Как дед учил рыбу ловить

Татьяна Виноградова Мединская
 Как дед учил рыбу ловить

       Наступили долгожданные летние каникулы, и мы всей семьёй отправились в отпуск в деревню, где жили наши дедушка и бабушка. День был душным и жарким, жужжали над головой пролетающие в дедов улей пчёлы, во дворе и саду разливался ароматный запах бабушкиных цветов. Делать было нечего, деревенские мальчишки куда-то все пропали, не было слышно даже их голосов. От нечего делать мы решили прогуляться по деревне. Вся деревня как вымерла, даже собаки и те ни лаяли, стояла такая жара, что на дороге плавился асфальт.
  -Макс, пойдём домой, - сказал мне брат, - жарко очень и есть уже хочется.
Мы решили вернуться, да и время обеда уже настало. Как, оказалось,  вернулись мы вовремя, стол был уже накрыт в тени под навесом, и вкусно пахло едой. Бабушка поставила перед нами тарелки с холодной окрошкой заправленной домашней сметанной и квасом, которую мы с братом мигом опустошили. В животе сразу стало прохладно, а жара  не так утомительна. Нас потянуло в сон, и мы отправились на сеновал, где было не так жарко и восхитительно пахло сухими травами и изредка встречающимися цветами. Уснули мы быстро и проснулись только тогда, когда стал слышен на дороге топот  копыт возвращающихся с пастбища коров. Солнце уже клонилось к горизонту, жара спала, и слышались голоса деревенских мальчишек.
  -Вставай, хватит дрыхнуть, - толкнул меня в бок брат,                - пацаны вон пришли.
Кубарем, пустившись с сеновала, мы помчались на улицу к ребятам. Со многими мы были уже знакомы с прошлого лета, среди них были и незнакомцы, по виду городские, тоже приехавшие погостить к своим родным. Быстро перезнакомившись, мы побежали играть в свои мальчишеские игры. Вволю набегавшись, уставшие и чумазые, мы вернулись к своему двору. Так прошёл наш первый день в деревне.
     Наутро мы с братом запланировали рыбалку, но сон был так сладок, что мы, конечно же, проспали зорьку, а когда проснулись, уже  палило жарко раскалённое солнце. Мы конечно расстроились, но  рыбалку решили всё – таки пойти. Дед начал нас уговаривать подождать до вечера, да куда там, мы твёрдо решили идти. Вернулись мы, как и следовало ожидать, без улова, да и черви в банке не выдержали такой жары и, скрючившись, неподвижно лежали похожие на маленькие древесные веточки  сухого дерева.
  -Виталик, может, мы уже домой пойдём? - предложил я брату, - а то уже слишком жарко, рыба не клюёт, да и есть хочется. 
  Нехотя мы молча поплелись домой, где нас уже ждала бабушка с вкусным сытным обедом.                Огорчённые неудачной рыбалкой мы забрались  на сеновал и уснули крепким сном, утомлённые свежим, густым деревенским воздухом. Нарушил наш сон рыжий маленький котёнок, который весело прыгал и кувыркался, чем воспроизводил, как нам казалось, неимоверно большой шум. Сон был нарушен и мы нехотя спустились с сеновала.
    Настроение наше было сильно испорчено, и мы вяло слонялись по двору, пытаясь, чем  ни будь заняться. Бабушка, жалостливо глядя на нас, пыталась нас накормить пирожками, но аппетита не было и всем казалось, что мы вот- вот расплачемся. Мама и папа стали нас успокаивать и сопереживать, от этого стало на душе ещё тягостней.
