Леонид II (254-243, 241-235 гг. до Р.Х.) принадлежал к младшей ветви Агидов (http://www.proza.ru/2015/04/19/1599) и, подобно своему отцу Клеониму, сыну Клеомена II (http://www.proza.ru/2015/04/22/390), не имел надежды на царскую власть. Но после того как в расцвете сил погиб в 262 г. до Р.Х. царь Акротат (http://www.proza.ru/2015/04/25/1897), Леонид стал опекуном его сына Арея II (262-254 гг. до Р.Х.). Когда же, не войдя в возраст, ребенок умер, царство нежданно перешло к Леониду, плохо ладившему с согражданами. Хотя общий упадок и испорченность сказались на всех без изъятия спартанцах, в Леониде измена отеческим взглядам видна была особенно ясно, потому что он много времени провел при дворах сатрапов, служил Селевку, и теперь, не зная ни стыда, ни меры, проявлял азиатскую надменность, и в пользовании царской властью, призванной повиноваться закону, и в своем отношении к делам греков.
Соправитель Леонида II из рода Эврипонтидов (http://www.proza.ru/2015/04/19/1595) Агис IV (244-241 гг. до Р.Х.), сын Эвдамида II (275-244 гг. до Р.Х.) и внук Архидама IV (http://www.proza.ru/2015/04/22/390) намного превосходил его благородством и возвышенностью духа. С детства он воспитывался в роскоши своей матерью Агесистратой и бабкою Архидамией, самыми состоятельными в Лакедемоне женщинами. Но еще не достигнув 20 лет, Агис объявил войну удовольствиям, сорвал с себя украшения, решительно отверг какую бы то ни было расточительность, гордился своим потрепанным плащом, мечтал о лаконских обедах, купаниях и вообще о спартанском образе жизни (http://www.proza.ru/2014/04/12/2142) и говорил, что ему ни к чему была бы и царская власть, если бы не надежда возродить с ее помощью старинные законы и обычаи.
С этой целью он стал испытывать настроения спартанцев. Молодежь, вопреки ожиданиям Агиса, быстро откликнулась на его слова и с увлечением посвятила себя доблести, ради свободы переменив, точно одежду, весь образ своей жизни. Но пожилые люди, которых порча богатства коснулась гораздо глубже, бранили Агиса.
Впрочем, и среди пожилых некоторые одобряли и поощряли честолюбие Агиса и горячее других - Лисандр, пользовавшийся у граждан высочайшим уважением, а также дядя царя Агесилай. Последний был умелый оратор, но человек развращенный и сребролюбивый. Он принял участие в начинаниях Агиса, лишь страшась множества кредиторов, от которых надеялся избавиться с помощью государственного переворота. Склонив на свою сторону дядю, Агис тут же стал пытаться, с его помощью привлечь и мать, пользовавшуюся, благодаря множеству зависимых людей, должников и друзей, огромным влиянием в городе и нередко вершившую государственные дела. Мать и бабушка зажглись честолюбивыми мечтами юноши и согласились пожертвовать своим богатством ради чести и славы Спарты.
Чуть ли не все богатство Лаконики находилось тогда в руках женщин, и это сильно осложняло и затрудняло задачу Агиса. Женщины воспротивились его намерениям и обратились к Леониду с просьбой, чтобы он по праву старшего, остановил Агиса и помешал его начинаниям. Леонид хотел помочь богатым, но из страха перед народом открыто ничего не предпринимал, втайне же стремился принести делу вред и окончательно его расстроить, клевеща на Агиса властям, будто молодой царь сулит беднякам имущество богатых в виде платы за тираническую власть, и что раздачею земли и отменою долгов готовится скорее купить для себя многочисленных телохранителей, чем приобрести граждан для Спарты.
Тем не менее, хлопотами Агиса Лисандр был избран в эфоры (в 243 г. до Р.Х.), и через него царь немедленно предложил старейшинам ретру, главные разделы которой были таковы: долги должникам прощаются, земля делится заново между 4500 спартанцами и 15 000 периэками. Число спартанцев должно было пополниться за счет периэков и чужестранцев, получивших достойное воспитание. Законы Ликурга (http://www.proza.ru/2009/12/25/350) восстанавливаются в полной мере.
Так как мнения геронтов разделились, Лисандр созвал собрание и вместе с Агесилаем стал убеждать сограждан поддержать его закон. Под конец с кратким словом выступил Агис и объявил, что делает огромный вклад в основание нового строя - первым отдает во всеобщее пользование свое имущество, заключающееся в обширных полях и пастбищах, а также в шестистах талантах звонкой монетой. Так же точно, прибавил он, поступают его мать и бабка, а равно друзья и родичи - богатейшие люди Спарты.
Но когда в народном собрании был поставлен вопрос о переделе земли и отмене долгов, Леонид не выдержал и открыто обрушился на Агиса. Он понимал, что и сам будет вынужден последовать примеру молодого царя и его друзей, но равной благодарности от сограждан не получит, ибо все отдадут свое добро одинаково, а честь целиком достанется тому, кто выступил первым. Богачи так же заклинали Леонида не оставить их в беде, умоляли о помощи геронтов, которым принадлежало право предварительного решения - и, наконец, добились своего: ретра была отвергнута большинством в один голос.
