Лейб - Уральская сотня. На службе у Павла I

Николай Панов
Российский император Павел I с особым доверием относился к уральским казакам. 23 апреля 1798 года был издан Высочайший рескрипт на имя войскового атамана Уральского казачьего войска генерал - майора Донскова Д. Д. о вызове сотни уральских казаков на службу в столицу. Сотня должна была нести караульную службу при царских покоях в самом Петербурге и загородных дворцах, являясь личным конвоем императора. 4 сентября 1798 года в Гатчину, где находилась резиденция и двор Павла I вошла откомандированная туда из Уральского казачьего войска сотня казаков, которая была именована лейб - Уральскою сотнею, с повелением состоять особо.

Так, обычно звучит общепринятая официальная версия, рассказывающая как Павел I оказал высокое доверие уральским казакам, поручив им свою личную охрану. Однако, существует и неофициальная версия, которую мне давным - давно рассказал, покойный ныне, мой родитель. По этой версии, идею взять сотню уральских казаков для личной охраны предложил Павлу I наш родственник, служивший в Гатчинском дворце, когда император усомнился в верности и преданности "старой" лейб - гвардии. Как было имя того "родственника" и какую службу он нёс в Гатчине при Павле I, отец не знал. Это семейное предание передавалось из уст в уста, от стариков молодым казакам, поэтому на каком - то этапе имя "родственника" выпало из устного рассказа. Лишь, недавно мне удалось выяснить, что в Гатчине, в течении продолжительного времени, служил придворным исправником (начальником полиции) Даниил Панов. Вероятно, именно он был тем безымянным нашим "родственником", по инициативе которого уральские казаки были приглашены для личной охраны императора Павла I и оставлены для службы в Петербурге.

"По вступлении на престол Павел посылает своего представителя Рунича *) на Урал, - говорит в своём романе Г. Л. Оболенский, - чтобы "выразить высочайшее доверие и милость тем, кто некогда поддержал Петра III". Здесь имеется в виду Емельян Пугачёв, который поднял бунт в Войске яицких казаков осенью 1773 года, выдавая себя за родителя великого князя Павла Петровича, якобы "выжившего" императора Петра III.

Пётр III Фёдорович (1728 - 1762), российский император в 1762 году. После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену Екатерину II, и вскоре лишился жизни. Во времена правления Екатерины за Петра Фёдоровича выдавали себя многие самозванцы (зафиксировано около 40 случаев), самым известным из которых был Емельян Пугачёв (бунт в 1773 - 1774 гг.).

Павел I родился в 1754 году и воспитывался императрицей Елизаветой Петровной, которой он приходился внучатым племянником. В 1760 году Елизавета назначила к нему воспитателем камергера Никиту Панина, благодаря которому Павел стал одним из блестяще образованных монархов России. Долгих 34 года (с 1762 года) Павел Петрович был великим князем, предавался рыцарским мечтаниям, а правил всего 4 года, 4 месяца и 4 дня.

В 1763 году императрица Екатерина II приобрела мызу Гатчино для императорского дома и ещё через три года подарила её графу Г. Г. Орлову, который построил там огромный загородный дворец. Граф собрал во дворце богатейшую коллекцию холодного и огнестрельного оружия. После смерти Григория Орлова, в 1783 году императрица Екатерина II купила дворец у наследников графа и подарила его своему сыну - великому князю Павлу Петровичу. С тех пор Гатчина стала резиденцией наследника российского престола.

Граф Орлов собирал коллекцию оружия не только для престижа, но и для охоты. В ней насчитывалось 562 единицы длинноствольных охотничьих ружей. Павел Петрович дополнил коллекцию оружия 123 ружьями и 94 пистолетами. Большую часть Гатчинской коллекции оружия составляли ружья и пистолеты, выполненные в немецких традициях оружейного производства. Вероятно неслучайно, что Даниил Панов был взят на службу в Гатчине в 1789 году оружейным мастером. Сколько ему было тогда лет и как он появился в Гатчине, неизвестно. Однако, если мой отец считал его нашим родственником, значит он был родом из Уральского казачьего войска. Среди казаков было много умельцев - самоучек и самобытных мастеров - оружейников, способных починить в походных условиях любое ружьё или пистолет, даже, иностранного производства. Возможно, Даниил Панов был таким "умельцем" и пришёл в столицу вместе с "зимовой" станицей уральских казаков, доставлявшей ежегодно русскому царю традиционный рыбный презент (кус).

