранил  мне  жизнь  и  провел  через  разные  испытания.

    Ну  и  ничего  себе  маленький  экскурс  в  прошлое.  Ну  и  так,  я  продолжаю  повествование  о  том,  как  я  пришла  к  Богу.

    Мы  продолжали  с  Лидой  и  её  мужем  Сашей  ездить  в  церковь  "Слово  Истины" ,  которая  оказалась  пятидесятнической.  Она  тогда  не  имела  своего  здания,  а  размещалась  в  большой  брезентовой  палатке,  подаренной  нашими  братьями  и  сестрами  во  Христе  из  одной  из  скандинавских  стран.
    Решив  про  себя,  что  если  что  -  то  меня  насторожит  и  не  понравится (а  по  характеру  я  человек  очень  свободолюбивый),  я  сразу  же  прекращу  все  посещения  церкви. Во  время  службы  (пока  пастор  обращался  к  церкви),  я  внимательно  слушала  и  разглядывала  всех  людей,  которые  были  вместе  со  мной  в  палатке.

    Надо  отметить,  что  ничего  противоестественного  или  вызывающе  -  раздражающего  я  не  заметила.  Люди  молились:  одни  громче,  другие  про  себя,  отношение  пастора  было  доброжелательным.  Я  увидела  не  равнодушные  лица,  а  людей,  которых  сплотил  Сам  Бог  в  одну  семью;  людей,  которые  молятся  друг  за  друга  и  помогают  друг  другу  и  другим  людям,  чем  могут. Пастор  говорил  слова  из  Библии,  разъясняя  их  значение,  приводил  примеры  из  собственной  жизни  и  из  жизни  других  людей,  подтверждающие  присутствие  Бога.

    Но  я  по  характеру,  как  апостол  Фома  неверующий  -  мне надо  до  всего  докопаться  и  во  всем  разобраться  самой.

    В  результате  наших  воскресных  посещений  церкви,  я  решила  креститься.

                (продолжение  следует)