Боги с красного карлика

Революционарио Шер
Вождь боязливо выглянул из валуна, сжимая в руке острооточенную палку, и посмотрел вперед; его рука сделала знак стоявшим позади него другим охотникам с копьями. Носорог – грозное животное саваны и в тоже время большое количество вкусного мяса – спал, и похоже, не чувствовал приближение первобытных людей. Конечно, подобным оружие не только не убить, но и не поранить носорога, у которого достаточно толстая кожа, и все же группа охотников надеялась на удачу, если сумеют заманить животное в глубокую яму. Своей удачей они считали и появление на небе красной точки, по светимости иногда затмевавшей другие звезды, - это был глаз Бога Охоты, сигнализировавший о благополучном исходе дела для них; именно ему вчера они все молились и просили подмоги.
Вождь подал знак на атаку, однако... что-то большое и круглое вдруг зависло над ними. С щелчком яркий свет полился с незнакомого объекта прямо на людей и проснувшегося носорога, испуганно вскочившего и заревевшего с угрозой любому, кто осмелиться подойти поближе. Люди испытывали страх, не понимая, что это такое кружится над ними. Особенно страх усилился, когда невидимая сила стала поднимать их и животное, не смотря на их отчаянные крики и попытки удержаться у земли, прямо в чрево круглого объекта...

Главный редактор Виктор Миротин сердито смотрел на меня. На столе лежал вчерашний выпуск газеты «Бизнес-Вестник Востока», разрешение в печать которого подписал я, будучи дежурным по номеру. Но проблема заключалась не в этом, а в том, что пользуясь своим положением вместил свою статью о коррупции в Генеральной прокуратуре Узбекистана, естественно, не голословную, основанную на фактах и доказательствах, привел фамилии участников теневой сделки, банковские счета, фотографии. Уверен, что статья не прошла мимо шефа этого заведения, и Миротина вызывали на «ковер» для разбирательств. Тот, естественно, не был в курсе дела, однако и отказываться от написанного не стал, поскольку прекрасно знал, что любой мой материал предварительно читает юрист, а раз он пропустил, значит, издание защищено с правовой точки зрения. Вот это и бесило генпрокурора, который брызгал слюной и топтал ногами, мол, не нужно было выносить сор из избы, надо было сообщить ему, он сам бы разобрался и наказал по всей строгости закона. «У вас был шанс разобраться до того, как вышла статья, и время было предостаточно, - сердито произнес Миротин. – Но поскольку все эти люди до сих пор сидят на своих должностях, значит, разбирательства не было». И он был прав, круговая коррупция опутала этот правоохранительный и надзорный орган страны. Генпрокурору оставалось только пригрозить проблемами нашей газете и отпустить редактора.
А теперь он пыхтел как разъяренный бык и ждал от меня объяснений. Я же молчал, невинно закатывая глазки, типа, не причем тут, описал правду, ничего не придумал, разбирайтесь без меня с недовольными чиновниками. И Миротин сдался, осознав бесполезность наезда на меня. Он сел на кресло и произнес:
- Темирходжаев, тебе больше всего надо? Ну, страна такая, власть такая, народ такой – чего ты дергаешься? Да, все знают, что и судьи, и менты, и прокуроры – все коррупционеры, но система же функционирует, безопасность нам обеспечивает, работа есть, автобусы ходят, фабрики работают. Тьфу-тьфу, войны нет...
- Ерунда, - ответил я. – Коррупция угрожает нашей безопасности – это аксиома! Мне ли вас учить, какую опасность представляют злоупотребления властью, подкупы и теневая экономика? Все написанное мною – правда, это общественный резонанс, наша активная гражданская позиция, иначе зачем нужна «четвертая власть»? И весь номер скуплен, даже вы допечатали еще двадцать тысяч экземпляров дополнительно, разве не так?..
- Так оно-то так, - вздохнул Миротин, соглашаясь с моими выводами. – Но... газету могут прикрыть, и лишатся работы тридцать человек, плюс нештатные корреспонденты и авторы,, сотрудничающие в «БВВ». Ты об этом хоть подумай! Почему ты пишешь о политике, не можешь о чем-нибудь другом? Ты же такой многосторонний, три высших образования...
Президент Ислам Каримов, изображенный на портрете за спиной редактора, как бы кивал в знак согласия, мол, нечего журналюге лезть не в свои дела, жизнь кому-то во власти портить, не для этого мы брали независимость от Москвы. Если честно, я всегда недолюбливал этот портрет, но шеф благовел перед главой государства, считая его великим человеком. К счастью, у нас до спора дело не доходило.
- Так я же обозреватель политической сферы, вы забыли что ли? – удивился я. – Сами меня назначали.
- Теперь нет... Э-э-э, я назначаю тебя временно обозревателем по научным направлениям, будешь освещать проблемы науки и образования, - вдруг просиял редактор и от удовольствия протер ладошки. – Вот так... Безболезненная тема, хе-хе...
Это решение было как ушат воды на раскаленные камни.
- Что? Вы серьезно? – вскочил я.
- Еще как! У нас слабо в издании освещение научных достижений, так что ты теперь этим займешься – и не спорь или пиши заявление об увольнении! Я огораживаю тебе и газету от проблем, хотя признаюсь, лишаться тебя как журналиста не хочу. Так что свою энергию направь на раскрытие таинств природы, достижения национальной и мировой науки! Вот где нужен твой талант журналиста-исследователя!
И снова Ислам Каримов закивал, словно одобрял такое решение редактора; мне же захотелось снять туфлю и запустить ее в портрет. Силой воли заставил себя отвести взгляд в сторону.
- Так о чем мне писать? – расстроился я. Такого исхода никак не ожидал.
- Ну... вот, в газете «Народное слово» опубликовали об археологической находке в Ташкентской области – нашли останки древнего человека, названного «Оби-рахматовским». Вот напиши статью об эволюции человека...
- Так об этом много раз писали другие, - отмахнулся я. – Начиная с Дарвина...
- Нет, ты напиши новые предположения антропологов, историков, генетиков о том, когда и как появился «хомо сапиенс». И приложи, как альтернативу, мнение религиозных деятелей из русской православной церкви и Духовного Управления мусульман. Я тебе для этого дам аж целых две полосы газеты! – обещал мне Миротин. – И гонорар увеличу!
