Он в нашей памяти всегда

Зоя Орлова
Орлов Пётр Николаевич родился в крестьянской семье, но его родители были грамотными людьми, пожелавшими дать детям хорошее образование. Мой отец имел тягу к знаниям, учился успешно и после окончания Солоновской средней школы Волчихинского района, Алтайского края окончил также Рубцовское педучилище.
 
В самом начале войны, 4 июля 1941 года, был направлен в Томское артиллерийское училище, а затем стал пулемётчиком 1079-го стрелкового полка, 312-й стрелковой дивизии, участвовал в боях на Смоленском направлении. В сентябре 1942 года во время боя получил ранение и контузию, был отправлен на лечение в тыловой госпиталь. После возвращения в строй служил в 36-й стрелковой бригаде, затем назначен на должность заведующего делопроизводством в Новосибирскую школу лётчиков, 31-й авиаполк.

Лейтенант Орлов награждён медалью Жукова, медалью «За победу над Германией», орденом Великой Отечественной войны, а также юбилейными медалями.
В сентябре 1945-го года был уволен в запас, так как хотел работать учителем, и вернулся в родное село Селивёрстово. После войны продолжил обучение в пединституте и получил высшее образование. Работал учителем истории, а также директором профессионально-технического училища. Умер в возрасте 76 лет.

Внуки в школьные годы писали сочинения, посвящённые деду. Здесь помещаю отрывок из сочинения моего сына, которое он написал в 2000-м году, к 55-й годовщине Победы.

«А БЫЛ ОН МОЛОДОЙ СОЛДАТ, ПОЧТИ МАЛЬЧИШКА...».
                Деду моему, Петру Николаевичу Орлову, посвящается.

Учитель В.А.Сухомлинский говорил: «ОТ ТОГО, КАК ОТНОСИТСЯ ЧЕЛОВЕК К ГЕРОИЧЕСКОМУ ПОДВИГУ СВОИХ ОТЦОВ И ДЕДОВ, ЗАВИСИТ ЕГО НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК».

Мои  дедушка и бабушка тоже были учителями, проработали в школе более сорока лет. Их юность пришлась на трудные военные годы. Бабушка, Валентина Семёновна, рано начала работать, ведь в тылу даже детям приходилось заменять в поле или на производстве взрослых мужчин, ушедших на войну. Выносили мужественно полуголодную жизнь, недосыпали, но старались учиться.

Дедушка не часто рассказывал о войне, и мы с расспросами не приставали. Я, например, думал, что вспоминать о трагических событиях всегда нелегко, зачем же бередить старые раны? А был дед в боях и ранен, и контужен, в госпитале лечился. Но однажды про контузию я всё-таки спросил. И вот что он рассказал.
 
Во время одного из боёв взвод артиллеристов оказался в окружении врага, был отрезан от своей части, боеприпасов почти не осталось. Командир взвода отправил за помощью Петра Орлова. Остальные укрылись в глубокой воронке, чтобы дождаться помощи.
На мой взгляд, пройти под миномётным огнём и остаться живым – такая задача кажется невыполнимой. Мало приятного – чувствовать себя мишенью. Привязался к бойцу снайпер фашистский, он устроил себе развлечение: стал играть с красноармейцем, как кошка с мышкой. Двигался Пётр осторожно, перебегая от воронки к воронке, и в углубление (в ямку от взрывов) успевал упасть всякий раз, как фашист пускал по нему очередную порцию пуль.

Странно это было, но немец, видимо, не хотел убивать сразу, не особенно прицеливался. Или мой дед был таким ловким и шустрым, что увёртывался от пуль? Сам не понимая, как ему это удалось, не веря, что жив, весь в грязи, добрался солдат до леса, где располагалась часть. А когда помощь взводу была организована, когда прибыли к той воронке, где сидели товарищи Петра, то выяснилось, что никого в живых там не осталось. Наверное, бомба упала почти сразу, как Пётр чуть отбежал. Он увёртывался от смерти, назад не оглядывался и потому не понял, что за спиной разорвалась бомба.
Петр был потрясён гибелью товарищей, но горевать было некогда, хотя и забыть невозможно, с этим надо было жить дальше. И собственные «царапины» казались пустяком, однако потом стало понятно, что от взрыва той бомбы он получил контузию, частично потерял слух. Вокруг солдат слышал только грохот.
В другом бою Пётр получил ранение в руку и в ногу, попал в госпиталь. Позднее это сказалось на походке, появилась небольшая хромота.
А когда приходилось награды получать, вспоминал он и тот случай с гибелью товарищей, так как память о погибших бойцах оставалась с ним всегда.
На фронт мой дедушка уходил просто солдатом, офицерское звание получил позже.
И я им горжусь: он был хорошим воином и настоящим патриотом.
 
У дедушки был отличный музыкальный слух, он до войны обучился игре на баяне, прекрасно играл и пел. Иногда он с грустью шутил над собой, что мог бы стать композитором, если бы не война, которая сделала его глуховатым. Да и играть на баяне стало труднее, пришлось приловчиться, так как ранение руки сделало пальцы менее ловкими. Но слушать игру дедушки было очень приятно, он много знал различных классических произведений и песен, играл для души.
 
Рассказы деда прививали интерес к истории нашей страны и любовь к чтению. А книги о Великой Отечественной войне читал я не только из школьной программы, но и те, что советовал дедушка. Считаю, что и в воспитании внуков участник войны Орлов Пётр Николаевич проявил себя как личность, достойная подражания.