Взлетная полоса

Денис Владимирович Морозов
Лето в Уфе было жарким и душным. Даже здесь, далеко за пределами города, ощущалось дыхание огромного мегаполиса, раскинувшегося на берегах трех рек. Раскаленный воздух поднимался от зеркальной глади взлетной полосы, очертания предметов в его клубах расплывались. Хотелось поехать на отдых, к озерам, на знаменитые на всю Европу экологические курорты Башкирии…
Изнывая от жары, Руслан вел вдоль зеркальной поверхности свой маленький автомобильчик на воздушной подушке. На взлетной полосе не должно быть ни соринки, иначе огромные аэрокосмические челноки не смогут легко соскользнуть на нее, возвращаясь с орбиты. Работа ответственная, но монотонная, особенно в такую жару. И, говоря откровенно, не слишком престижная, особенно для бывшего пилота, побеждавшего на крупных международных соревнованиях…
Руслан довел свой чистильщик до крайней полоски и выбрался из кабины. Осталось загнать его в гараж, затерявшийся среди огромных ангаров, и сдать ключи дежурному офицеру охраны.
- Что, упрел? – спросил Ильнур из-за бронированного стекла.
- И не говори! Тебе-то хорошо в твоей комнатке, у тебя там кондиционер. А мне на открытом воздухе приходится париться.
- Хочешь, съездим на выходные на Ассы-куль?
- Мне это не по карману. Там сейчас одни иностранцы.
- А мы не в отель! У меня там друзья поблизости, у них домик.
- Домик у Ассы-куля? Они что, олигархи?
- Нет! – рассмеялся охранник. – Они просто в деревне живут.
- Там еще есть деревни? – удивился Руслан.
- Ну так не все же еще особняками застроено! – ответил Ильнур.
Он с сожалением смотрел, как Руслан удаляется, заметно прихрамывая на одну ногу.
- Что, знакомый? – спросил его напарник, выходивший за бутылкой холодной минеральной воды.
- А ты его разве не знаешь? – удивился Ильнур. – Это же Руслан Сафаров, бывший гонщик, вице-чемпион мира по авиаслалому.
- Сафаров? Фамилия известная. А почему «бывший»?
- Ты что, не слышал его историю? Он сильно разбился на гонках. Видишь, до сих пор хромает.
- Молодой еще. Сколько ему?
- Двадцать шесть.
- Надо же! В двадцать шесть лет успел и взлететь, и упасть, - покачал головой напарник.
- Да, на такое способен только настоящий ястреб, - задумчиво сказал Ильнур, глядя, как Руслан неловко садится в кабинку аэролинии. И отвечая на удивленный взгляд своего компаньона, добавил:
- Таким было его прозвище у журналистов. Его называли «Ястребом с Белой реки»…


Руслан устроился на сиденье, неловко подогнув ногу, и не дослушав вежливое обращение робота-гида, велел ему: «В Аэрокосмический университет. Административный корпус!»
Кабинка проехала немного по тонким рельсам, а затем взмыла в воздух и понеслась над землей вдоль невидимых силовых линий. Пол ее был прозрачным: сквозь него можно было наблюдать, как внизу, под ногами, проносятся парки и сервисные комплексы, обслуживающие огромную евразийскую транспортную Магистраль… За Магистралью опять показалась зеленая зона, а за ней начался наконец Большой Город, который уже с начала XXII века начали называть растущей столицей Евразии.
Он проносился над сверкающими небоскребами Заречья, над огромными эстакадами и развязками для наземного транспорта, над площадями и улицами, которые казались тонкими нитями с этой высоты. Наконец внизу промелькнула голубая лента Агидели с обрывистым берегом, над которым все так же, как и многие годы назад, возносился на своем скакуне каменный Салават…
Линия снизилась: улицы теперь совсем не казались ниточками – скорее это были полноводные реки, запруженные народом. Кабинка мягко поднесла его к посадочной площадке и остановилась. Приятный женский голос из динамика поздравил его с прибытием. Руслан выбрался на жару, под раскаленное солнце, и приволакивая ногу, побрел к высотке университетской администрации.