Я вздохнул. Спорить не хотелось, хотя понимал, что вышел сухим из воды, а ведь могло закончится для меня все более плачевно. Просто Миротин – человек твердый, справедливый, он всегда заступается за своих сотрудников, в обиду не дает, сам получает «шишки» от властных персон и структур; не зря мы в редакции его называем «батя-комбат». И все же... он тоже человек, долго терпеть давление не может, его задача – удержать на плаву издание, а лишние проблемы ни к чему. Особенно от Генпрокуратуры, где зубы точат на любые наши политические материалы, ищут зацепки, чтобы возбудить против журналистов уголовные дела по статье «оскорбление», «раскрытие гостайн» или «клевета». Поэтому я согласился взять тайм-аут. Может, действительно, стоит отвлечься на нейтральную тематику?
И я согласился.
- Вот и хорошо! – обрадовался Миротин, отпуская на свободу. – Иди и твори! Жду статью к следующей неделе!
Я вышел из кабинета, ощущая, как Ислам Каримов с высоты стены недовольно смотрел мне вслед, явно с редактором осуждая мою бунтарскую натуру.
Легко это сказать – творить материал на такую тему. Общие сведения мне дали бывшие участники экспедиции из Академии наук Узбекистана. Они сообщили, в принципе, уже известную информацию: в 2003 году в окрестностях посёлка Обирахмат Бостанлыкского района в гроте были найдены останки мальчика 9—12 лет, похожего и на неандертальца и на кроманьонца; по данным радиоуглеродной датировки, останки могут быть древнее 40 тысяч лет, а по урановому ряду - старше 80 тысяч. «Человек из Оби-Рахмат демонстрирует смешанные характеристики неандертальцев и людей современного физического типа, а многие его морфологические характеристики специфичны и не имеют палеоантропологических аналогов», - заявил археолог Аббос Аюбджанов. Он пустился в пояснения антропологического и генетического характера, большая часть которых была недоступна моему пониманию, и поэтому я просто тупо записывал их. Но в любом случае, эта часть была выполнена.
Теперь следовало взять различные версии об эволюции человека из приматов или из кого-либо другого, или чего-либо иного. Друг моего уже покойного отца, профессор Ахметов, к которому я вначале обратился за советом, являлся специалистом по древнему Шумеру и Восточной Африке, и он привел мне шумерский эпос «Энума Элиш» о создании человека: «Бог Мардук задумал создать человека, но вначале обговорил с этим с другим богом по имени Эа. Для этого было решено принести в жертву коварного бога Кингу, и Совет богов согласился на это. Кингу убили, выпустили из него кровь, из которой Эа создал людей и возложил на них бремя служения богам». Потом Ахметов поведал мне африканскую версию происхождения человека: «Однажды на пустынный берег моря выползла жаба — первое существо на тверди земной. На небе в те времена не было ничего кроме Луны. У Луны родилась идея сотворить человека, и она поведала о ней Жабе. Но жаба опередила Луну и, невообразимо раздувшись, породила двоих близнецов — мужчину и женщину. Это были первые люди на Земле. Разгневалась Луна на Жабу и испепелила её. Взяв на своё попечение людей — детей Жабы, она помогла им довести своё тело до совершенства, наделила разумом и даром речи, придав им сходство с современными людьми. И нарекла Луна мужчину Батетой, а женщину Ханной». Весьма привлекательная легенда, не правда ли?
- Ага, - коротко ответил я, записывая историю и одновременно рассуждая, чего нужно поручить художнику для подготовки графического изображения... или просто скачать похожую фотографию из Интернета, что значительно проще?
Что касается мнения теологов, то они были скучны и кратки. Так, священник из Ташкентской православной иепархии, отец Сергий сказал, что в Книге бытия Адам и Ева были первыми людьми, созданные Богом из земли и помещенные в Рай на шестой день творения: «И Господь Бог создал человека из праха земли, и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой». Правда, он поведал мне и о «Сказании сотворения Богом Адама» - ветхозаветном апокрифе древних славян, где представлена несколько расширенная версия появления человека: «Бог создал Адама, взяв горсть от восьми частей: первое, от земли - тело; второе, от камня - кости; третье, от моря – кровь; четвертое, от солнца – глаза; пятое, от облака – мысли; шестое, от света – свет; седьмое, от ветра – дыхание; восьмое, от огня - теплоту. Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями». Бог отёр это и, смешав с слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама, чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт Еву и одновременно «предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение». Я все это записал на диктофон и поблагодарил отца Сергия за информацию, после чего двинулся к другому центру религиозной практики.
Имам Жавлон Иссамухамедов из ближайшей мечети достал Коран и вычитал мне оттуда две суры, в которых сообщалось, что Аллах сотворил Адама из глины: «Он - Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины... И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо». Это тоже мной было записано на диктофон. Итак, полдела сделано, решил я.
Оставалось найти того, кто бы дал мне научную точку зрения. Для этого позвонил на биологический факультет национального университета Узбекистана, однако там почему-то никто не захотел давать интервью, по-моему, их испугала моя фамилия – когда-то я разоблачил во взятках бывшего проректора, и с тех пор там могли помнить обо мне. В Ташкентском медицинском институте профессора посетовали на отсутствие времени и большую загруженность в учебной работе. Я был в растерянности, пока не вспомнил об однокласснике Андрее Волкове, который писал докторскую по антропологии. На мое счастье, он оказался дома и согласился на встречу, узнав о цели моей статьи. «Фарход, без проблем, приходи ко мне в субботу – обсудим все, что тебя интересует», - сказал он.
И вот, в двенадцать часов дня я пришел к нему в квартиру на Ц-2, где не был лет двадцать пять. Волкова не видел тоже давно, и был удивлен, увидев его седые виски. «Стареем, друг мой, стареем», - смеялся он, увидев мой недоуменный взгляд. Его квартира была уставлена книгами на разных языках, манускриптами, какими-то глиняными фигурками, черепками, металлическими изделиями и даже телескопом, атласами звездного неба. Это маленький музей, а не квартира, мелькнула у меня мысль.
- Ты пришел вовремя, - сказал мне Андрей, приглашая к столу на чашку кофе.
- То есть?
- Я во вторник вернулся из США, где последние два года был участником проекта «Оазис разума» по эволюции человека и по палеоконтактам, - сказал он. – Да, это к теме твоей статьи, но тот проект, что ныне реализуется под патронажем Министерства здравоохранения и НАСА, не имеет общего с дарвинизмом.
- То есть, религиозный? – нахмурился я, будучи, если честно, атеистом. – На этот план у меня уже есть интервью соответствующих теологов.
- Не совсем, - уклончиво ответил Волков, делая глоток ароматного кофе и жестом приглашая и мне начать употребление этого напитка, пока он горячий.
- Не говори загадками, - рассердился я, отключая диктофон.
- Религиозный – это в том смысле, что человек разумный действительно был создан... но не тем, о чем говорятся в священных писаниях, а... гм... развитой цивилизацией, что посещала Землю много тысячелетий назад. Это почти что боги в нашем понимании.