В ответ эфор Лисандр привлек Леонида к суду на основании одного древнего закона, запрещавшего Гераклиду приживать людей с чужестранкой и грозившего ему смертью, если он покидает Спарту, чтобы поселиться в другой стране. Лисандр представил двух свидетелей в том, что царь прижил двоих детей с женщиной азиатского происхождения, которую выдал за него какой-то начальник конницы у Селевка, но впоследствии жена прониклась к нему неприязнью и отвращением, и он, вопреки собственному желанию, вернулся домой, где и завладел престолом, поскольку других наследников не оказалось. Вместе с тем Лисандр уговорил зятя царя, Клеомброта, который был тоже царской крови, заявить притязания на власть. Леонид был жестоко напуган и, с мольбой об убежище, укрылся в храме Афины Меднодомной; вместе с ним была его дочь, оставившая Клеомброта. Он получил вызов в суд, но не вышел из храма, и тогда спартанцы передали царство Клеомброту II (243-241 гг. до Р.Х.).
В следующем году, когда назначены были новые эфоры, они разрешили Леониду покинуть его убежище, а Лисандра приговорили к суду. Однако Агис и Клеомброт в сопровождении друзей двинулись на площадь, согнали эфоров с их кресел и назначили новых, в числе которых был и Агесилай. Затем они вооружили многих молодых людей и освободили заключенных, приводя в трепет противников, которые ждали обильного кровопролития. Но цари никого не тронули, напротив, когда Леонид тайно бежал в Тегею, а Агесилай послал вдогонку убийц, которые должны были расправиться с ним по пути, Агис, узнав об этом, отправил других, верных ему людей, те окружили Леонида кольцом и благополучно доставили его в Тегею.
После переворота дело стало быстро продвигаться вперед. Долговые расписки снесли на площадь, сложили в одну кучу и сожгли. Все ждали после этого передела земли, но Агесилай стал всеми силами тормозить принятие соответствующего закона. Он ни в коей мере не хотел лишаться своих полей и, избавившись от долгов, старался теперь сохранить свое богатство. К тому же Агису пришлось надолго уйти из Лакедемона - он отправился с войском на помощь ахейцам, воевавшим с этолийцами.
Тем временем Агесилай своими злоупотреблениями вызвал всеобщую ненависть и врагам Агиса не стоило больших трудов вновь вернуть на царствование Леонида II (в 241 г. до Р.Х.). Агесилай бежал, а Агис укрылся в храме Афины Меднодомной. Леонид изгнал зятя Клеомброта, отстранил от должности прежних эфоров и назначил новых.
Агиса он попытался выманить из храма дружескими заверениями, но тот не верил ему. Тогда Леонид стал действовать коварством. Он вступил в сговор с друзьями Агиса Амфаретом и Дамохаретом, которые навещали его в храме. Те уговорили царя пойти в баню, а на обратном пути схватили его и доставили в тюрьму. Немедленно появился Леонид с большим отрядом наемников и окружил здание, а эфоры вошли к Агису и, пригласив геронтов, потребовали, чтобы он оправдался в своих поступках. Агис ответил, что нисколько не раскаивается в своих замыслах. Эфоры вынесли ему смертный приговор и немедленно препроводили царя в Дехаду (помещение, где совершается казнь). Многие уже знали, что Агис в тюрьме, у дверей стояли слуги; появились мать и бабка Агиса, они громко кричали, требуя, чтобы царя спартанцев выслушал и судил народ. Вот почему эфоры и поспешили завершить начатое, опасаясь, как бы ночью, если соберется толпа побольше, царя не вырвали у них из рук.
После казни Агиса, Амфарет вышел к дверям, и Агесистрата, по давнему знакомству и дружбе, бросилась к нему с мольбою, а он поднял ее с земли и заверил, что с Агисом ничего не случилось. Если она захочет, добавил он, то и сама может пройти к сыну. Агесистрата просила, чтобы вместе с ней впустили и мать, и Амфарет ответил, что ничего против не имеет. Пропустив обоих и приказав снова запереть дверь тюрьмы, он первою предал палачу Архидамию, уже глубокую старуху, когда же ее умертвили, позвал внутрь Агесистрату. Она вошла - и увидела сына на полу и висящую в петле мать. Сама с помощью прислужников она вынула Архидамию из петли, уложила ее рядом с Агисом, а потом, упавши на тело сына и поцеловав мертвое лицо, промолвила: "Ах, сынок, твоя чрезмерная совестливость, твоя мягкость и твое человеколюбие погубили и тебя и нас вместе с тобою!" Амфарет со злобой сказал ей: "Если ты разделяла мысли сына, то разделишь и его жребий!" И Агесистрата, поднимаясь навстречу петле, откликнулась: "Только бы это было на пользу Спарте!" (Плутарх "АгисIV)
Эллинистические государства в III в. до Р.Х. http://www.proza.ru/2012/08/12/353