Здесь многие его знали, улыбались ему, приветливо махали руками. Какой-то молодой первокурсник, по виду – индус, придержал дверцы лифта, чтобы подождать его. Он поблагодарил его кивком головы.
- Ну, как твоя нога? – спросил его Виктор Анатольевич, усаживая в глубокое кресло.
В его кабинете было прохладно, как и во всем корпусе, и Руслан с огромным удовольствием откинулся на спинку, тут же принявшую очертания его тела.
- Ничего, ходит, - без энтузиазма ответил он.
- Мы рассмотрели твое заявление, - Виктор Анатольевич опустил глаза и принялся разглядывать клавиатуру, встроенную в столешницу. – Ты понимаешь, Руслан, если бы все зависело от моего желания, то я тут же восстановил бы тебя на курсе. Но медкомиссия тебя не пропускает. Не хочется брать на себя роль предсказателя, но отделение пилотирования для тебя останется недоступным навсегда. С твоими данными вернуться на него не получится – таковы правила, пойми меня правильно.
- Значит, вы считаете, что я не смогу управлять даже легкой авиэткой? – резко спросил Руслан.
- Это не я так считаю, - опять опустил глаза заместитель декана. – Это заключение медицинской комиссии.
- Ясно! – рывком поднялся он и пошел к двери.
- Руслан, постой! – окликнул его Виктор Анатольевич. – Ну что ты ведешь себя как мальчишка, в самом деле? Ведь есть же другие специальности. Ну разве свет клином сошелся на пилотаже?
Руслан снова присел – по правде говоря, ему совсем не хотелось покидать этот прохладный и уютный кабинет с его креслами, в которых так хорошо отдыхалось.
- Ты мог бы перевестись на отделение диспетчеров, - продолжил Виктор Анатольевич. – Математический анализ, статистика и учет, программное обеспечение полетов – на все эти специальности ты проходишь. Подумай о них!
- Я летать хочу! – угрюмо проговорил Руслан.
- Летать ты не сможешь, - с сожалением сказал замдекана. – После таких аварий к штурвалу не возвращаются.
- Я вернусь! – заверил его Руслан.
- И все же подумай о других отделениях!
- Я подумаю, - пообещал Руслан, выходя из его кабинета.


Он шел по центральной улице мимо приземистых старых зданий, которые охранялись, как памятники архитектуры начала XXI века, мимо старинных банков и офисов, вызывающих улыбку своим стилем. Машин не было видно: въезд в эту часть мегаполиса для наземного транспорта был закрыт, но откуда-то из-под земли, сквозь вентиляционные решетки, постоянно доносился чуть слышный гул маленьких кабинок метро, готовых доставить путника в любую точку города. Народу на улице было полным-полно: по большей части это были туристы из разных стран, снимающие друг друга на маленькие видеокамеры.
Руслан прошел всего пару кварталов, но успел запыхаться и начал прихрамывать заметно сильнее. «Ничего-ничего, это я от жары, - попытался успокоить он сам себя. – Это все летнее солнце – ну почему его стало так много? И кто придумал этот рекламный лозунг: добро пожаловать в солнечный Башкортостан? Надоело жить на солнцепеке!»