- Э-э, это УФОлогическая теория? Кажется, что-то о палеоконтактах! – вспомнил я. – Мол, прилетали в древности на нашу планету пришельцы, которые дали человечеству знания, научили строить, сеять и лечить.
- А у тебя есть сомнения? – удивился Волков. Видимо, не ожидал во мне узреть Фому неверующего.
- Ну... нет тому реальных фактов! Только лишь голословные мнения.
- Э-э, напрасно ты так, - покачал головой Волков. – Проблема в том, что ученые никак не могут объяснить, как из дикого существа человек стал разумным, способным на сложный интеллектуальный и производительный труд, создание духовных и материальных ценностей. Где и когда начался этот переход в другое состояние? Почему другие животные не эволюционировали до такого состояния? Ответы стали появляться только недавно, когда присовокупили все данные, полученные из разных наук. В нашем проекте участвовали доктора палеонтологии, антропологии, генетики, астрофизики, врачи, и мы все пришли к выводу, что до ста тысяч лет назад над нашими генами поработали более разумные существа. Эти гены фактически превратили нас в высокоинтеллектуальных существ.
- Хм, - с сомнением проговорил я. Мне показалось, что мой одноклассник начнет рассказывать мне фантастику, которой я когда-то увлекался, но сейчас в моей статье меньше всего хотелось приводить мистические или сказочные доводы. Мои коллеги могли осмеять меня, мол, Темирходжаев, лишенный любимой темы, от отчаяния пишет ерунду.
- Ты упоминал о Оби-Рахматовском человеке, но что ты знаешь о неандертальском ребенке из Тешик-Таш? Не помнишь, а ведь этот случай упоминался в шашем школьном учебнике истории Узбекистана... Так, в горах Байсунтау Сурхандарьинской области была обнаружена стоянка мустьерской культуры с захоронением ребенка 8-9 лет. Проведенная датификация установила возраст «хомо неандерталеса» в 70 тысяч лет, хотя в 1950-е годы крупные советские и западные антропологи пришли к окончательному выводу, что это не классический неандерталец, как думали раньше, а прогрессивный, способный к дальнейшей эволюции тип. А почему?
- Почему? – автоматически повторил я.
- Потому что кто закладывал программу в гены неандертальцев и кроманьонцев. Кто-то хотел ускорить эволюцию человека, чтобы получить какой-то результат. Фарход, есть такой термин – геном человека, под которым понимается совокупность наследственного материала, заключенного в клетке человека; он состоит из 23 пар хромосом, находящихся в ядре, и митахондриальной ДНК – и все они содержат примерно 3,1 миллиардов пар оснований. Ученые выявили до 25 тысяч активных генов – это только полтора процента всего генетического материала, а остальное... мусорная ДНК, которая не используется. Многие из сторонников палеоконтактов считают, что это или отработанная, или еще не востребованная программа.
Я сделал глоток кофе и надкусил печенье.
- Какая программа?
- Человеческий мозг – это, типа, компьютерный процессор, и для его работы необходима своеобразная программа, совокупность команд для запуска всех физиологических, морфологических, генетических процессов в определенном направлении. Только память у «хомо сапиенса» не цифровая, а аналоговая, и в этом отличие от компьютера, созданного человеком; мы не можем хранить информацию в одном месте, она просто генерируется в нужный момент, тогда как компьютер оперирует только теми данными, что заложены в нем, техника не способна породить новую информацию. Способность к самоэволюции зависит от структуры мозга, нейронных связей. Поэтому мы люди творческие, созидательные, постоянно в поиске, чего не могут машины, хотя они сохраняют информационную энтропию. Между тем, есть такие эксперты, кто вычислил объем памяти человека – свыше 10 триллионов мегабайт, другие же говорят о неограниченности, просто смерть начинает фрорматировать объем. В любом случае, чтобы такого добиться от человека, требовалось изменить его мозг и поведение. Эксперты предполагают, на генетическом уровне была введена программа, которая стала перестраивать весь наш организм, чтобы достичь параметров, когда человек сумеет осознать мир, начать его переделывать под свои нужды, делать более безопасным и комфортным. То есть станет интеллектуально развитым существом. Так вот, еще в 2006 году выяснилось, что в геноме присутствует 212 копий гена MGC8902, а это значительно больше, чем в геномах шимпанзе – там всего 37 копий, кстати, у мышей и крыс – всего по одной такой копии. Этот ген кодирует белок DUF1220, функция которой неустановлена, однако ученые предполагают, что присутствующий в нейронах головного мозга DUF1220 влияет на умственные процессы; иначе говоря, многократное дублирование вышесказанного мной гена обусловило эволюцию человеческого мозга.
- Гм... Я даже не знаю, понравится ли подобная версия моему редактору, - я представил недоуменное лицо Миротина, типа, чего ты мне тут написал, и невольно пожал плечами.
Андрей сделал вид, что не слышит звуки недоумения и продолжал:
- Известный специалист в палеоконтактах Захария Ситчин считал, что Земля в древности посещалась пришельцами из космоса, создавшими человеческую расу по образу и подобию своему путём генной инженерии. Неопровержимые свидетельства этому – древние письменные источники, порой неправильно интерпретируемые и переводимые учёными-традиционалистами. Косвенным подтверждением теории Ситчина является также отсутствие однозначного ответа на вопрос: почему геном человека содержит 223 гена, которые не имеют предшественников на нижних ступенях эволюции? Этот научно подтверждённый факт до сих пор не укладывается ни в одну современную эволюционную теорию.
- Что-то сложно для понимания, - признался я. – Можно попроще для политолога и экономиста, кем я и являюсь по дипломам.
- Ладно... Слушай дальше, где-то 70 тысяч лет назад небольшая популяция – ну, около 2 тысяч человек, - пережившая последствия очень мощного вулканического извержения, предположительно вулкана Тоба в Индонезии, стала предком современных людей в Африке; а 60-40 тысяч лет назад люди мигрировали в Азию, и 40 тысяч лет назад оттуда в Европу, 35 тысяч – в Австралию и Америку. Человек расселялся по всему миру и строил мегаллические сооружения... Зачем? Какую цель он преследовал, создавая непонятные ныне сооружения?
- Он не мог такое строить, - возразил я. – Мы тогда были не умнее орагутанга!
Лицо у моего соседа сделалось кислым, будто проглотил лимон. Адекватные эмоции могли быть у моего шефа, если я не сумею перевести научные термины в удобноваримые и упрощенные тексты. Все-таки мы пишем не для ученых — для обывателей, пускай даже и специалистов в своей области.
