А ты такой холо-о-одный

Олег Маляренко
      Есть у нас большой друг. У него привлекательный вид, некоторая полнота его не портит, а идёт к лицу, у него богатый внутренний мир, он добрый, но прежде всего ценит взаимность с нашей стороны. Когда он приходит в наш дом, мы ему чрезвычайно рады, и не знаем, куда его усадить. Вся наша семья чувствует к нему необыкновенную симпатию.
      Если вы ещё не догадались, то это холодильник. Он сопровождает нас всю жизнь. Вначале в нём хранятся молочные смеси, потом кефир, вино, коньяк, салями и, наконец, боржоми.

      Когда-то моя юная дочь спросила меня – как жили люди, когда не было холодильников? И я задумался – действительно, как? Зимой в них особой потребности не было. Хорошо выручали балконы и сетки за форточкой. Летом приходилось трудней. Продукты, которые портятся быстро, старались покупать на день-два. А в магазины завозили глыбы льда, впоследствии заменяемые сухим льдом.
      Бытовые холодильники в нашей стране появились в середине 1950-х годов. Через десять лет холодильники в СССР имели около 5% семей, в то время как в США почти 100%.
      В первое время люди отнеслись к холодильникам настороженно, но быстро разобрались, и число желающих их приобрести чудовищно выросло при мизерном предложении. Стоили эти агрегаты недорого, всего три-четыре месячные зарплаты. За холодильниками выстроились очереди на многие годы.

      В те годы одна родственница Сима пригласила меня посмотреть на чудо, которое она отхватила. Я моментально согласился с учётом жаркой погоды. В полупустой комнате на почётном месте стоял красавец-холодильник. Сима торжественно подошла к нему и открыла. На верхней полке одиноко стоял графин воды, и ничего более. Мы с великим удовольствием выпили по стакану охлаждённой воды. Видимо, хозяйка так издержалась при покупке, что ей пришлось экономить на продуктах. Тогда я впервые познакомился с холодильником.

      Во время учёбы в Одессе общежитие мне не предоставили, поэтому жильё пришлось снимать. Недалеко от института я снял застеклённую веранду. Одно неудобство – там стоял холодильник. Что это неудобство, я понял, когда лёг спать. Холодильник грохотал и трясся, как трактор в лихорадке. Стоило мне задремать, как его бодрый гул будил и прогонял сон. Два часа я безуспешно пытался привыкнуть к норову агрегата, пока не выключил его. На другой день я навсегда покинул шумливого соседа вместе с его владельцами.

      Мой дядя однажды прочитал объявление, что продаётся финский холодильник «Розенлев» в хорошем состоянии и недорого. Дядя моментально завёлся и воодушевился: такой холодильник надо не брать, а хватать. К сожалению, продавец такого чуда проживал  в Камышовой балке, до которой было около пяти километров притом, что туда не ходил никакой транспорт. Дядя взял отгул на работе и с утра отправился за вожделенным холодильником. Можно было поймать левака с грузовиком, но дядя не стал рисковать.
      Дядя шёл быстро, чтобы обогнать возможных конкурентов, потому и запыхался. Искомый дом оказался облупленной хатой, к которой даже не подведено электричество. Не эта ли причина продажи финского изделия?
      Дверь отворила хозяйка и прямо с порога огорошила:
- Люди добрые! Та шо это делается?! Ни днём, ни ночью нет от вас покоя! Уходите со двора, а не то спущу собаку с цепи!
- Вы можете не лаяться? Разве не вы давали объявление? – возбудился дядя.
- Делать мне нечего! Это мой зять шуткует. Развесил по всему городу объявы. Шоб его подняло и гепнуло!
- А почему он это делает?
- Так моя дочка от него сбежала, а он и мстит мне.
- А холодильник у вас был?
- Вы шо, не поняли, шо у меня кроме погриба никакого холодильника не было.
      Вот так дядя остался без финского холодильника.

      В середине 1960-х годов нам удалось приобрести маленький холодильник размером с тумбочку. Он так и назывался, не то «Малютка», не то «Морозко». Но нашей семье и такого хватало, поскольку гурманами мы не были. Один раз, придя с работы, я обнаружил в холодильнике палку варёной колбасы. Она оказалась нежной и вкусной, и я так увлекся ею, что незаметно для себя уплёл половину. Когда я прилёг на диван, чтобы в спокойной обстановке переварить съеденное, в дверь постучали. Пришла соседка.
      - Я у вас оставила на хранение колбасу. Могу её забрать?
      - Забрать можете, но половину съел Барсик, - находчиво сказал я, хотя нам было не до смеха.
      - Тогда отдайте мне половину колбасы и Барсика. Он весит столько же, как и съеденная им колбаса.
      - Ладно. Это я съел. Готов расплатиться натурой.
      Не подумайте плохого. Я всего лишь на следующий день компенсировал соседке продовольственные потери. Недоразумение удалось уладить. А всё дело было в том, что я не подумал, что наш маленький холодильник может вместить в себе и соседские продукты.