Лейб - гвардия - почётное наименование отборных воинских частей, предназначенных для охраны особы и местоприбывания монарха.

Императрица Екатерина II умерла 6 ноября 1796 года. Император Павел I сразу же усилил гвардейские полки, включив в их состав части войск, находившиеся при нём в Гатчине (Гатчинские войска) до его восшествия на престол.

7 ноября 1796 года - Сформирован из казачьего эскадрона гатчинских войск, Донской и Чугуевской придворных казачьих команд, гусарского полка гатчинских войск и лейб - гусарского эскадрона Лейб - гвардии Гусарский казачий полк.

14 ноября 1796 года - Полку пожалованы права и преимущества Старой гвардии.

27 января 1798 года - Лейб - гвардии Гусарский казачий полк разделён на лейб - гвардии гусарский и лейб - гвардии казачий полки.

Лейб - гвардии Казачий Его Величества полк - кавалерийский полк русской Императорской Гвардии. Традиционно пополнялся донскими "низовыми" казаками, т. е. казаками с Нижнего Дона (в Атаманском полку служили "верховые" донские казаки).

Павел I отменил преимущество гвардейских чинов над армейскими. Он пытался навести порядок в гвардии и в армии, уволив офицеров, числившихся в штате лишь формально, но годами не появлявшихся в частях. Этот шаг (как и многие другие, например введение телесных наказаний для дворян) серьёзно ущемлял интересы дворянства и содействовал свержению Павла I. Например, гвардейские офицеры и гусары выше жизни дорожили своими честью и достоинством.

Первым из видных донцов, прославившийся своими военными подвигами, подвергся гонению генерал - майор Матвей Иванович Платов. О Платове на Дону говорили как о выдающемся полководце. В одну из ночей Платов был арестован и с фельдъегерем отвезён сначала в Кострому, а потом в Петербург и замурован в один из сырых казематов Петропавловской крепости, где он пробыл три с половиной года. Как это случилось и за что был арестован Платов, никто на Дону не знал; даже не знал и сам Платов. Вероятно, тогда же было утрачено доверие Павла I к донским казакам, а донцы стали с ненавистью относится к своему императору.

В 1795 году Даниил Панов был назначен придворным исправником Гатчинского дворца и пробыл в этой должности до своей кончины в 1832 году. К сожалению, не удалось добыть никакой информации о его деятельности на этой должности. Его имя не упоминается ни в одном из воспоминаний или в мемуарах "обитателей" Гатчинского дворца. Лишь, "скупые" записи в Списке захоронений Старого гатчинского кладбища, приоткрывают некоторые тайны из жизни этой загадочной личности:

"143. Панов Даниил (+ в 1832 г.). Оружейный мастер (с 1789 г.), придворный исправник Гатчинского императорского дворца (с 1795 г.), надворный советник. Владел собственным домом в Гатчине на Большом проспекте. Семейное захоронение".

"13. Байкова Елена Данииловна (ск. в 1830 г.). Дочь придворного исправника Гатчинского императорского дворца, надворного советника Даниила Панова, жена главного архитектора Гатчинского городового правления Алексея Михайловича Байкова".

Он имел чин 7 класса "Надворный советник", что соответствовало должности уездного исправника. Уездный исправник (начальник уездного полицейского управления) назначался и увольнялся властью губернатора, и был ближайшим и непосредственным помощником его в уезде. Уездный исправник был обязан:

1) иметь неослабный надзор за сохранением общественной безопасности;
2) немедленно доносить губернатору о любых начавшихся беспорядках;
3) в крайних случаях, не терпящих отлагательства, принимать на месте все надлежащие меры, сразу же доводя о них до сведения губернатора.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что придворный исправник назначался и увольнялся императором, и обо всех беспорядках доносил лично императору. Отсюда следует, что Даниил Панов имел свободный доступ к императору Павлу I и, вполне, мог посоветовать ему пригласить для личной охраны уральских казаков, чтобы усилить ими лейб - гвардейцев: донских казаков и гусар.