- Ты знаешь, что генетическая разница между человеком и шимпанзе составляет всего лишь 1,6%? А между современным человеком и неандертальцем всего лишь в 0,4%? Это означает, что миллионы лет назад у нас был один общий предок, потом мы все разделились на разные ветви, начали самостоятельное развитие. Где-то 30 тысяч лет назад современный человек сосуществовал с неандертальцами и кроманьонцами, однако на финишную прямую вышли только мы, другие вымерли. Видимо, конкуренция видов обусловило выживаемость лишь одного, возможно, тот, у кого мозг развивался быстрее, сумел адаптироваться к изменяемой внешней среде и вытеснил других. Основные антропологические особенности человека, отличающие их от палеонтропов и архантропов, – объемистый мозговой череп с высоким сводом, вертикально поднимающийся лоб, отсутствие надглазного валика, хорошо развитый подбородочный выступ. По мнению экспертов, приблизительной границей между человеком и гоминидом, не являющимся человеком, считается существо с объёмом мозга в 600 кубических сантиметров; наши предки с объёмом мозга в 650—680 кубиков уже относятся к человеку умелому – «хомо хабилис». У современного человека объем свыше 1300 кубических сантиметров, масса до 2,2 килограмм, от 86 до 100 миллиардов нейронов. И не смотря на то, что человек использует всего лишь 3% мозга, все же это позволило нам создать этот мир, - и Волков развел руками, показывая на свое жилище, находящуюся здесь бытовую технику, на автомобили на улице и летящий в небе самолет. – А что будет, если мы научимся использовать 10% и даже 25%? Наш мозг составляет 2% от веса, тогда как у кашалота – 0,02%, у слона – 0,1%. Теперь понимаешь, почему мозг – это самый главный орган, который определяет степень и уровень интеллекта.
Огромные часы в комнате начали бить, и со стороны казалось, что подтверждают слова своего хозяина: Бом! Бом! Бом! Волков прав, бом! Не сомневайся, бом! И все же меня дернул черт за язык.
- Но я читал, что у дебилов вес мозга бывает свыше 2 килограмм, а у кашалота он весит 9 килограмм, но кашалот не умеет делать то, что можем мы, - съязвил я. – Например, фотографировать или конструировать радиолокатор.
- А ты не дурак, Фарход, пускай и не любил биологию в школе, - протянул Волков, откидываясь на спинку кресла. – Конечно, вес мозга – еще не все, нужна сложность его, количество извилин, качество нейронных связей. Нас «заставили» быть умными, выбрав из тысячи других видов биосферы. Почему не крысы или медведи? Видимо, у пришельцев на сей счет были свои предпочтения, может, они посчитали, что гоминиды больше подходят для экспериментов, их мозги даже в том состоянии способны загрузить чужую информацию; требовалось только немного подкорректировать под необходимые параметры, понимаешь? Предполагаю, что опыты были и с дельфинами, но там что-то не заладилось, разум хотя и высокий, но... не тот, который требовался для чего-то... Итак, мои коллеги-палеоконтактники считают, что 70 тысяч лет назад в мозги человека, неандертальца и кроманьонца пришельцы вложили генетическую программу, которая должна была довести интеллект до высокого уровня. Программа перестраивала не только мозг, но и физиологию, обмен веществ, что-то у них появлялось новое, что-то терялось в процессе эволюции, не всегда были и позитивные преобразования; например, у человека появились наследственные болезни, такие как аутизм, шизофрения, чего не было у неандертальца, которые кстати, имели объем мозга в 1400 кубических сантиметров, и они были кое в чем более интеллектуальнее наших прямых предков.
Я внимательно слушал Волкова и качал головой, однако не смел возражать.
- У всех развивалась речь, как способ передачи информации и усваивания опыта, умения, увеличивался объем абстрактных значений – религия, музыка, танцы, рисование, а также словарный запас, описывающий мир и действия человека, эмоции, возникла техника обработки камней, костей, выделки шкур, методы охоты и строительства жилища, использования огня, социальная организация существования... Но заложенная между нами конкуренция – борьба за ресурсы – позволила победить человеку, и последние находки в Южной Африке показывают, что зарождение подлинно человеческой культуры в действительности началось 70 тысяч лет назад, что подтверждает временной параметр, вычисленный нами. Это было в среднем палеолите.
В это время по телевизору шел мультипликационный фильм «Симпсоны», и я почему-то подумал, как далек герой Гомер своими поступками и образом мышления от разумного человека, хотя, если признаться, это пародия на сегодняшнее общество, на каждого из нас. Я отвел глаза от телевизора и посмотрел снова на собеседника.
- Так, так... – в моем тоне было полно иронии. И в этот момент из моей памяти всплыли слова из песни Владимира Высоцкого, которые были удачно использованы мной в этой беседе:
«И не важно что пришельцы
Не ели черный хлеб, -
Но в их тщедушном тельце –
Огромный интеллект.
И мозгу у пришельцев –
Килограмм примерно шесть, -
Ну, а у наших предков –
Только челюсти и шерсть».
Эта песня вызвала улыбку у моего собеседника, и все же он произнес:
- Не ехидничай. Всех людей современного вида, ископаемых и ныне живущих называют неонтропы. Древнейшие из известных ныне костных остатков неоантропов датируются радиоуглеродным методом в 39 тысяч лет, но наиболее вероятно, что неоантропы возникли 70—60 тысяч лет назад. Человек стал стремительно умнеть, и это заметно по различным архитектурным памятникам древности. Наши предки создали цивилизации, которые позже по каким-то причинам исчезли. Однако остались их памятники – пирамиды и сложные сооружения, конструкции в Центральной и Южной Америке, в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Возможно, Атлантида была одной из них... впрочем, ты об этом не раз сам слышал и видел по «ящику», читал в Интернете. Ты знаешь о статуях моаи на рострове Пасхи?
- Этакие головы из камня, весом в десятки тонн? Про них рассказывал путешественник Юрий Сенкевич в одной из телеперадачи...
- Вот-вот, они были созданы и перемещены по технологиям, которые неизвестны до сих пор! И неизвестно для чего! А Баальбек – древний город в Ливане, где в руинах сохранились некоторые архитектурные сооружения, свидетельствующие о высоком строительном мастерстве древних жителей. Так, храм Юпитера имеет блоки весом в 800-1000 тонн! Этот храм превосходит пирамиду Хеопса, у которого самые крупные гранитные блоки весят 50-80 тонн. А самый большой блок, под названием «Гайяр эль-Кибли», который так и не был вынут из каменоломни, но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы, и вовсе достигает веса 1500 тонн. Тебя не смущают такие цифры, Фарход?
