Экскурсия по кораблю

Андрей Зуев
               
Немного освоившись на корабле, я понял, что это не береговая служба, не казарма. Здесь все другое, даже простые разговоры стали не те, что на берегу. Оказывается, что простая стенка – это не стенка или не стена, а переборка. Не порог, а комингс. Не кровать, а койка, не диван, а рундук, не туалет, а гальюн. И так далее. Потом меня даже стало удивлять, почему дверь так и осталась дверью? И, что бы научиться всем этим флотским премудростям, я нашел  разбирающегося в корабельном  хозяйстве матроса.  Им оказался мой друг в недалеком будущем, Костя Фисаев. А пока, он был просто соседом по кубрику. Я увидел сухощавого, рыжего и длинноногого, с впалыми щеками молодого человека. Да что там говорить, такого же пацана как и я. Оказывается еще и мой призыв. Мы с ним немного поговорили, и я узнал, что Костя был уже опытный мореман. Он успел поработать на перегрузчике, который забирал рыбу у траулеров и доставлял ее на рыбзаводы. Там он работал мотористом. А когда его призвали, то, естественно, попал он на корабль и, опять же мотористом.  С самого детства он был на судах,конечно знал о них достаточно много. Но, он не зазнавался и  любил посмеяться.  Вот его-то я и выбрал в учителя. Он поведал мне многие правила, которые надо знать, иначе на корабле не уживешься.  Допустим, по трапам надо бегать, а не ползать как тюлень.  Тут, оказывается, своя причина. Она написана кровью и подлежит точному исполнению. Если не сможешь по трапу быстро подняться или спустится, то, в случае тревоги, создашь затор на проходе, свалку. Корабль так может и погибнуть. Бегать по трапам умеют все! Но, бегают только караси. Годки, тем более дембеля, по трапу ползают. А как же? Его Величество Годок считает ниже своего достоинства перемещаться по трапу бегом. Хотя, я однажды наблюдал такую ситуацию: По трапу лениво двигался вверх старшина 1 статьи. Дембель! И ему  осталось ему пару месяцев шаркать по палубе корабля. А пока он изволил поднимать свою тушку на верхнюю палубу. Видать воздуху решил свежего хватануть.  На верху, у тамбура, стоял и топтался в ожидании, что бы спуститься, какой-то матросик. А в это время по палубе шел командир корабля. Капитан третьего ранга Тесленко. Командир увидел, что матрос ждет спуска в отсек. Его заинтересовало, что же ему мешает? Он подошел к тамбуру и заглянул в открытую дверь. А там ползет, еле-еле,  дембель.  И как  рявкнет командир громовым голосом:
- Это что за медуза ползет по трапу? Устава не знаете? Ко мне!
Дембель, узнав голос командира, на секунду замешкался и пулей вылетел на палубу. А кэп уже был в ярости.
- Вам, что, старшина, лычки жмут? Ишь, брюхо распустил! ( А уж «мозоль» у старшины была знатная, свешивалась из-за ремня, даже бляхи не видно было). Пойдешь домой с чистыми погонами, если десять раз не пробежишь по трапу! Команду понял?
- Так точно, ясно понял! – ответил обалдевший старшина.
- Кругом! Бегом марш! – скомандовал командир и дембель ринулся вниз по трапу.  Хотя уже год свою задницу от койки не отрывал, помнят ноги-то! Два удара по балясинам и он уже внизу. Четкая чечетка дембельских прогаров по балясинам вверх и он уже наверху.
- Так, могешь! Это один раз! Кругом, марш! – сказал командир и усмехнулся.
И началась беготня по трапу. Легко и быстро вниз, все медленнее вверх. Затем и вниз стало получаться не так быстро. Пару раз чуть не навернулся с трапа.  Последний, десятый раз, поднимался уже почти ползком. Красный как рак, растрепанный и тяжело дышащий старшина выполз на палубу, перед командиром и еле стоя на ногах, отдал честь и доложил, что приказ он выполнил.
- Ну, что, старшина. Спас ты свои лычки. Еще раз увижу медузу на трапе, двадцать раз пробежку тебе устрою. Как понял?
- Ясно понял, товарищ командир!
Конечно, старшина и иже с ним, остальные годки, не стали бегать по трапам, но, подходя к трапу, всегда теперь смотрели, нет ли кого подозрительного у места назначения. Вот так и вколачивался корабельный устав в головы молодых моряков. Через ноги!
И что интересно, работая на судах речного пароходства, я по-прежнему бегаю по трапам и не считаю это зазорным. А посоревнуйтесь со мной молодые!
А когда я сам стал годком и заимел моральное право не бегать по трапу, а подниматься или спускаться спокойно, я все равно, даже перед собой щеголял своим умением скатиться в кубрик, скользя руками по поручням.  А что? У молодых это не всегда получалось, а мы дембеля и еще не то отчебучивали. Вот и я однажды так отчебучил, что, как мне показалось, мог и пожар наделать. Шел я заступать на вахту в электростанцию. Корабль двигался неспешно, узлов десять, море спокойное. Подошел к дымтрубе, в ней есть дверь, за дверью люк с крутым трапом в электростанцию. Под комингсом люка есть скоба, за которую можно взяться и, не касаясь поручней руками спуститься до самого низа. Там не более двух метров. Ну, а если спешишь, или просто лень ногами перебирать, то можно сжав руками скобу просто прыгнуть вниз и, за секунду, ты уже на месте. Ну а я, вероятно, как самый ленивый, прыгал всегда.  Вот и тут я, едва коснувшись пальцами скобы, кинулся в проем люка. В процессе полета пальцы мои должны были сомкнуться, охватив скобу, мышцы напрячься и произвести плавное торможение. Хотя «гады» так сильно грохали о палубу, что и в ПЭЖе слышали успешное приземление.  Но, тут не случилось! Пальцы не сомкнулись, хотя мышцы привычно напряглись, чем скорректировали мой полет и позволили ногам свободно уйти вперед и не принимать никакого участия в приземлении. Зато, моя задница приняла на себя полное участие.  И, видимо, со стороны все должно было бы выглядеть вполне спокойно. Такого грохота, как от «гадов», не произошло. Так шлепок. И в ПЭЖе ничего не слышали. Зато я, как непосредственный участник полета, ощутил всю прелесть «мягкой» посадки. Как мой позвоночный столб не высыпался в трусы? Не понятно. А искры из глаз? Мог бы я так и корабль подпалить. С минуту я сидел под дверью ПЭЖа и не мог пошевелиться. Но все, же очухался и встал. Даже вахту смог отстоять.  Немного поясню: «Гады» – так на флоте «любовно» называли тяжелые рабочие ботинки со шнурками. В отличие от «Прогар» - изящных и легких ботинок без шнурков. ПЭЖ – пост энергетики и живучести.
Пока экскурсию закончу, может и еще что вспомню? Не прощаюсь...