В Списке захоронений Старого гатчинского кладбища имеются ещё две любопытные записи:

"53. Голубев Козьма (1738 - 1803). Поручик Гатчинской Гвардейской инвалидной 4 - ой роты".

Офицеров Гатчинских войск злопыхатели часто называли "Опричниками Павловского царствования". Офицерами и унтер - офицерами в Гатчинском войске сначала были иностранцы. Из русских в гатчинские войска шли, как правило, люди не сумевшие положительно зарекомендовать себя в армии. Для гатчинского офицерства было характерны жестокость и безграмотность. Вполне возможно, что Голубев Козьма, на самом деле был иностранцем по фамилии Голлуб. Ведь, судя по нижеследующей записи, его дочь Александра Кузьминична носила от рождения, именно эту фамилию.

"144. Панов Филипп Степанович (1777 - 1847 гг.). Писарь (канцелярист) Гатчинского городового правления (с 1797 г.). Смотритель, старший смотритель Гатчинского императорского дворца (с 1817 г.), надворный советник и кавалер - награждён орденом Святой Анны 3 - й степени, Святого Владимира 4 - й степени, знаками отличия за безупречную службу, золотыми часами, пожалованными императором Александром I, девятью бриллиантовыми перстнями. Владел собственным домом в Гатчине на Большом проспекте. Надгробная плита с его могилы была обнаружена в 1998 году при капитальном ремонте дорожного покрытия на Соборной улице".

В Списке захоронений Нового гатчинского кладбища нашлась следующая запись:

"603. Панова Александра Кузьминична, урождённая Голлуб (1788 - 1866 гг.). Вдова надворного советника и кавалера, старшего смотрителя Гатчинского Императорского дворца Филиппа Степановича Панова (1777 - 1847 гг.). Владела собственным домом на Большом проспекте в Гатчине. Рядом были похоронены её дочери: Матрёна Филипповна Панова (1815 - 1888 гг.) и Людмила Филипповна Панова (1820 - 1896 гг.)"

На погосте Донского монастыря в Москве похоронена, возможно, третья дочь Филиппа Степановича Панова - Пелагея Филипповна Панова (1827 - 1887 гг.).

К сожалению, найти доказательства прямой родственной связи между Даниилом и Филиппом Степановичем Пановыми не удалось. Однако, в Ревизской сказке Уральского войска Бударинского форпоста 1834 года записан казак Панов Никита Степанович (1762 - 1822). Возможно, это старший брат Филиппа Степановича Панова.

11 ноября 1796 года император Павел I издал указ: "Собственную нашу мызу Гатчину переименовать городом повелеваем..." Отныне дворец и город постоянно были в центре общественной жизни страны. Надо думать, что забот и хлопот у придворного исправника Даниила Панова существенно прибавилось. Павел I начал грандиозную реконструкцию и перестройку Гатчинского дворца.

В первом этаже центрального корпуса располагались личные покои Павла I, из которых можно было выйти в Собственный сад, а по винтовой лестнице на берег Серебряного озера - через подземный ход и ущелье устроенное в виде галереи, которая называлась "Эхо". Расположенное зигзагами, ущелье это наружу выходило каменным сводом с железной решеткой в виде двери. Стоило, стоя против ущелья, произнести какое - нибудь слово или фразу, они сначала заглохнут и как - будто даже совсем пропадут. Но уже через минуту слово, отчетливо повторится каким - то чужим голосом - настолько неестественным, что вы уже забыв своё слово, невольно приходите в неописуемый трепет.