   Посовещавшись, мы с братом отправились к деду за советом. Надо сказать, дед наш был человеком необыкновенным, великолепный рассказчик, весельчак и шутник. Обладал большим жизненным опытом, много читал, декламировал на память известных классиков поэтов и всегда мог дать дельный совет. Но ждать нам пришлось долго, так как дед в это время занимался своими ульями. Подходить близко мы боялись, вокруг деда носились тучи пчёл, но как ни странно  они его не жалили. Наверно они давно знакомы, подумали мы, и отошли на безопасное расстояние. Наконец-то дед закрыл улей крышкой и подошел к нам. Немного смущаясь, мы попросили совета, как лучше всего ловить рыбу. Задумавшись, дед пригласил нас посидеть на крылечке и начал свой рассказ, как он сам учился рыбу ловить.         Рассказ был долгим, но жутко интересным. Мы сидели, открыв рот, впитывая в себя всё, что он говорил. А так как он был прекрасным рассказчиком, наш разговор затянулся надолго. Уже густая ночь опустилась на землю, зажглись на небе яркие звёзды, заквакали зелёные лягушки в  пруду, застрекотали в траве кузнечики, а мы всё сидели и слушали рассказ деда. Когда рассказ был окочен, дед сказал, что знает один очень хороший способ ловить рыбу. Наши глаза загорелись, и мы напрягли слух. Вот это да, как мы сами до этого не догадались, подумал каждый из нас, но это выяснилось уже позже.
    Рано утром, пока не встало солнце и заря только- только начала появляться на горизонте, мы подскочили и, взяв на всякий случай большой бидончик для рыбы и ломоть хлеба, отправились на речку. Мы шли уверенной походкой к реке и уже представляли себе, как обрадуются и удивятся наши родные,  увидев, сколько рыбы мы наловили. О, как же мы ошибались, совсем забыв, какой наш дед шутник.
  Придя на берег реки, мы завязали свои штаны на щиколотках верёвочками, которые выпросили у бабушки с вечера и смело вошли в воду по самую грудь. Вода была тёплая и приятная, мальки тут же начали нас пощипывать, от чего нам стало весело и щекотно.
  -Глубже, глубже заходи, - сказал мне брат, - там рыбы больше.
 От предвкушения удачной рыбалки мы были счастливы. Настал главный и ответственный момент, мы оттопырили  резинки на своих штанах и, накрошив туда  взятого из дома хлеба стали ждать, когда рыба туда заплывёт. Стояли мы долго, так долго, что уже затекли руки, державшие штаны и хотелось пошевелить ногами, но боялись распугать рыбу, и мужественно продолжали стоять в реке. Комары вонзали в нас свои жала и от их укусов всё лицо, шея и руки покрылись красными пятнами. Мы мотали головой, пытаясь их отогнать, дули что есть силы, но всё было напрасно. Взошло солнце, а мы всё ещё стояли, держа в руках оттопыренные штаны и надеясь, что может быть, хоть маленькая рыбёшка заплывёт туда. Вот уже и пастухи погнали коров на пастбище, выгнали на луг своих  коз хозяйки, заорали весело крикливые петухи, а мы всё стояли и стояли. Вдруг я ощутил острую боль в ноге, было так больно и неожиданно, что бросился на берег.  Выскочив, увидел на большом пальце ноги  огромного рака, который крепко ухватился за палец и таращил на меня свои бесстыжие глаза. От страха я заорал ещё громче, мне на помощь, бросив ловить рыбу,  прибежал брат, и мы вдвоём кое- как отцепили вредного рака. Я долго как маленький ревел в голос, размазывая на красном от укусов комаров лице слёзы. Немного успокоившись и съев оставшийся хлеб, мы, почёсываясь, стали обсуждать ситуацию. Домой мы возвращались  печальными, неужели ловить рыбу такая уж сложная задача, даже таким простым способом. Чем ближе  приближались мы к дому, тем больше волновались, как к нашей неудаче отнесётся дед.
      Как же мы потом хохотали, когда оказалось, что дед просто подшутил над нами.
     К концу отпуска,  мы всё-таки научились удить рыбу, и вместе с деревенскими ребятами часто ходили на рыбалку. А дед время от времени подсмеивался над нами, и говорил, что может ещё научить и раков ловить.