На самом же деле в груди у него холодело при мысли, что хромота и одышка – вовсе не от жары, а от того, что он до сих пор не сумел восстановиться после той злополучной аварии…
Это были континентальные гонки. Его главным соперником был спортсмен из Китая, которого все заранее прочили в фавориты. Они должны были пронестись по ущельям между гималайских гор, в которых была оборудована самая сложная трасса авиаслалома. Он знал эту трассу, десятки раз проходил ее на тренировочных полетах, выверяя каждый вираж, каждый выступ скалы. Но сумбурная, ни с чем не сравнимая жажда первенства и желание доказать всем, что он лучше того китайца, сыграли с ним злую шутку. Он сознательно шел на риск, не снижая скорости на поворотах, он обходил горные пики, едва не касаясь их брюхом своей авиэтки, и в один далеко не прекрасный миг касание все же произошло: может быть, тут некстати прошел камнепад, а может, он просто не удержал свою машину… На такой скорости даже маленькое касание – это мгновенный удар, дикая круговерть в глазах, грохот и скрежет разлетающейся на части машины… Но всего этого он не помнил: его память остановилась на моменте, когда он увидел перед собой заснеженный склон.

Слава богу, что Ольга чуть-чуть опоздала. Ему не хотелось, чтобы она видела его запыхавшимся и ковыляющим. Он успел посидеть немного в летнем кафе на Торговой площади, лениво потягивая пиво и наблюдая за иностранцами, с энтузиазмом снимающими Музей старой Уфы и памятник Первому Президенту, купающийся в радуге, которую отбрасывали фонтаны.
Он заметил ее издалека: она была в потрясающем белом платье, из-под которого виднелись стройные загорелые ножки. На голове ее была элегантная шляпка, а на глазах, как и всегда в такой солнцепек – темные очки со встроенным видеофоном. Она чмокнула его в щечку и присела за столик.
- Хочешь чего-нибудь холодненького? – предложил ей Руслан.
- Да, коктейль на березовом соку, - попросила она.
Они помолчали, глядя на то, как дети резвятся в фонтанах.
- Как у тебя дела? – наконец спросил он.
- Хорошо! – оживленно заговорила Ольга. – Моя работа заняла первое место на конкурсе в Мехико. Это значит, что мне дадут грант и вызовут на стажировку.
- Ты уедешь в Мексику? – с заметным огорчением проговорил Руслан.
- По всей видимости, - тихо сказала она, взглянув на него.
- Надолго?
Она долго думала, прежде чем осторожно ответить:
- Понимаешь, работа в крупнейшем космическом комплексе мира – это редкая удача…
Руслан молча покивал головой.
- У тех, кто получает гранты и приглашение на стажировку, особые шансы, - тихонько продолжила она. – Если специалисту удастся показать себя при прохождении стажа, ему обычно предлагают хорошую должность. В общем, многие из них остаются там насовсем.
- И ты тоже хочешь остаться?
- Я… я не знаю, - смущенно сказала она. – Работа в Мексике открывает большие перспективы. Ты же понимаешь, как это важно… Но все-таки…
Она немного запнулась.
- Все-таки если ты наконец хоть на что-то решишься, то я никуда не поеду. Я останусь здесь, с тобой.
Ольга смутилась и замолчала.
- Ну скажи мне: зачем я тебе нужен? – с горечью спросил Руслан. – Ведь я же калека. Инвалид!
- Не говори так! – закричала она.
- Но это действительно так! – в ответ выкрикнул он.
Люди за соседними столиками удивленно повернулись в их сторону.
- Неужели ты хочешь связать свою судьбу с человеком без будущего? – чуть тише продолжил Руслан. – Я сегодня был в своем родном универе: мне предлагают разную ерунду вроде диспетчера, но за штурвал я никогда больше не сяду – замдекана мне так прямо и сказал, а ведь он отличный мужик, и всегда хорошо ко мне относился.
- Ну а что плохого в том, чтобы быть диспетчером? – горячо заговорила Ольга, глядя ему в глаза. – Это хорошая профессия. Ты же бывал в диспетчерской. У них отличные, светлые здания, хорошая зарплата. Быть диспетчером – это ответственно и престижно!
- Ну как ты можешь так говорить? – со стоном выкрикнул он. – Неужели ты совсем меня не знаешь? Ведь я от скуки с ума сойду! Мне нужны гонки! Мне нужен простор! Мне нужна скорость!