- Смущают, - признался я, действительно не понимая, как возможно было в древности возводить такие культовые объекты. А Андрей продолжал тыкать мне фотографии:
- Тикаль – это культовый центр майя на полуострове Юкотань, Гватемала; огромная пирамида, прозванная «Город голосов». Опять массивные блоки! На горе Кайлас, Тибет, обнаружена также рукотворная пирамида больших размеров – для чего ее создавали на такой высоте? А крепость-город на Мачу-Пикчу, Перу, которая появилась задолго до цивилизации инков – об этом слышал? А про мексиканскую пирамиду Солнца в городе Теотихуакан не знаешь? Подобных пирамид открыто много, практически на всех континентах, даже на глубине Бермудов одну такую обнаружили. Кстати, интересным открытием такого рода за последние годы следует считать пирамиду и удивительный храмовый комплекс, покоящиеся на морском дне у острова Йонагуни в самой западной части японского архипелага, - продолжал Андрей. – Он был открыт в 1985 году. Элементы конструкции имели совершенно определенную архитектурную схему, напоминающую очень ступенчатые пирамиды Древнего Шумера. Так, монумент напоминает ступенчатые зиккураты Месопотамии; его высота 24 метра. Вершина отстоит всего на 5 метров от поверхности моря. Сооружение сложено из блоков песчаника. На южной стороне целый ряд элементов, напоминающих гигантские ступени. По самым грубым подсчётам этот комплекс мог возвышаться над поверхностью воды не менее 10 тысяч лет назад, когда уровень воды в Мировом океане был метров на 40 ниже нынешнего. Да, еще, не так давно аквалангисты нашли стопроцентное подтверждение искусственного происхождения японского подводного комплекса. Группа исследователей, посланная телекомпанией Discovery Channel, обнаружила на дне скульптурное изображение человеческой головы, причём в характерном головном уборе из перьев, явно перекликающемся с аналогичными скульптурами Центральной Америки.
- Ну, это еще ничего не доказывает, - протянул я, допив кофе. Волков встал и заварил мне вторую порцию, потом уселся напротив и продолжил рассказ, подтверждая свои слова фотографиями из различных книг, которые один за другим доставал из шкафа
- Ты знаешь, что люди еще в древности знали о динозаврах?
- Ерунда, эти ящеры вымерли 60 миллионов лет назад, а человек появился лишь 2-3 миллиона лет назад, да и то как разумное существе не более 20 тысяч лет назад, - с уверенностью произнес я. – Да и то, о существовании таких животных люди узнали в девятнадцатом веке...
- Смотри, это фото древнего изображения стегозавра на буддийском храме Та Пром в Камбодже. А это древние камни Ики, которые были обнаружены в Перу, на них ты видишь отчетливые изображения динозавров. Первоначально эти камни были обнаружены испанцами в 1535 году, а в 1562 году некоторые из них были отправлены в Испанию. А теперь я расскажу тебе о гигантских рисунках в пустыне Наска – всего 30 геометрических фигур – птица, обезьяна, паук, цветы, а также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур, прежде всего треугольников и трапеций, и около сотни спиралей. Эти изображения видны только с высоты птичьего полета – зачем кому-то чертить то, что не видно с самой поверхности? Многие считают, что это система сигналов для космических кораблей, метод их ориентирования для совершения посадки...
- Ну, это еще... – начал было я, но Андрей меня перебил:
- А ты знаешь о золотой модели самолета? Ей более 3 тысяч лет, эксперты сначала думали, что это фигурка птицы, но один из инженеров по ней создал радиоуправляемую модель – и прототип летал, причем лучше, чем современные самолеты! Возможно, такие использовались в реальности, когда была война... Не смотри на меня такими большими глазами, Фарход, я не шучу. Возможно, библейские города Содома и Гоморра были уничтожены ядерным взрывом! Аналогичные гипотезы выдвигаются в адрес других городов Мохенеджо-Даро, Хараппа и Борсиппа, где в ходе раскопок обнаружились оплавленные кирпичи и фрагменты крепостных стен – такое возможно лишь при температурах в 2-3 тысячи градусов. Тексты индийских рукописей «Махабхарата» и «Рамаяна», часто используемые сторонниками палеоконтакта как доказательства воздушных битв в древности с применением ракетного или ядерного оружия, демонстрируют о высоких знаниях прошлых веков. Непонятно другое – почему мы утратили их, опять скатились к первобытно-общинному строю? Словно нам отключили интеллект, превратили в зверей. Можно предположить, что изменились условия, появились какие-то неприемлемые факторы, и пришельцы остановили наш процесс интеллектуальной эволюции, отказались от нас как от уже ненужной вещи. Только наш мозг не «отключился» совсем, он «самовосстановился», и мы начали свой новый путь к вершине разума. Естественно, без согласия наших создателей и, естественно, по своему историческому пути.
- Хм... Наши боги усомнились в нас? А что они хотели? Зачем им было нужно создавать разумных существ на Земле? Это эксперимент что ли?
- Вот в этом-то и главный вопрос! – вскочил мой одноклассник и стал ходить по комнате как лев в клетке, возбужденный и взъерошенный. – Наша группа пришла к выводу: пришельцы планировали использовать людей в качестве... ну, типа, биороботов, чтобы мы могли приспособить Землю для их обитания. Мы должны были строить им новую планету!
Я в недоумении нахмурил брови:
- То есть? О чем ты?
- Предполагается, что существ, прибывших на Землю, было немного, и им оказалось не по силу одним терраформировать планету... Не знаешь, что за термин «терраформирование»? Это приспособление планеты под условия жизни обитания определенной расы. Так вот, Земля была для них малоприспособленной для жизни, и пришельцы решили, как бы это сказать, перепрограммировать местные формы биосферы, чтобы они начали работу для пришельцев. Люди, конечно, должны были погибнуть, так как создаваемые ими условия оказались бы губительными для существования.
- А почему ты решил, что Земля для них была непригодной? Какие тому доказательства?
- Знаешь о наскальных рисунках из Вал Камоника, Италия, которым более 10 тысяч лет? Смотри на эту фотографию. По научным представлениям - это ритуальное изображение богов или мифических существ; по утверждению сторонников гипотезы палеоконтакта – это примитивный рисунок запечатлел представителей внеземной цивилизации; мы их назвали «астронавты в скафандрах». Есть следы материального характера: так, в провинциях Шаньси и Гуанчжоу было найдено много фигурок из нефрита, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры, они выполнены в форме людей с длинными зубами, похожими на клыки. Ученые теряются в догадках, для чего служили эти фигурки, но эксперты по палеоконтактам выдвигают теорию, что это прототип людей, которые в древности населяли Китай... Да, подобные артефакты, изображающие странных гуманоидов, были обнаружены и в Японии. Они, в частности, вылеплены из глины в виде существ с очень длинными руками и огромными выпученными глазами. Во рту у них имеется трубка, похожая на трубку аквалангиста, а на груди – большая пластина. Разве не похож на астронавта? В Сирии археологическими находками стали фигурки из камня, имеющие несколько пар глаз; эти вещи датированы 3500 годом до нашей эры, и на некоторых из них вырезаны более мелкие фигурки, напоминающие ребенка в утробе. Ученые предполагают, что каменные идолы представляют собой инопланетных существ, которые когда-то посещали Землю.