Для караула всех лабиринтов и подземных ходов Гатчинского дворца потребовалась особая охрана, в качестве которой Павлу I и предложили использовать Уральских казаков, как наиболее преданных императору и отважных воинов. В июне 1799 года в виду военных действий с Францией сотня была назначена в составе отряда генерал - майора Орлова 2 - го для охраны Балтийского побережья. В августе 1799 года сотня возвратилась в Петербург. В след затем 60 казаков под командою поручика Токарева, в составе корпуса под начальствованием генерала Германа И. И., была отправлена в Голландскую экспедицию. Команда эта возвратилась в августе 1800 года. В конце 1800 года сотня вновь была назначена для охраны Балтийского побережья в отряде генерал - майора Кербица Г. П. В июне 1801 года сотня была возвращена в Петербург. Командовали лейб - Уральской сотней: 1) майор М. Л. Севрюгин - с 1 июля 1798 года по октябрь 1800 года; 2) войсковой старшина Д. Д. Донсков - с октября 1800 гола по 1802 год.

"Когда императрица проживала в Царском Селе, в течение летнего сезона, - вспоминал Беннигсен **), - Павел обыкновенно жил в Гатчине, где у него находился большой отряд войска. Он окружил себя стражей и пикетами; патрули постоянно охраняли дорогу в Царское Село, особенно ночью, чтобы воспрепятствовать какому - либо неожиданному предприятию. Он даже заранее определил маршрут, по которому он удалился бы с войсками своими в случае необходимости; дороги по этому маршруту, по его приказанию, заранее были изучены доверенными офицерами. Маршрут этот вёл в землю уральских казаков, откуда появился известный бунтовщик Пугачёв, который в 1772 и 1773 гг. сумел составить себе значительную партию, сначала среди самих казаков, уверив их, что он был Пётр III, убежавший из тюрьмы, где его держали, ложно объявив о его смерти. Павел очень рассчитывал на добрый приём и преданность этих (уральских - Н. П.) казаков". 

Если бы Павел I держал постоянно уральских казаков при себе, или, хотя бы, взял команду лейб - Уральских казаков с собою в Павловский дворец, то коварного убийства императора, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, могло бы не произойти. Однако, произошло то, что должно было случится. На российский престол взошёл новый император Александр I, который начал устанавливать свои порядки в армии. При нём было принято "Положение по Уральскому войску" (1803 г.), которое вызвало волнения в войске. В народе эти события, повлёкшие массовые репрессии против казаков, получили наименование - "Кочкин пир".

Примечания:

*) Павел Степанович Рунич (1747 - 1825) - тайный советник, массон, владимирский (1797 - 1802) и вятский (1802 - 1804) губернатор. Рунич, находясь в составе секретной комиссии по расследованию Пугачёвского бунта, собирал материал о нём и бунте, большей частью со слов очевидцев. Павел I отличал Рунича своим особым доверием. В январе 1797 года император отправил П. С. Рунича в командировку на Иргиз, Яик и Узени, дав ему наказ "ехать в Узени и прилегающие места, уверить жительствующих о моём к ним благоволении и о желании видеть их всегда в спокойствии и довольствии".

**) Граф Леонтий Леонтьевич Беннигсен (1745 - 1826), генерал от кавалерии на русской службе. Родом из древней баронской фамилии в Ганновере (Германия).
В царствование Павла I генерал - лейтенант Л. Л. Беннигсен попал в опалу и вышел в отставку 30 сентября 1798 года. Был одним из активных участников заговора, приведшего к убийству императора Павла, проник с убийцами в его спальню (о чём свидетельствуют его записки), но в трагический момент, с его слов, находился уже не в ней. Впоследствии вернулся на военную службу и дослужился до генерала от кавалерии.

Источники:

Гатчинский некрополь. Автор сайта А. В. Бурлаков. Исторический журнал "Гатчина сквозь столетия".

Древняя история казачества/Е. П. Савельев. - М., 2008.

Исторический очерк столетия Лейб - Гвардии Уральской Казачьей сотни/Сост. Мартынов Н. - СПб., 1898.

Ключевский В. О. Исторические портреты. - М., 1990.

Оболенский Г. Л. Император Павел I: Исторический роман; Мальтийские рыцари в России: Историческая повесть. - М., 1995.

От Гугни до Толстова/Сост. А. Г. Трегубов. Уральск, 2006.

Ревизская сказка Уральского Войска Бударинского форпоста 1834 года (ГАОО, ф. 98, оп. 2, д. 65).

ГАОО - Государственный архив Оренбургской области.