- Посмотри, до чего довела тебя твоя скорость! – со слезами выкрикнула она.
Руслан задохнулся и замолчал. Ольга принялась большими глотками пить свой коктейль. Люди за соседними столиками перестали обращать на них внимание. Он поставил локти на стол и уткнулся лицом в ладони.
- Я не знаю, что мне делать, - устало проговорил он.
- Пойми, что ты нужен мне, - тихо сказала она. – В любом виде. С любыми проблемами. Я хочу быть с тобой.
- Я хочу этого еще больше. Но как я могу взять на себя ответственность за нас двоих, если я даже не знаю, что мне делать с самим собой?
Они молчали еще очень долго.
- Если что-то надумаешь – позвони, - сказала Ольга, поднялась из-за стола и вышла на площадь, прямо под жгучее солнце.


Огромный орбитальный корабль, похожий на большую птицу, плавно соскользнул на посадочную полосу и завис в нескольких метрах над ее зеркальной поверхностью. Раскаленный воздух струился под его округлым брюхом и смешивался с жаркой атмосферой летнего утра. Наконец, челнок выпустил шасси и приземлился.
Руслан стоял в терминале вместе с приемной командой. Отсюда, из-за прозрачного и прочного стекла, хорошо было видно, что в воздушном вихре под лайнером не было ни пылинки.
- Молодец, хорошо поработал, - похлопал его по плечу директор смены.
Команда тем временем уже спешила к экипажу. Космонавты, одетые в летные костюмы, начали спускаться на поле по невысокому трапу. Руслан подвел к ним открытый автомобильчик: все дружно полезли на свои места, перемешавшись со спасателями. Влад, его старый приятель, плюхнулся на сидение рядом с ним. Руслан тронулся с места.
- Фу, ну и жара тут у вас, - пожаловался Влад. – Из огня да в полымя.
- А что, на орбите прохладней?
- Так мы форточку открываем!
Они посмеялись. Руслан подвел автомобиль к терминалу: космонавты принялись лихо выпрыгивать на резиновое покрытие пола, молодцевато показывая, в какой они форме. Влад тоже последовал их примеру, но слегка покачнулся и ухватился рукой за бортик. Руслан поддержал его.
- Что с тобой? – обеспокоенно спросил он приятеля.
- Да так… голова что-то кружится.
- Неудивительно! Ты сколько летал?
- Пять месяцев на Марсе и еще пару недель на орбите.
- Тогда не прыгай так!
- Это он на физзарядке халтурил! – засмеялись его товарищи по полету. – Вериги не хотел на себя надевать!
Веригами летчики называли дополнительный груз, специально разработанный для тренировок на Марсе, где сила тяжести была меньше земной. К Владу с озабоченным выражением лица уже спешил врач.
- Так, все на медосмотр, живо! – не терпящим возражений тоном скомандовал он.
- Ну все, попали в руки врагам рода людского, - поморщился Влад.
Космонавты дружно протопали в карантинное помещение. Кое-кого спасатели поддерживали под руки. Вокруг корабля уже вовсю суетился обслуживающий персонал. Руслан несмело подошел к начальнику смены и попросил:
- Айдар Хамитович, можно, я корабль в ангар заведу?
- А у тебя давно летной практики не было? – с сомнением посмотрел на него тот.
- Да какая тут летная практика? – просительно сказал Руслан. – Всего полтораста метров.
- Ну ладно, - улыбнулся начальник. – Садись за штурвал, порули. Только смотри там, поосторожней!
Руслан бросился к трапу – хромота его почти не была заметна. Он пробрался в кабину пилотов, уселся в командирское кресло. Упоительное, ни с чем не сравнимое чувство охватило его. Ему вдруг до боли захотелось потянуть штурвал на себя, взмыть над полосой, высоко-высоко, включить маршевые двигатели на полную мощность. Короткий рывок, гул моторов и тяжесть, вдавливающая тело в кресло, а после – космос, воля, простор!