Часы показывали больше трех дня, и я понял, что Андрей готов до ночи приводить мне факты подобного рода, и мне пришлось его остановить еще и потому, что мой диктофон был практически уже заполнен до максимума.
- Ладно, убедил... Так к чему это говорил?
- То, что скафандр пришельцы спасал от смерти, так так как кислородная атмосфера, высокая температура, обилие воды, относительно слабое магнитное поле и многие другие факторы формировали для них сложные условия для существования, и поэтому они вынуждены были постоянно находится в защитных средствах. Мы предполагаем, что их родная планета имеет менее плотную атмосферу, в которой минимум кислорода, но есть метан и азот, имеется низкая температура на поверхности, сухая, может, скалистая порода, гравитация немногим больше, чем на Земле, что позволяло инопланетянам без особых усилий уже на нашей планете носить громоздкие скафандры... Сам понимаешь, жизнь в скафандре – это не жизнь. Все природные факторы требовалось им изменить! Таким образом, богами для нас стали не по тому что хотели расширять зону разумной жизни, а потому что нуждались в нас. Возможно, они и обратили внимание на неандертальцев, кроманьонцев и современного человека, так как по некоторым физическим параметрам те походили на самих инопланетян. Поэтому я не считаю их альтруистами или добрыми, гуманными и радушными, они были существами прагматичными, может, хищными и жестокими; они боролись за свое существование и готовы были пойти на то, чтобы истребить земную жизнь и заменить ее своей. Они вторглись в генетику земных организмов, искусственно подняли наш интеллект – и это ради своих целей. Только времени оказалось немного ни у нас для выполнения той операции, что поставлена была перед нами, ни у них самих, так как оказались сжатыми сроками пребывания в Солнечной системе. В легендах ацтеков говорится, что создавшие людей боги вернутся. Только я уверен, что этого не произойдет!
Тут я уже потребовал более точного пояснения:
- Факты и аргументы, пожалуйста, к твоим выводам! - мои пальцы стучали по столу.
- Группа экспертов считает, что межзвездные перелеты и для них были еще неразрешимой проблемой. Поэтому они торопились. Гипотетически они были на Земле и ближайших планетах около сотни лет – не больше. Они хотели вернуться домой, пока это возможно, пока расстояния были преодолимы. Да, они достигли больших результатов в генетике и биологии, и все же огромные пространства для них были труднопреодолимыми.
- Ты о чем говоришь! – воскликнул я, не веря своим ушам. – Ты сам же утверждал, что они из другого мира. Но в Солнечной системе нет другой разумной жизни! Значит, наши боги прилетели с других звездных систем!
Андрей включил компьютер, запустил программу звездного неба. Ведя курсором по монитору, он указывал на тот или иной небесный объект и давал пояснения:
- Насколько хорошо ты знаешь астрономию, Фарход? Звезды находятся на огромных от нашего Солнца расстояниях, порой трудновоспроизводимых для человеческого воображения. Например, Альфа Центавра удалена от нас на 4,36 световых лет, Летящая Барнарда – на 5,96 световых лет, а Вольф 359 – на 7,8 световых лет. Чтобы совершить полеты на такие дистанции нужны околосветовые скорости, однако по мнению физиков, для материальных тел это непреодолимый барьер, они начнут разрушаться на атомы при достижении подобной величины; только фотонам доступен этот порог. Даже если корабль и достигнет такой скорости, то возникнет угроза разрушения от столкновения с метеоритом, кометой или астероидом. Кроме того, для человеческого организма ускорения такого порядка, торможение и маневры могут быть губительными, если, конечно, тоже не будут созданы противоперегрузочные технологии... А если лететь со скоростью наших современных космических кораблей, то на это уйдет несколько тысяч лет. Иначе говоря, это полет многих поколений и огромных материальных ресурсов, что делает бессмысленным само путешествие, не говоря уже о финансовой стороне дела.
- Ну, это я понимаю...
Волков вошел в раж и продолжал говорить:
- Сделаем расчет. В год световой луч преодолевает пространство на 9,46 триллионов километров, значит, до Альфы Центавра – 41,2 триллионов километров. Представим себе, что пришельцы сумели разработать технологии, позволяющие достигать 10 тысяч километров в секунду, то тогда за год их корабль преодолеет 315,3 миллиардов километров, что уже немало, и тогда от Альфы Центавра до Земли полет займет 130 лет только в один конец и без учета ускорения и торможения! Но это с учетом того, что биологический ресурс пришельцев расчитан... ну, прикинем, на 350-400 лет, и все равно это, согласись, слишком большое время для космического путешествия.
- Но ты убеждал меня, что их метаболизм основан на иных принципах, это не земная жизнь. Может, для них просуществовать тысяча лет – это раз плюнуть, - мое возражение казалось обоснованным.
- Да, и твой аргумент нельзя скидывать с весов, - поднял палец Андрей и улыбнулся. – Возможно и гибернация им доступна. Однако я уверен, что и у наших богов были ограниченные в этом направлении возможности. Иначе бы они остались на Земле и завершили свою работу. Только на планетах Альфы Центавра нет жизни, потому что до сих пор никто оттуда не прилетел к нам. Пришельцы с более дальних миров...
Тут у меня в голове совсем все спуталось.
- Подожди-ка, дружище, ты противоречишь сам себе! Только что говорил, что межзвездные перелеты недостижимы...
- Только в одном исключении: если сами звезды не встречаются так близко, что для имеющихся у цивилизации технологий делает перелет более доступным, возможным. Например, когда Марс и Земля сближаются настолько, что мы запускаем к Красной планете свои автоматические зонды.
- Андрей, о чем ты говоришь? Какие звезды могли сблизиться с нашим Солнцем? – мое недоумение не имело границ, и я перестал даже пить уже остывшее кофе.
И тут Волков хитро улыбнулся, мне подмигнул.
- Во-от, теперь мы пришли к очередному вопросу: откуда эти пришельцы?
