31. Пара слов в заключение книги об Израиле

Борис Тененбаум
В Израиле любят рассказывать про человека, который увидел закладку первых домов Тель-Авива и воскликнул: "Безумцы! Вы строите на песке!". Эта история стала прямо-таки хрестоматийной,  и понятно почему - достаточно выйти к тель-авивскому пляжу у отеля "Карлтон" на улице Ха-Яркон и оглянуться назад. Вы увидите прекрасный город у кромки берега Средиземного моря, наполненный множеством беззаботного народа, и тель-авивскую толпу от барселонской отличает только то, что прекрасные девушки, случается, несут на ремне через плечо не сумочку, а автомат.

Параллельно улице Ха-Яркон идет другая, названная в честь  Элиэзера Бен-Йехуды. Вообще-то его звали Лейзер-Ицхок Перельман, родился он в Российской империи, в Виленской губернии,  учился медицине в Париже - a потом бросил все и уехал в турецкую провинцию Палестину.  Лейзер Перельман решил, что иврит можно сделать разговорным языком:

“…  Для каждого дела нужен только один мудрый и энергичный человек, готовый приложить к нему все силы, и дело пойдёт, несмотря ни на какие препятствия… Для каждого новшества, для каждого, даже самого малого шага на пути прогресса необходим первопроходец, который не знает отступления  …”.

Он изменил свое имя, составил новый ивритский словарь, вернув языку возможности каждодневного общения, и, согласно энциклопедии, "... стал первым носителем иврита как родного языка спустя более тысячи лет после прекращения его разговорной функции …".

Жаботинский учил иврит по словарю Бен-Йехуды.

Кстати, улица Жаботинского пересекает улицу Бен-Йехуды и выходит на Ха-Яркон, к морю.

Вид, открывающийся на набережную, ему бы понравился -  отель "Карлтон" и правда красив, a Зеев Жаботинский был человеком европейской культуры.

Его личный секретарь, Бенцион Милейковский, занимался историей средневековой Испании. Написал классический труд об истоках испанской инквизиции, стал почетным профессором Корнельского университета, и, как и Лейзер Перельман, сменил фамилию и стал Бенционом Нетаньяху.

У него родилось трое сыновей. Старший, Йонатан, был офицером спецназа, и погиб в Энтеббе в ходе операции, которая стала легендарной. Mладший, Идо, в армии не остался, a стал известным врачом-рентгенологом. И к тому же пишет пьесы для театра.

Средний сын Бенциона, Биньямин Нетаньяху, в настоящее время является премьер-министром Израиля.

Израиль - уникальное явление. По-видимому, единственное в мире государственное образование, которое было сознательно изобретено.

И получилось так, что в возведенное  здание легли усилия очень разных людей, при жизни друг друга не любивших. Однако каждый из них оказался необходим на своем месте и в свое время - и доктор Хаим Вейцман, в честь которого назван лучший в Израиле исследовательский центр, и Давид Бен-Гурион, в честь которого назван аэропорт, и Жаботинский, основатель движения, из которого выросла партия Биньяминa Нетаньяху.

Моше Даян, как известно, просил в его честь ничего не называть - но его не послушались.

Израилю, общему творению всех этих людей, идет 68-й год. Страна догнала Данию по суммарному годовому производству, и сейчас догоняет Швецию по численности населения. Тут, конечно, надо бы учесть, что Дания не запускает собственные спутники с собственного космодрома ракетами собственной разработки, a Швеция не воюет каждые 5-6 лет.

Что и говорить - нелегка жизнь страны, которую безумные фантазеры, окруженные врагами, строили на песке. Израиль, однако, справляется.

У Доры Затуловской [1] все получилось.

***

Примечания:
1. Дора Затуловская - мать Моше Даяна, уехавшая в турецкую Палестину "... строить свою страну ...".

***