Он воровато огляделся и подумал: «Вот стартану сейчас ввысь, а там – ищи ветра в поле!» Но разум заставил его успокоиться и взять себя в руки. Он действительно взмыл над посадочной полосой, но всего лишь на метр, и включил малый двигатель на четверть мощности. Корабль послушно сдвинулся с места и поплыл к огромному, сверкающему на солнце ангару. Ворота были распахнуты настежь: Руслан ввел свой лайнер под его высокие своды, в прохладную тень, мягко опустил на отделанный специальным покрытием пол и долго еще сидел за штурвалом, не желая покидать командное кресло…


Они лежали на берегу озера, на горячем песке, и пили пиво, только что выуженное из прохладной воды.
- Ну, как там, на Марсе? – с любопытством спросил Ильнур.
- Да фигня одна, - неохотно поделился Влад. – На поверхность без скафандра не выбраться, а это целое мероприятие. Сидишь месяцами на станции, возишься с приборами. Физические упражнения быстро надоедают – уже через пару недель все эти беговые дорожки с велотренажерами видеть не можешь. Только и мечтаешь о том, чтобы вернуться, растянуться вот так вот, на горячем песочке у чистого озерка, да взять в руки стеклянную бутылочку…
- Ну, тогда твоя мечта сбылась! – рассмеялся Руслан.
- Как там Ольга? – спросил его Влад.
- Уехала, - коротко ответил он.
- Куда? – удивился приятель.
- В Мехико. В исследовательский центр. Ей предложили работу.
- Надолго? – осторожно спросил Влад.
- Похоже, что навсегда, - неохотно ответил Руслан.
Они замолчали.
- И что ты теперь будешь делать? – спросил Ильнур.
- А что мне делать? – неожиданно взорвался Руслан. – Что мне делать вот с этой ходулей? Ну не хочет она поправляться, и ничего с этим не сделаешь. Дорога в небо мне заказана – даже в ангар завести корабль, и то едва доверяют. Крест на мне ставят – большой, жирный – вот что!
- Ольга никогда бы тебя не бросила, - с сомнением сказал Влад. – Я ведь вас давно  знаю. И уж кто-кто, а она бы креста на тебе ставить не стала.
- Да не в ней дело! – с отчаянием проговорил Руслан. – Я сам ее отпустил. Не могу я портить ей жизнь! Ну не могу я так, поймите вы это!
- Что за чушь ты несешь? Ты бы попортил ей жизнь, если б расстался с ней. Ты ведь не сделал этого? – спросил Влад, глядя на него.
- Сделал, - буркнул Руслан и уткнул голову в руки, запачканные в песке.
- Ну и дурак, - бросил Влад.
- Сам знаю. Только легче от этого не становится, - сказал Руслан.


Становилось темно. Удушливая жара начинала спадать, дул свежий ветерок. Зажглись уличные фонари. Руслан любил выбраться из подземной площадки метро и пройтись просто так по улочкам Старой Уфы, посмотреть на старинные здания, построенные сто лет назад, посидеть на мягких скамеечках в уютных тенистых скверах.
Горожане высыпали на улицы, смешиваясь с праздными иностранцами. В летних кафе все места были заняты, там слышалась музыка, на танцплощадках кружились парни и девушки. В тени деревьев целовались влюбленные парочки. Глядя на них, Руслан впал в тоску. Ему вспомнилась Ольга. «Как я мог от нее отказаться? – думал он. – Неужели я и вправду дурак? А что я могу сделать? Прошлого не исправишь…»
Он зашел в переговорный пункт, выбрал кабинку, ввел свой код. В полукруглом углу вспыхнуло объемное изображение с рекламой видеосвязи. Он ждал. Наконец, вертящийся логотип улетучился, и перед ним показалось лицо Ольги – настолько реальное и живое, что ему захотелось поцеловать ее.
- Руслан? – удивилась она. – Вот уж не ожидала!
