Кирилл Лемох -талантливый жанровый живописец

Алина Алексеева-Маркезин
 Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох ,1885, Новое знакомство, Государственный Русский музей

             Кирилл  Лемох известен как один из организаторов Товарищества передвижников и как преподаватель живописи Николаю Второму, известен он и как бунтарь, и как академик,как замечательный жанровый живописец.
   

            Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох родился 7 июня 1841 года в Москве в семье преподавателя музыки. В 1851– 1856 годах он учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, из которого поступил в Императорскую Академию Художеств. С тех пор по роду своих занятий он жил в Петербурге, но всегда очень любил Москву и неизменно проводил лето на подмосковных дачах.

            В числе других четырнадцати академистов, демонстративно отказавшихся от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, в 1863 году подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника второй степени. Покинув Академию, вступает в Санкт-Петербургскую артель художников, основанную И. Н. Крамским.

                В 1868 году за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе» получает звание классного художника первой степени.Лемох стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, образованного в 1870 году, членом его Правления и кассиром; при своей аккуратности и честности в этой роли он был незаменим.
         
                К сожалению, Кирилл Лемох мало рассказывал о своих царственных учениках, не оставил он и воспоминаний. Вряд ли кто сейчас знает, как и что рисовал Николай Второй, но вот другая ученица Лемоха даже зарабатывала живописью на жизнь. Она известна и как Великая княгиня Ольга Александровна, и как художница.

 Из воспоминаний Я.Д.Миченкова:   
            "Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли.

            При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «Вы».
         
            В 1875 году за семь выставленных на академической выставке картин Лемоху присваивается звание академика Императорской Академии художеств, с 1893 года действительный член Академии, избран членом Совета Академии в 1895 году сроком на пять лет.
                За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 и почти до самой смерти (по 1909 год), Лемох занимает должность хранителя художественного отдела Русского музея Императора Александра III

        Благодаря, в том числе, живописи художников-реалистов, мы сейчас можем увидеть не только блеск императорской России, но и обездоленность значительной части населения. Увидеть почти воочию, поскольку эти картины не нужно было «сочинять», их можно было «готовыми» переносить на холст, нужны был только талант и труд, желание и сопереживание.

 ВОСПОМИНАНИЯ ДРУЗЕЙ-ХУДОЖНИКОВ               

             Так, Н. Быковский пишет: «В 1873 году он часто приезжал ко мне гостить в подмосковную дачную местность Владыкино из Ховрина, где незадолго перед тем приобрел небольшую дачу.

             Его заинтересовали владыкинские задворки, полуразвалившиеся сараи и ветхие избы, и он написал множество этюдов с фигурами и начал картины, которые по возвращении в Петербург выставил в Академии и был удостоен за них звания академика живописи.

               В Ховрине, в саду своей дачи, он выстроил себе просторную мастерскую и внутри её устроил часть настоящей избы со всею её обстановкой, так что, сидя у себя в мастерской, он мог писать фигуры с натуры в соответствующей крестьянской обстановке и при таком освещении, которое бывает в избе».


        Яков Минченков: «Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.
               
            
         Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать ее матери девочки, с которой вел разговор.

             Получилась трогательная картина: продавец передает корову крестьянке, а та не берет ее, так как не покупала, и у мужа денег нет. Недоразумение, наконец, выяснилось, крестьянка узнает, что корову прислал добрый Лемох, и, счастливая, со слезами на глазах, отводит корову в хлев.
               
             Пригородные крестьяне, испорченные городом, барством, притеснениями и подачками, нищетой и случайными легкими заработками, постоянно надували своего благодетеля

              Жизнь на даче у Лемоха протекала трогательная, патриархальная.
Приедешь, бывало, на станцию Ховрино, пройдешь с версту парком и полем и видишь потонувшую в зелени дачку. Кругом золотистая рожь, вдали березки. Вечереет, по меже бредет-гуляет в темной пелерине и соломенной шляпе Кирилл Викентьевич с супругой или дочерью...»

            Яков Минченков отмечает и деликатность Лемоха – «ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли» – и его редкую способность не осуждать.
               «Все знали, что с Лемохом нельзя было говорить о политике, об общественных непорядках, так как он требовал только личного совершенствования и “неосуждения брата своего”. Ни на кого Лемох не сердился и никого не винил».


            Жизнь протекала вроде бы вполне благополучно, но ему сильно досаждала собственная мнительность: «Вот живёшь, живешь, а вдруг, на тебе, возьми да и случись тебе что-нибудь».
                Поэтому он никогда не ходил по тротуарам, боясь обвалившегося карниза, а ходил посередине улицы. Извозчика он никогда не нанимал, боясь заразиться сапом от лошадей.

                Однажды в Одессе он выставлял свою картину. Но в городе вдруг зарегистрировали случай бубонной чумы. Лемох срочно выписывает свою картину из Одессы, тщательно её дезинфицирует и вешает над своим диваном. Но неожиданно картина срывается и слегка ударяет его по шее.

                Возникла небольшая опухоль и покраснение, совсем, как при бубонной чуме. Мнительный Лемох приуныл и стал всерьёз готовиться к смерти. Но и через неделю, когда опухоль совсем прошла, его с трудом удалось убедить, что он здоров и ему ничто не угрожает.

                На долю Кирилла Викентьевича выпало и немало скорбей: его дочь рано овдовела и лишилась своего трехлетнего сына; в 1904 году скончалась жена. В течение пяти лет художник не приезжал в Ховрино, где всё напоминало ему о тяжелых утратах.

                Кирилл Викентьевич Лемох скончался 22 февраля 1910 года в Петербурге. После отпевания в церкви Академии Художеств останки его 26 февраля были привезены на подмосковную станцию Химки и захоронены в Казанском Головинском монастыре.

Другие работы художника можно посмотреть здесьhttp://maxpark.com/community/6782/content/3211118