Васильки

Ирина Кашаева
Быль. Пережившим страшные годы войны посвящается 

В доме престарелых по сей день живёт старенькая женщина. Зовут её Дарья Ивановна. По национальности баба Даша белоруска. Кисти рук женщины изуродованы - на каждой удалён средний палец. Всегда улыбчивая, тихая, незаметная и очень вежливая старушка с удивительно синими и молодыми глазами. Она одинока, поэтому и попала в наше заведение.

Однажды баба Даша приболела: на обеих кистях воспалились культи от ампутированных пальцев. Лечили мы её,а на вопрос «Что с вашими руками?» она тихонько и горько заплакала. Мне стало так неудобно, стыдно, что, закончив перевязку, я поспешно ушла к себе...

Спустя какое-то время слышу шаги и осторожный стук в дверь. Распахиваю её: на пороге - баба Даша с шоколадкой в руках.

«Детынька, возьми, покушай, не побрезгуй...» - просит меня слёзно. Заглянув в её васильковые глаза, я такую боль прочла в них... Поставила чайник,а баба Даша присела на стульчик.

"Руки мои немцы изуродовали. Повырезали пальчики, - тихонько заплакала старушка.

В августе месяце пришли они к нам деревню. Вся семья наша: мама, братишка семимесячный, я. Папаня на войне был. Немцы забрали и съели нашу корову, кабанчика, переловили и поели кур. Мы жили в сарайчике, они - в доме. Голодали мы. Мне пятнадцать лет в ту пору было. Наш сосед, Василём звали, ему - шестнадцать. Любили мы друг дружку. Не унывал он никогда и меня всегда поддерживал. Говорил:

"Всё хорошо будет! Прогоним фашиста, война кончится, поженимся! Не грусти!"

Всегда васильки дарил мне, говорил, что идут к глазам... Никогда я его не забуду! Первая и единственная моя любовь... Фашисты согнали нас - детей, женщин и стариков - на картофельное поле. Под прицелами автоматов мы копали картошку. Для них. Голодные мы были. Недалеко от меня работала тётя Леся. Она пыталась унести с поля несколько картофелин, спрятав их за пазуху. Офицер заметив это, заорал:

«Русский швайн!» - и расстрелял женщину в упор. Она повалилась, как мешок, на землю. Многие закричали. Офицер дал очередью поверх наших голов...

Ночью я, Василь, ещё несколько ребят решили сходить на поле. Там оставалась мелкая картошка. Собрать её, принести домой, мы же голодали. Пошли по темноте уже. Я упала, споткнувшись о труп тёти Олеси... Василь же - он был рядом - поднял меня. И меня вырвало тут... Помню, как молча собирали картофелины и уже собирались уходить, как... Вдруг слышим лай немецких овчарок, немецкую речь... Поле, видимо, охранялось. Нас схватили. Привели в комендатуру и... Василя, ещё двух ребят расстреляли на наших глазах, во дворе...

Помню, как солдат, ухмыляясь, взял мою руку, положил её на стол и ножом отрубил средний пальчик. Я кричала и билась от ужасающей боли.

"Русский швайн! Не станет болше краст у великий немецкий армия!" - орал он. Со второй рукой он поступил также... Я отключилась. Не могла, видимо, переносить уже эту боль...

Очнулась я в сарайке, где мы жили, с завязанными руками. Мама рядом, поит меня каким-то отваром и плачет.

"Донюшка, родная  моя, очнулась, живая, слава Богу! Сутки ведь без памяти провалялась!" - плача,зашептала она.

"Мама, что с Василём?" - спрашиваю и не узнаю своего голоса.

"Расстреляли Василя, Миколку и Ивана," - был её ответ... Вновь я тогда провалилась в спасительное небытие... Немцев вскоре погнали с нашей территории партизаны, они очистили от них деревню. Василя и ещё двоих ребят, расстрелянных во дворе комендатуры, фашисты долго не давали хоронить, пока смрад от трупов невыносимым не стал. Схоронили их за деревней, и над братской могилой люди поставили крест.

Нарвав букет васильков своими изувеченными руками и тайком перекрестившись, я тихонько положила его у креста...

 Замуж я так и не вышла. И не потому, что калека, нет, предложения были. Хоть и детьми  были мы тогда, но кроме Василя моего никто мне милым так и не стал... Папаня наш с войны не пришёл. Так и жила я с мамой, пока она жива была... Сюда, в Россию, к родственникам приехала. Да вот неудобно стеснять их. Одна жить уже не могу, сами видите, потому оформилась сюда я, всё не одна, с людьми. А на миру и смерть красна..."

Война столько судеб человеческих поломала... Будем внимательнее к тем, кто живёт рядом с нами...