- Извини, я, наверно, не вовремя. Я даже не знаю, какой у тебя час. Не разбудил?
- Нет, у нас сейчас утро. Я как раз умывалась.
- А у нас сейчас вечер, - сообщил он и запнулся. – Вот, захотелось ни с того ни с сего на тебя посмотреть.
- Прилетай и смотри, - улыбнулась она.
- Я пассажиром летать не привык, - сказал он. – Может быть, ты вернешься?
- А зачем? – с горечью спросила она. – Чтобы ты опять меня бросил?
- Я тебя не бросал! – с жаром воскликнул он. – Как ты можешь так говорить?
- Тогда что же тебе помешало?
- Я не знаю. Ну прости меня! Я сам в полном смятении. Знаю только, что хочу быть с тобой!
- Руслан, если я вернусь, то все повторится, - строго сказала она.
Ольга всегда отличалась логичностью и рассудком – он знал за ней эту черту.
- Так что если хочешь, чтобы мы были вместе, прилетай ко мне сам.
- Я не знаю испанского языка, - попытался отшутиться он.
- Здесь ему учат за десять дней, - серьезно сказала она. – Тебе что-то мешает, но я не могу понять, что. Объяснение только одно: я тебе не нужна!
Руслан уронил голову на ладони.
- Что за бред? Что за бред ты несешь? – бормотал он. – Ну как ты не можешь понять: без полетов я чувствую себя неполноценным! Ведь я был в шаге от звания чемпиона мира! Чемпиона мира в самом сложном виде полетов! А кто я теперь? Уборщик на аэродроме! Я потерял себя, понимаешь!
- Для меня ты всегда был и останешься тем Русланом, в которого я влюбилась студенткой на третьем курсе. Ты помнишь, как это было? Ты казался мне настоящим героем! Не потому, что ты где-то участвовал и что-то там завоевывал: я никогда как следует не разбиралась в спорте. Но я понимала: ты герой по характеру, ты боец! Вот это меня привлекало! И я знаю, что этот характер остался! Никто ведь не знает тебя так, как я. Я уверена – ты вернешься. Ты вновь возьмешь в руки штурвал, если это для тебя так важно. Ты мне нужен, и я готова тебя поддержать! Только сделай же наконец шаг мне навстречу!
Объемное изображение давно уже погасло, а Руслан все сидел и сидел в тесной кабинке, не решаясь открыть дверь и выйти. «Она ждет меня! – думал он с замиранием сердца. – Она верит в меня! Так чего же я жду, тормоз я этакий!»


На Заречном аэродроме творилось что-то невообразимое. Раз в два года здесь проводился аэрокосмический салон, на который съезжались гости со всего мира. Жара спала, на улице стало прохладно, но для сотрудников аэропорта наступила настоящая страда. Каждый день на зеркальную взлетную полосу опускались новейшие модели машин, способные подниматься в верхние слои атмосферы и выходить в космос. Здесь было все – от маленьких авиэток до огромных космолетов, на которых можно было отправляться хоть к краю солнечной системы. Вместе с летательными аппаратами прибывали пилоты и обслуживающий персонал в форме разных стран мира. Всех их требовалось разместить по специальным номерам в гостевом доме, а машины устроить по ангарам и познакомить с их оборудованием техперсонал.
Руслан носился по огромному комплексу с утра до ночи, забывая про хромоту. Его все приветствовали, все ему улыбались: африканцы в белоснежных комбинезонах, арабы в строгих летных костюмах с погонами, китайцы с традиционными эмблемами «инь и янь» на груди, европейцы, японцы, латиноамериканцы, индонезийцы…
Влад собирался пилотировать новую модель челнока, построенную в Кумертау: это была изящная и легкая машина, по характеристикам намного превосходившая аналоги прошлых лет. Каждую свободную минуту Руслан забирался к нему в кабину, плюхался в кресло второго пилота и начинал вовсю щелкать тумблерами и нажимать на рычаги, заливаясь от смеха: «Эх, сейчас увезу тебя к чертям на кулички!»