Он нажал на «мышку», и курсор остановился на красной звезде. По монитору пошел текст: «Звезда WISE 0720-0846 WISE J072003.20-084651.2 – двойная система в созвездии Единорога. В настоящее время находится на расстоянии 20 световых лет от Земли (это 5,1-7,2 парсек). Находится практически в галактической плоскости. Возраст системы оценен в 3–10 миллиардов лет. Именуется звездой Шольца в честь немецкого астронома Ральфа-Дитера Шольца из Астрофизического института им. Лейбница в Потсдаме, который идентифицировал ее в 2013 году как самая близкая звезда...»
В этот момент я снова чертыхнулся:
- Постой, постой, ерунда получается. Какая же это близкая к нам звезда, если находится на расстоянии в 20 световых лет! Это в четыре раза дальше, чем Альфа Центавра!
В небе прожужжал самолет, и я подумал, что на этот транспортном средстве уж точно никогда не достигнуть звезд. Но вот до мексиканских пирамид или крепости Мачу-Пикчу можно за считанные часы, у меня воникло такое желание именно в этот момент, что даже заскрежетал зубами. Но когда через открытое окно до меня докатился аромат плова и самсы с ближайшей столовой, то сразу изменил свое решение: нет, лучше поживу в своей стране.
- Дело в том, друг мой, что 70 тысяч лет звезда Шольца прошла на расстоянии 52 тысячи астрономических единиц или примерно 0,8 световых лет от Солнца. Таковы выводы группы астрономов из США, Европы, Чили и ЮАР, которые на 98% уверены, что звезда прошла по внешнему краю Облака Оорта – области на краю Солнечной системы, заполненной триллионами комет размерами от километра и больше. Считается, что из этой области прилетают к нам долгопериодические кометы, которые наблюдают житекли Земли.
- Оп-ля, - вырвалось у меня. Я представил, как сближаются два огромных небесных светила и что может после этого последовать... Или одна поглотит другую, или это будет взрыв такой силы, что не останется целым ни одна планета.
- Дело в том, что у звезды Шольца очень маленькая угловая скорость – это так называемая «скорость передвижения по небесной сфере», - продолжал пояснять мой одноклассник. - Однако измерения лучевой скорости звезды показали, что она на большой скорости удаляется от Солнца. Я разговаривал с одним из экспертов, и он мне заявил, что измеряли лучевую скорость звезды по допплеровскому сдвигу в ее спектре. Расчеты проводились с использованием спектрографов на больших телескопах – на Магеллановском телескопе обсерватории Лас Кампанас в Чили и на Большом южноафриканском телескопе SALT. После сбора всех данных было установлено, звезда Шольца удаляется от Солнца, и ученые проследили ее траекторию обратно во времени. Моделирование движения звезды показало, что она прошла рядом с нашей системой 70 тысяч лет назад. Несмотря на то, что проход звезды Шольца, по-видимому, не оказал серьезного воздействия на Облако Оорта, однако возможен триггерный эффект, то есть последствия смещений объектов в этом Облаке мы сможем наблюдать в виде появления новых долгопериодических комет только через 2 миллиона лет. Сам понимаешь, что это несет определенную опасность Земле...
- То есть?
По-моему, мой вопрос рассердил Волкова, и он несколько резко ответил:
- Ты сам говорил, что динозавры вымерли 60 миллионов лет назад. Так причиной стало падение кометы или астероида. Еще одно такое падение – и человечеству конец!
Я замахал руками: все, все, не злись!
- Теперь рассмотрим саму звезду... это маленький и тусклый красный карлик, спектральный класс M9±1, масса 86±2 массы Юпитера, - уже несколько спокойным голосом продолжил Волков. - Даже при максимальном приближении к нашей системе эта звезда имела бы видимую звездную величину около +10, то есть в 50 раз слабее, чем можно увидеть темной ночью невооруженным глазом. И все же такие небесные объекты обладают сильной магнитной активностью, которая заставляет их периодически вспыхивать, кратковременно увеличивая светимость в тысячи раз. Поэтому 70 тысяч лет назад наши предки могли видеть эту звезду на небосклоне в такие редкие моменты активности.
- Ага, и это нашло отражение на петроглифах, - понял я, глядя на фотографии наскальной живописи, где изображена звезда рядом с солнцем. Андрей кивнул, мол, все верно мыслишь.
- Масса звезды Шольца равна всего 8% массы Солнца; конечно, немного. Она входит в двойную систему, и у нее есть компаньон – коричневый карлик WISE 0720-0846 B с массой в 6% солнечных. Их еще называют несостоявшимися звездами, так как их массы недостаточно для того, чтобы в ядре зажглась ядерная реакция синтеза. Коричневые карлики по размерам занимают промежуточное положение между газовыми планетами-гигантами, как наш Юпитер, и красными карликами. Основное излучение коричневых карликов приходится на инфракрасный диапазон. Звездная пара вращается на удалении 0,8 астрономических единиц друг от друга. И вот между красным и коричневым карликами расположилась планета, с которой и прилетели пришельцы, изменившие наш генетический код, давшие нам разум.
- Планета уже открыта?
- Увы, нет, это всего лишь гипотеза. Хотя экзопланеты открыты и у многих красных карликов, но чаще всего это просто газовые гиганты наподобие Нептуна или Юпитера, или скалистые как Меркурий. И в тоже время есть планеты в так называемой зоне жизни; например, в 2007 году были такие обнаружены у Глизе 581, в 2010 году у Глизе 876, в 2014 году у Коплера 186f. Знаешь, Фарход, жизненный цикл красных карликов в сотни раз длиннее, чем у нашего Солнца, и если на какой-нибудь планете у такой звезды возникла простейшая жизнь, то вероятность, что она разовьётся во что-нибудь интересное несравненно выше, чем у таких недолговечных звёзд, как Солнце. Это связано с тем, что для развития высокоорганизованной жизни требуются миллиарды лет эволюции. А жизнь красного карлика может достигать 10 триллионов лет и больше!
- Ого-го! - обалдел я. - Но разве наша Вселенная существует не всего лишь 13-15 миллиардов лет?
- Да, это так. Но ресурсов у карликов хватает на такой срок. Так вот, у звезды Шольца планета может находится близко к ней, чтобы получить достаточное тепло, но при этом возникает так называемое спин-орбитальный резонанс, когда планета обращена к звезде одной стороной. Это вызывает разницу в температурах, поскольку в на дневном полушарии всегда тепло, а на ночном – очень холодно; если есть атмосфера, то это ведет к сильным ветрам. Только ученые считают, что коричневый карлик стабилизирует движение планеты, обеспечивая вращение и дополнительное тепло. И все равно там у поверхности не выше пятнадцати градусов Цельсия. В таких условиях развиваются организмы с сильным кровообращением, возможно, доминирует в крови не железо, а медь, именно этот металл удерживает тепло и сохраняет от переохлаждения; к тому же медный купорос делает организм менее требовательным к наличию кислорода. Сильное магнитное поле спасает жизнь от радиации, так как красные карлики отличаются мощными вспышками, поэтому у пришельцев большая нужда в магнитном излучении. Наши коллеги смоделировали фигуру наших богов, используя данные экзобиологов и астрономов, а также археологов, работавших с наскальными изображениями и древними фигурками.
