Кошка, которую благословил Творец. Ванская кошка 2

Заринэ Арушанян
Продолжение - См. начало - Часть 1. История происхождения
http://proza.ru/2015/04/23/118

Часть 2. Колыбель для кошки

С началом 21-го века в США стартовал проект по созданию генома домашней кошки, в рамках которого был проведен ряд исследований, проливших свет, как на происхождение домашней кошки, как вида, так и на регион ее происхождения. Применяя методы популяционной генетики, исследовав кошачье население различных регионов мира, несколько отдельных групп ученых пришли к похожим выводам. Оказалось, что «у кошек из Турции гены имели наибольшее разнообразие среди всех остальных кошек», что, по мнению генетиков, означало, что «кошки из Турции были одомашнены ранее всех», и в этой связи ученые особенно подчеркивали территорию Анатолии.

Выводы генетиков подтверждаются данными археологических изысканий, которые проводились на острове Кипр, где в 2004 г. было обнаружено древнейшее на сегодняшний день совместное захоронение человека и кошки, датируемое 7 тысячелетием до н. э. Еще 1980-ые годы на Кипре нашли челюсть кошки, также датируемую 7 тыс. до н. э.  Сам факт обнаружения останков кошек на острове, свидетельствовал о том, что кошки прибыли на Кипр на кораблях вместе с людьми, а, следовательно, уже были одомашненными. Для определения древнейшего центра одомашнивания кошки решающее значение имели выводы ученых о том, откуда на Кипр в эпоху раннего неолита прибыли люди, которые привезли с собой первые культурные злаки и домашних животных, включая кошку. В мае 2001 г. в Никозии состоялась международная конференция «Неолитическая культура Кипра», организованная Отделом Античности Кипра Французской Школы Афин (le Department des Antiquites de Chypre et l`ecole Francaise). На основании обнаруженных останков людей, животных и растений выступившие на конференции палеозоологи, палеоботаники и антропологи пришли к выводу о том, что неолитическая культура на Кипре возникла как результат его колонизации выходцами из региона Восточной Анатолии и Сирии.

К этому времени указанный регион уже привлек внимание научного мира благодаря археологическим изысканиям на холме Гёбекли-Тепе (иначе «Пупочной горе»), расположенном приблизительно на расстоянии 12 км от современного турецкого города Шанлыурфа, т.е. на юго-востоке Анатолии недалеко от границы с Сирией, на той территории, которая входит в состав Армянского нагорья. Найденные там артефакты коренным образом изменили представления о самом раннем этапе возникновения человеческой цивилизации. В ходе археологических раскопок на Пупочной горе было обнаружено древнейшее на сегодняшний день комплексное мегалитическое сооружение, возраст которого составляет не менее 12.000 лет. Согласно основной гипотезе, это был храмовый комплекс охотников-собирателей, вокруг которого позднее образовался город. По другой гипотезе, это было поселение, жители которого занимались выращиванием злаковых растений.

Примерная площадь колоссального комплекса, построенного из каменных Т-образных колонн весом до 50 т и высотой до 5 м и каменных плит, сложенных в правильной формы круглые стены, составляет 15 га. За почти 20 лет археологических раскопок археологам удалось открыть около 5 % площади комплекса, который использовался людьми на протяжении не менее 1.500 лет. Для строительства такого громадного сооружения при отсутствии тягловых животных, которых тогда быть не могло, требовалось участие не менее 500 людей, которых необходимо было постоянно обеспечивать жильем и пищей в соответствующих количествах.

В ходе раскопок ученым удалось найти кости использовавшихся в пищу животных и зерна злаковых. Даже если предположить, что мясо животных добывалось охотниками, некоторое время загадкой оставался источник происхождения злаковых. Вскоре эту загадку удалось разгадать. В 32 км от Пупочной горы на горе Караджадаг было обнаружено поле дикорастущей пшеницы однозернянки. Результат генетических исследований, осуществленными группой ученых из Института Макса Планка в Кёльне, показал, что пшеница с горы Караджадаг является «предком» культурной пшеницы, одомашненной более 10.000 лет назад в этой местности. Как сказал Клаус Шмидт, руководивший раскопками с 1996 г. по 2014 г., именно жители поселения в Гёбекли-Тепе были первыми людьми, которые начали печь хлеб. На горе Караджадаг были обнаружены 68 видов других зерновых, которые культивируются в настоящее время, а на горе Караджадаг сохранились в дикорастущем состоянии. В этом же районе позже были обнаружены построенные из глинобитных кирпичей жилые дома и складские постройки с сохранившимися в них запасами гороха, пшеницы, миндаля и фисташек. Это позволило исследователям утверждать, что неолитическая революция, началась в районе Гёбекли-Тепе, позже распространившись в другие районы Анатолии. С Гёбекли-Тепе началась новая эра в истории человечества: люди перешли к оседлому образу жизни и занялись возделыванием земли, т. е. здесь зародилась человеческая цивилизация.

Все эти данные подтверждают так называемую «Анатолийскую гипотезу», выдвинутую в 1987 г. британским археологом Колином Ренфрю, который считал, что предки современных индоевропейских народов примерно 9.000 лет назад зародились в Анатолии, откуда с распространением земледелия расселились сначала по Средиземноморью, а потом по территории Центральной и Северной Европы. Эти данные подтверждают гипотезу Гамкрелидзе-Иванова, согласно которой Армянское нагорье является регионом происхождения всех ранних индоевропейских народов.

Особенно примечательно, что выводы генетиков, исследовавших происхождение домашней кошки, показали, что пять представительниц подвида ближневосточная дикая кошка (Felis silvestris lybica) были одомашнены в период появления первых сельскохозяйственных поселений и городов эпохи неолита около 10.000 лет назад, т. е. при переходе людей к оседлому образу жизни и возникновении запасов злаковых, когда людям пришлось защищать эти запасы от грызунов. Потомки пяти прародительниц домашней кошки распространились по всему миру с помощью человека, при этом векторы распространения домашней кошки с территории Анатолии по территории Евразии совпадают с векторами миграции предков индоевропейских народов.