- Ты осторожнее там, двигатели не включи ненароком, - беспокоился Влад. – А то высажу тебя на Луне и скафандра не дам!
- На Луну? Я согласен! На Луне я еще не бывал! – хохотал Руслан. – Только тогда покажи мне, как маневрировать в безвоздушном пространстве. Куда спрятан боковой реактив?
Влад был отходчив: уже через минуту он смеялся вместе с приятелем и с удовольствием показывал ему, где панели контроля горючего, а где – рычаги пуска маршевых двигателей.


Начались показательные полеты. Шоу представляло собой грандиозное зрелище: корабли стартовали и совершали в воздухе самые невероятные пируэты, а затем взмывали ввысь и уносились к небесам. Влад на своем «Иремеле» превзошел всех: его машина показала такую маневренность и грацию при разворотах, что Руслан невольно позавидовал своему другу, сидящему за штурвалом.
Завершалась программа традиционным аэрослаломом: в воздухе были подвешены красочные шары, отмечающие трассу, а невидимые магнитные линии отделяли ее края, касаться которых было запрещено. Это было, конечно же, безопаснее, чем дикие гонки в горах, но Руслан с удовольствием наблюдал за соревнованиями. Влад и тут оказался на высоте: его «Иремель» стремительно уносился ввысь и совершал головокружительные виражи, но то ли машина была еще не обкатана, то ли пилот не успел набрать опыт в ее управлении – финальный подсчет очков принес ему только пятое место.
Знакомые подходили к Руслану, похлопывали его по плечу и улыбались: «вот если бы ты был за штурвалом, мы были бы первыми!» Руслан улыбался в ответ.
Наконец, соревнования завершились. Корабли и их экипажи отправились по домам, ангары и гостиницы опустели. Лишь сверкающий «Иремель» оставался на полосе – ему предстояло еще налетать нужное количество часов. Руслан сам заправлял его, сам проверял шасси. Он не отходил от машины. Однажды, поймав проходившего мимо начальника смены, он решился и попросил:
- Айдар Хамитович, разрешите мне пробный взлет! Я только сделаю круг над комплексом и тут же сяду!
- Руслан, у тебя же нет допуска! – серьезно ответил тот. – Это будет нарушение правил.
Руслан поник и пошел в свой гараж. «Ну что же мне делать? – с отчаянием думал он. – Нужно что-то решать. Иначе я так и останусь на всю жизнь «лицом с ограниченными возможностями». Я уже потерял Ольгу по собственной глупости. Что еще я теряю?»


Полетные задания были закончены, машина заправлена и доведена до совершенства. Ильнур выдал ему магнитный ключ, которым отпиралась кабина пилотов – он знал, что Руслану поручено ее обслуживание. Влад поднялся на лифте в диспетчерскую – ему нужно было обсудить расписание с начальником смены.
Руслан сел в кресло командира экипажа и пристегнулся ремнем. Упругий материал обволакивал его тело. Он надел летный шлем со встроенной связью, проверил панель навигации. Все работало, как часы. Видеосвязь тоже не подкачала – в Мексике было раннее утро, и Ольга долго не отзывалась, но он посылал вызов за вызовом, пока она не проснулась и не включила ответ на своей стороне.
- Привет! Я тебя разбудил? – спросил он.
- Ничего, - сонно проговорила она.
- Ты меня еще ждешь?
- Я тебя всегда жду, - улыбнулась она.
- Тогда прячь своих любовников в шкаф. Я скоро буду! – со смехом сказал он и отключился.
Ключ на старт! Гулко завыли вспомогательные моторы. Новенькая машина плавно двинулась с места и покатилась по взлетной полосе, которую он сам же в течение месяцев доводил до зеркального блеска. «Маршрут навигации? – Задан! Системы оповещения? – Функционируют!» - бормотал он привычные команды, сам задавая вопросы из Центра управления и сам отвечая на них.