Сказав это, Волков нажал курсором на файл, и появился схематический рисунок инопланетянина. Он был громозким, с панцирем на туловище, без волос и шерсти, четырьмя конечностями, возможно, руки-ноги, тыквообразная голова огромная, многоглазая, рот похож на жабий, в общем создавалось впечатление краба, только прямоходящего. «А теперь послушай, как он мог говорить, естественно, это не настоящий язык, а только синтезируемые звуки», - и Андрей включил динамики, до меня донеслись крежущие короткие скрипы, словно стеклом по сковородке, аж по нервам стегнуло. Такой вид и такой голос, естественно, вызывал страх, хотя у меня могло возникнуть чувство отвращения и брезгливости. Уж трудно представить в таких существах богов, по мне ближе бог Озирис, пускай он и с головой шакала.
- Значит, это они прилетали на Землю? – спросил я, разглядывая инопланетянина.
- Да... Звезда Шольца была недолго рядом с нашим Солнцем, поэтому пришельцы, как я тебе говорил раньше, не располагали значительным отрезком времени, чтобы завершить задуманное. Расстояние в 7,5 триллионов километров они покрыли за четверть века. Возможно, были две группы. Одна пыталась терраформировать Землю и повлияла на человеческое развитие, а другая... пробовала заселить Марс...
- Марс? – удивился я. – Откуда вы это знаете, Андрей?
На лице друга появилась загадочная улыбка. Он немного помолчал, а потом произнес:
- На последней встрече в США были представители НАСА. Они предъявили нам некоторые фотографии поверхности Марса, снятые орбитальными спутниками, а также двигающимися роботами «Кьюросити» и «Феникс». Думаю, они будут тебе интересны...
На мониторе возникли изображения рельефа различной местности Красной планеты. То это были пустыни, то каменистая гряда, то горные хребты, но в каждой фотографии я замечал пирамидообразные сооружения. Небольшое солнце освещает блоки так, что становится понятным, какое это грандиозное и массивное строение, в сравнении с которым наши египетские пирамиды просто букашки. У меня аж дух захватило.
- Это реальные фотографии – не фотошоп? – спросил я. – А может, это естественное образование?
- Все реально, только это еще не все. Покажу тебе фотографию, которая пока нигде не публикуется, и нам тоже дали с целью, чтобы мы осмыслили, с чем столкнулись. Группа, где я работал, долго работала над снимком, считывала информацию, что сделал робот-марсоход «Кьюросити», и готовила отчет. Его мы передали в ООН. Думаю, что в конце года он будет опубликован.
Последняя фотография меня, откровенно говоря, шокировала. На каменистой поверхности лежал явно органический предмет... это был крабообразный скелет, слегка засыпанный песком.
- Лаборатория на марсоходе взяла пробу из костей и сделала радиоуглеродный анализ – скелету чуть меньше 70 тысяч лет, - пояснил Волков. – Это останки пришельцев. Видимо, они пытались терраформировать Марс, построили эти машины в пирамидах, но ничего у них не вышло. На Красной планете не было такой же обильной жизни, как на Земле, поэтому пришельцы рассчитывали только на себя. Увы, или масштаб работ оказался не по силу, или времени было мало, однако они улетели на родину. А на Марсе остались те, кто погиб по каким-то причинам... Сам понимаешь, почему и США, и Европа, и Россия, и Китай торопятся попасть на Марс? Там же кладезь инопланетной техники и технологий, которые могут быть нами использованы, естественно, для нашего же блага...
- Да, понимаю.
- Только не понимаешь другого, - покачал головой Андрей. – Заложенная в нас богами с красного карлика программа порой работает, хотя мы сами это не осознаем... Мы разрушаем собственный мир пестицидами, радионуклеотидами, химией, бытовыми отходами, уничтожаем флору и фауну, загрязняем моря и атмосферу. Тают ледники, поднимается температура на планете, что грозит сначала парниковым эффектом, а потом охлаждением — новым ледниковым периодом. Именно этого и добивались инопланетяне, пытавшиеся 70 тысяч лет назад изменить климат планеты под себя. Они для этого разбудили спящие супервулканы, которые своими извержениями действительно сумели понизить температуру на Земле; к счастью, эти изменения оказались краткосрочными, хотя исчезли тысячи и тысячи биологических видов, даже человекоподобные существа едва не прекратили свое существование.
- О чем ты говоришь? - в недоумении спросил я. - Как вулканы могли понизить температуру? Ведь они горячие... наоборот, могли разогреть...
- Я говорю о вулкане Тоба на острове Суматра, оказавшимся самым разрушительным. Именно он чуть не уничтожил все человечество около 70 тысяч лет назад, привел к вулканической зиме и новому ледниковому периоду. Тогда средняя температура понизилась на 10 градусов, Солнце скрылось за пеплом, прекратился фотосинтез растений, вымерать начали травоядные, а потом по цепочке — хищники, насекомые... Пепел от извержения супервулкана обнаруживается современными учеными в Африке и поныне, за 7 тысяч километров от извержения. По сути, Тоба покрыла собой весь мир! И чуть не лишил нас будущего...Но к чему это я говорю? – спросишь ты. Мы продолжаем терраформировать Землю для пришельцев, и пора нам остановиться, понять, что мы делаем! Ты понимаешь меня, Фарход?
- Нет, - признался я.
- Ты должен написать статью о том, что нам следует остановиться и переосмыслить наши технологии, понять, насколько они губительны и чреваты страшными последствиями. Нам нужно рациональнее использовать ресурсы и не истощать биосферу, недра, моря, иначе уже нам придется искать другую планету для жизни, стать такими, как наши боги с красного карлика. Пока подготовь материал об этом. А в день публикации сообщения нашей группы с трибуны ООН тебе поручаю, друг мой, рассказать все, что услышал от меня.
Я встал и поблагодарил Волкова. Я знал, что статья, которую подготовлю, понравится главному редактору Миротину и она будет опубликована. И я осознавал, что теперь займусь журналистикой несколько иного направления - экологической. То, что рассказал мне одноклассник, перевернуло во все в моей душе. Мы должны бороться за свой мир даже с теми, кого можем считать богами, желающих видеть нас рабами или исполнителями чужой воли.
(24 апреля 2015 года, Элгг)