      Через год соседка купила холодильник, гораздо крупнее нашей малютки. По каким-то неотложным делам мне понадобилось сходить к ней. Стояла жаркая погода, и солнце палило нещадно. Соседка сидела в комнате, где стоял холодильник. Он работал, а дверца его была широко распахнута. Это меня удивило.
      - Чего у тебя холодильник работает впустую?
      - Не впустую, а он вырабатывает холод.
      - Ну и как, стало холоднее?
      - Стало, хотя и немного.
      - Обманываешься. Теплота только перекачивается. Ещё Михайло Ломоносов сказал, что если в одном месте что-нибудь убудет – в другом присовокупится. В закрытой комнате даже с открытым холодильником холоднее не становится.
      - А что же делать, чтобы стало холоднее?
      - За границей продаются эр-кондишнеры. Поезжай туда и привези такой.
      Через тридцать лет и в нашей стране появились кондиционеры.

      В конце советской эпохи появились экскурсии выходного дня. Вот и жене досталась такая путёвка на острова. Да не заморские, а наши российские – Валаам, Кижи и Соловецкие. На всё про всё их облетали за два дня. Я позавидовал жене, но путёвка была одна.
      Вылет был в пятницу вечером. Жена долго металась, не зная, что взять с собой в северный вояж. Наконец она собралась и отправилась в аэропорт. Я не стал провожать её, так как расставание будет коротким.
      Утром собрался выйти из дома, но не смог этого сделать. Без ключа дверь не откроешь, а моего ключа нигде не было. Я долго искал, пока не догадался, что жена в спешке прихватила не только свои ключи, но и мои. Хорошо, что был субботний день, и не надо было идти на работу.
      Итак, придётся провести два дня в заточении дома. Деткам повезло, что они у бабушки в деревне.
      На два дня я стал невыездным, вернее, невыходным. Скуки не было, поскольку провёл генеральную уборку квартиры, вымыл всю посуду и прочёл детективный роман.
      Свободу я обрёл после полуночи в понедельник. Жена осторожно, не включая свет, вошла в квартиру.
      - Извини меня, Лёшенька, что прихватила твои ключи, - ласково сказала она.    – Бедненький, какой ты стал худой и бледный!
      - Нет, дорогуша, ты не права. Скорее наоборот. Как поездка?
      - Замечательная! Лучше бы ты поехал со мной, а не сидел дома.
      В экстремальном сидении дома меня здорово выручил холодильник, который я опустошил наполовину.

      Когда в стране бушевала перестройка, жена и я отдыхали в Ялте. Там познакомились с венгерской парой и пригласили их в гости. Те приглашение приняли, но заявили, что заехать к нам не смогут.
      Однако через неделю мне позвонили венгры и сообщили, что на следующий день они проезжают через наш город и зайдут к нам в гости. Я этому обрадовался, но одновременно озаботился. Как достойно принять зарубежных гостей при пустых полках в магазинах? Пришлось мне проявить чудеса изобретательности и настырности, не постоять за ценой и занять у соседей кое-что из дефицитных продуктов. С большим трудом удалось наполовину заполнить ненасытный холодильник.
      Гостей мы приняли радушно. Стол блистал множеством превосходных блюд, от которых текли слюнки. Позаботились и о лучших напитках. Венгры были поражены нашими кулинарными изысками. На прощание завели речь о загадочной русской душе.
      - Ничего не понимаю, - сказал Янош. – У нас в магазинах полно продуктов, но пусты холодильники. А у вас в магазинах нет ничего, зато у вас набитые холодильники.
      Знал бы он, сколько энергии и денег я потратил на эту разовую акцию.

      Моя тёща, будучи в преклонном возрасте, любила посидеть на скамейке рядом с домом с такими же бабками как и она. Один раз к ней подходит дама, прилично одетая, и говорит, что пришла по поручению её дочери (называет по имени) и хочет передать ей лекарство. Оно очень дорогое и хранить его постоянно надо в холодильнике. Тёща вместе с дамой пришли в квартиру и направились к холодильнику. Когда посетительница заглянула в холодильник, заявила, что лекарство не оставит. После чего она ушла.
      Жена пришла с работы, узнала о передаче несуществующего лекарства и отругала тёщу, чтобы та никого постороннего не впускала в дом.
      Когда я узнал об этом происшествии, то задумался. Определённо это была аферистка и воровка, но оставалась загадка, почему не довела кражу до совершения. При здравом размышлении я пришёл к выводу, что не зря аферистка интересовалась содержимым холодильника. Он является показателем благосостояния семьи. По-видимому, набор продуктов нашего холодильника не пробудил интереса у аферистки к возможной добыче, и она посчитала нас бесперспективными клиентами.
      На этот раз наш уважаемый холодильник уберёг нашу семью от материального ущерба.

      Вот такие истории случаются с холодильниками.