Огромное красное солнце садилось за верхушки зеленых сосен, стеной обступавших полетно-монтажный комплекс. В его лучах взлетная полоса сверкала, как огненная дорожка, и дорожка эта ввела в даль и вверх, прямо к солнцу. Помедлив пару мгновений, он откинул защитную крышечку на панели и щелкнул тумблером запуска маршевых двигателей. Машина взревела, как яростный зверь, и начала свой разбег.
- Эй, ты что делаешь? – послышался в шлемофоне обеспокоенный голос Влада.
- Без паники! Все под контролем! – расхохотался Руслан.
- Что случилось? – прозвучал из зала отдаленный голос начальника смены.
- Он запустил маршевые двигатели, - ответил кто-то из диспетчеров.
- Зачем? – не понял Айдар Хамитович.
- Кажется, он угоняет машину, - ответили ему.
- Руслан, Руслан, ты меня слышишь? – вновь зазвучал в шлемофоне тревожный голос.
- Слышу, Айдар Хамитович, - спокойно ответил он.
- Что ты делаешь?
- Разгоняюсь!
- Зачем?
- Понимаете… Мне очень нужно в Мексику. Прямо сейчас. За машину не бойтесь – с ней ничего не случится. У меня есть друзья – они перегонят ее обратно.
- Немедленно прекрати взлет! Ты слышишь? Немедленно прекрати! Я приказываю!
- Вы не можете мне приказывать.
- Это еще почему?
- Я не ваш подчиненный. С этой минуты я увольняюсь.
- Руслан, послушай, ты совершаешь необдуманный поступок, - начал увещевать его начальник.
- Вовсе нет! – со смехом ответил Руслан. – Я обдумывал его очень долго.
- Чего ты хочешь добиться?
- Доказать всем, что на мне ставить крест еще рано.
- Все и так это знают!
- Тогда – доказать себе!
- Я подниму в воздух перехватчики чрезвычайной службы. Они догонят тебя и принудят к посадке! – пригрозил шеф.
- Догонят? Меня? Я согласен! – никогда в жизни Руслан так не потешался. – Но если они меня не поймают, то чур – я выиграл, договорились?
Двигатели работали на полную мощность, их рев заглушал все посторонние звуки. Из сопел вырывались струи раскаленного газа. Машина стремительно набирала ход. Передатчик взял в руки Влад.
- Подумай, что ты делаешь! – нервно выкрикнул он.
- Я подумал, - спокойно ответил Руслан.
- Тебя лишат прав на пилотирование на всю оставшуюся жизнь!
- Меня их уже лишили!
- Учти, твой полет не записан в реестр! Ты нарушишь государственную границу!
- Вовсе нет! Я поднимусь в верхние слои атмосферы, а после свалюсь на посадочную полосу прямо из космоса!
Руслан отключил связь – к чему лишние разговоры, когда все решено? «Жди меня, Ольга! Жди! Я лечу к тебе!» - думал он, изо всех сил выжимая на себя штурвал управления.
Корабль взмыл в воздух и принялся набирать высоту. Через несколько мгновений он был уже над облаками, которые сверху казались бескрайним заснеженным полем. Закатное солнце красило их в алый цвет, а он все взлетал и взлетал, оставляя вечернюю землю где-то там, далеко внизу…
Ему не нужно было ни автопилота, ни навигационных карт. Его путь лежал прямо на запад. А это значит, что курс нужно было держать прямо на солнце.
Оно висело у него перед глазами – великолепное, блистающее, неотразимое. Поверхность защитного стекла на шлеме автоматически покрылась отражающей пленкой. Стало темнее, но яркий свет больше не резал глаз.
- Это совсем нетрудно! – хохоча, сказал он светилу. – Нужно просто угнаться за солнцем. Ну что, сыграем: догоню я тебя или нет?



Денис Владимирович Морозов