Средство от страха

Евгения Зинкевич-Морозова
      

      На операционном  столе   лежит  больной  семидесяти  пяти   лет под
спинномозговой  анестезией  и теперь   нечувствительность  ниже  пояса   
у   него  продлится   один   час.
 Урологи,  не  теряя   ни  минуты,приступают к операции, 
общаясь   между   собой   и   медсёстрами   тихим
голосом,  лаконично,  чаще  даже  односложно. Больной  в сознании, всё 
слышит  и  может говорить,  а боли  нет. Но всё  равно каждый   пациент
испытывает сильное волнение и страх  перед операцией и в период проведения её. 
 
       –  Доктор, долго  ли  продлится   моя   операция? – с  беспокойством
спрашивает   больной.
       – За  час  должны  успеть, но  время  пройдёт быстрее  для  вас, если
расскажите    что-нибудь   интересное,   приятное    из    своей      жизни.

Чтобы  заглушить  тревогу   и   страх   и    чтобы  время  летело быстрее,
мужчины  послушно  старались  отвлечься  рассказами  о ярком, тёплом,
впечатляющем   событии   в   их   жизни   и   о  людях,  подаривших    им
эту   радость.  Чаще   говорили   о   женщинах. И   я,  как   оперирующий 
уролог, была  невольным   слушателем  мужчин   преклонного  возраста.

       Я  постараюсь  изложить  суть   некоторых   рассказов, как  они  мне
запомнились.
 
       Вот  наш  больной  стал  робко и тихо  рассказывать о своей  первой    
любви  с её  застенчивостью, сентиментальностью  и  неопытностью мо- 
лодости: «Учился  я  на последнем курсе  института  в  Ростове-на-Дону,
когда   на  студенческом  вечере   познакомился  со  студенткой  второго
курса  пединститута. Она  пленила меня  сразу очаровательной улыбкой
с  ямочками   на  щеках,  «золотыми»  кудряшками.

 Влюбился, как оказалось, навсегда.
 Жил  я  в общежитии, а  она   на  частной   квартире
с  хозяйкой  вместе, поэтому  встречались только  на  улице,  два раза   в
неделю, учитывая  весеннюю  сессию.

           " Моя   Жемчужинка, –  как  я  её  называл, –  призналась, что  я  ей
очень  нравлюсь   и   что  даже   моё  имя  для  неё  звучит, как  музыка".
Глаза больного  в  этот  момент  заискрились, а  в  уголках  рта  заиграла
улыбка, по  его счастливому лицу  скользили  воспоминания:

       «Май  месяц  стоял  тогда  во  всей  красе  цветов  и  свежей   зелени
листьев. Мы  часто  гуляли, взявшись  по-детски  за  руку,  по   набережной
 Дона  и, провожая  взглядом  катера  и  прогулочные  белые  теплоходы
ходы, мечтали  о  совместном  речном  путешествии.

 В  парках  любовались 
цветущей  сиренью, черёмухой, красными тюльпанами, вдыхая 
 манящий,  изумительный,  головокружительный   аромат.  К   вечеру, 
 порядком   уже  уставшие, но  довольные, мы   находили  скамейку,   на 
которой  в  обьятиях, с  поцелуями  встречали  рассвет, порой  дрожа  от 
утренней  прохлады.

Нам  казалось,  что  лучше   этих  мгновений  нет: она   была   девушкой,
а  я – юноша, не  знавший  тоже  большего наслаждения. Это была наша,
упоительная  весна  романтической  любви.
 
       После  окончания  института  я  был направлен работать на три года 
в  район  Кустанайской  области. Она просила  взять  её  с собой, но я не 
имел представления, как  можно ехать с  ней, не  зная  в каких  условиях
буду жить и работать. Она осталась  учиться в Ростове. Переписывались 
сначала  часто,  потом   реже,  а   через   год   переписка     прекратилась.

       Однако, я твёрдо решил  увидеться  с  ней  летом: поехал в Украину 
и  нашёл  её  по  домашнему  адресу. Она  встретила  меня, как  друга, с
искренней   радостью  и  объятиями,  но  вдруг, через минуту, объявила,
что  неделю  назад   вышла  замуж  и  показала  паспорт. 
    – Долго не было  от  тебя  писем, решила, что  позабыл  обо  мне.
    – Вышла  замуж  по  любви? – спросил  я.

    – Возникла  симпатия, уважение, пришёлся  по  нраву: у него хорошее
чувство  юмора, и  мы  подружились.  Кстати,  он  такой   же   романтик,
как  ты,  но  проявил   себя   более   решительным   и   сообразительным.

На  комиссии  по  распределению  молодых   специалистов   заявил,  что 
у  него есть невеста – студентка третьего  курса пединститута. Попросил
дать  ему  направление  в  тот  город,  где  она,  став   его  женой, сможет
продолжать  учёбу.
 Члены  комиссии  заулыбались, пошептались, как он   
говорил, и, решив  помочь пылкой  юношеской  любви,  дали  направле-
ние  на  работу  в  областной  центр.
 С этой  радостной  вестью он  примчался ко мне  и  впервые  сделал
мне  предложение:  уехать  с   ним  в  качестве   жены. Я  подумала…   и
согласилась.

       «К моему  счастью,  –  продолжал  больной,   –  её  муж  в  это время
был  на  военных  сборах.  Моих   ласк  она  всё-таки   не  отвергала,  и  я
впервые  с  ней  стал мужчиной. В таком блаженстве  для  меня   прошло
два  восхитительных  дня. Прощаясь, я  серьёзно  просил  её   развестись 
с  мужем  и  стать  моей  женой. Уехал  и  стал  с  нетерпением  ждать её
решения.

 Вскоре  получил  короткий  ответ: «…После  нашей  встречи я 
теперь не  сомневаюсь в выборе  друга  жизни  и  разводиться   с  мужем
не  буду.    Прости  меня,  не  пиши  и  не  пытайся  со  мной   увидеться.
Буду вспоминать  тебя  иногда, прощай».

       Больной  замолчал, видно,  что  тяжело  когда-то  пережил  её  отказ.
Затем, через   некоторое  время, глубоко вздохнув,  он  признался:   
 «Она предпочла  остаться с мужем, а моя  вспыхнувшая страсть
к  ней   долго  не   угасала; я  всё  помнил, был  полон  ею  и  страдал…».
    
  Слушая   его,  я  подумала: « Измена  одного  из  супругов, оказывается,
   не  всегда бывает трагична  для   другого».   

       Помню  повествования  некоторых   пациентов  про  их   свадебные,
живописные   путешествия  по  Карелии;  по  Крыму;  на  озеро   Байкал.

       Были  также  исповеди   больных  и  о  кратковременных  флиртах  с      
женщинами,   которые  могли  легко  и   весело,  без  всяких  притязаний 
на  свободу  мужчины,  общаться   с ними,  составить  компанию –   сов-
местный  отдых. Такие  встречи, особенно  в  пожилом   возрасте, расце-
нивались  ими, как  подарок  судьбы.

      В ответственные моменты операции мы  уже  не  слышали больного,
увлечённые  и  поглощённые  своей  работой  в ране.  Только медсестра,
стоящая  у  изголовья  пациента  и  контролирующая его пульс  и  давле-
ние, имела  возможность  послушать  рассказ  до  конца.
 
     Эти  незабываемые  воспоминания  согревали  сердца  мужчин.    Они
с  особой  благодарностью  отзывались  о  женщинах, которые     сумели
когда-то  подарить  им  праздник  души.