IV-1-7. М. Кругов. Иная история древней Руси

Екатерина Истоомина 2
 
http://www.krugov.ru/book/history_book.pdf          

                Во введении к новой версии истории России М.Кругов и компания  пишут: «Энергетическая концепция мироздания позволила также создать, хотя и тоже пока в достаточно схематичном виде, новую теорию общественного развития, предварительно названную социогенезом.  Эта теория дала возможность увидеть иную историю нашего общества – без семейных хроник, классовой борьбы, мифов и фобий».

                (Самое ценное, на мой взгляд, то, что авторы не факты
                излагают, а дают объемный анализ исторического процесса
                развития (порой и деградации) русского общества. 
                Начиная историю древней Руси, авторы гипотезы описывают
                не военную, а экономическую суть лидерства славянского
                этноса. И это меня убеждает).
 
                В Восточной Европе период VIII - IX веков не выглядел «эпохой войн», характерной для остальной Европы. Про орошаемое земледелие или производство уникальных товаров тоже ничего не известно. Поэтому первые восточнославянские государства могли возникнуть только благодаря торговле. Остается только разобраться, какая именно торговля и какое участие в ней позволили восточным славянам создать государственность.

                Скандинавские купцы проложили торговые маршруты на Балтику по более спокойным и дешевым территориям – днепровский для средиземноморских товаров и волжский для восточных. Обслуживание этих торговых магистралей и дало восточным славянам тот резкий прирост ресурсов, который позволил им создать первые государства.
            
                Первые восточнославянские государства сформировались в IX веке в виде расположенных на торговых магистралях городов-государств – Новгорода, Пскова, Киева, Смоленска, Полоцка, Ростова, Мурома. А потому создательницей первых восточнославянских государств была не военная, как это считает российская историческая наука, а экономическая элита. То есть не «норманны» или племенные вожди, а купцы.

                Восточнославянские государства продолжили греческую традицию – создавались в качестве, в первую очередь, экономической инфраструктуры. Тогда как первые западноевропейские государства продолжали римскую традицию – создавались в качестве, в первую очередь, силовой инфраструктуры. Создаваемые славянским купечеством города-государства  имели республиканскую систему управления, высшим органом которой было городское вече. Развитие российской государственности пошло по демократическому пути еще и потому, что экономической элите такая форма правления была максимально удобной. Она ведь позволяла эффективно контролировать деятельность городских властей, не слишком отвлекаясь от своего основного занятия –  торговли или ее обслуживания.

                (Авторы на протяжении всей книги постоянно
                применяют термин "элита". Смысл его определяют так:
                "В роли активного начала общественного взаимодействия
                выступают субъекты элиты - люди, обладающие активным
                разумом. Разум имеет информационную основу. Истинную
                элиту определяет масштаб энергетического потенциала.
                Элита воздействует на народ двумя способами - физическим
                и информационным").

                Среди остальных славянских городов-государств Новгород занимал особое положение – был «северными воротами» обоих торговых путей. Он получал ресурсы от двух торговых магистралей и потому рос и развивался более высокими в сравнении с другими городами темпами. Как следствие, стал лидером городов и инициировал их объединение в федерацию. Новгородские купцы пригласили варягов отнюдь не для того, чтобы «править», а лишь в качестве наемной охраны. Не случайно Рюрика и его дружину новгородцы расквартировали в Старой Ладоге. И не только потому, что она прикрывала подступы к городу на самом опасном направлении: со стороны балтийского побережья. Новгородцы таким способом постарались также снизить до минимума влияние варягов на городские дела. В дальнейшем и других князей они всегда тоже селили за городом.

                Соглашение между городами о цивилизованном использовании торговых путей на самом деле стало федеративным договором, превратившим страну городов в федеративную державу. Семейство Рюриковичей, опиравшееся не только на собственную дружину, но и на военно-экономическую мощь Новгорода, стало самой мощной после Новгорода политической силой на окружающем днепровский торговый путь пространстве, что позволило им исполнять роль гаранта соглашения между торговыми городами. И получать за выполнение этих функций долю прибыли городов от торговой деятельности. Сначала от использования днепровского, а затем и волжского пути.

                Созданная Новгородом с помощью Рюриковичей федерация была полноценным общественным образованием – входившие в ее состав города сохранили свой статус самостоятельных государств, а властное поле было разделено на сферы вЕдения федеральной и региональных властей. Семейству Рюриковичей были отданы функции федеральной власти. Хроники сообщают о том, что минимум три века Киевская Русь была полноценным федеративным образованием. В Киевской Руси города были все-таки «главнее» князей.

                Если бы в Новгороде верховодила политическая элита, то столицей федерации стал бы он, а не Киев. Но во власти Новгорода доминировала прагматичная экономическая элита, для которой важнее было надежное функционирование торговых путей. И Рюриковичи были отправлены в Киев, из которого удобно было следить за южными воротами не только днепровского пути, но также за средним и нижним течением волжского.  В результате окраинный Киев стал федеральной столицей Новгородско-Киевской Руси. Внешнеполитическое пространство было поделено: с северными соседями дипломатические отношения поддерживал Новгород,  с южными – Рюриковичи.

                По сути, княживший в Киеве великий князь был чем-то вроде президента древнерусской державы. Тогда как правившие в остальных городах князья выступали в качестве назначаемых великим князем «губернаторов». Новгородско-Киевская Русь была федерацией только для входящих в ее состав городов. И была в чистом виде империей для подвластных ей восточнославянских племен. Если быть более точным, в составе федерации возникли два чисто имперских образования – рюриковское и новгородское. Дело в том, что, создав федерацию, главные партнеры занялись процессом дальнейшего усиления своих позиций. На Руси появились города, основные Рюриковичами в качестве опорных пунктов на покоренных территориях. В этих городах, разумеется, не было никакого самоуправления (Москва, Ростов, Ярославль и другие).

                Российские и советские историки описывают только рюриковскую империю. Тогда как торговые города-республики и их федерацию не видят в упор. И почти не замечают историю новгородской империи. В результате описание трех первых веков нашей страны больше похоже на сборник народных сказок.

                Объединять в рамках общего государства городское население и окрестные славянские племена, а также создавать этнические славянские государства, никакой нужды не было. Страна все еще находилась на архаичной ступени развития (жизнь общиной, основанной на родовых корнях).

                Процесс создания этнического восточнославянского государства, включающего в свой состав все население страны, смог с заметной скоростью пойти только в XIV веке. Переход нашего общества на патриархальный уровень развития (власть мужчин и подчиненное положение женщин) инициировали принятием православия Рюриковичи. Их собственная империя представляла собой уже близкое к патриархальным стандартам общество, и для завершения процесса его создания оставалось только сменить мировоззренческую основу:  языческую  –  на монотеистическую.
 
                Патриархальные религии постулировали в качестве истинной централизованную модель власти, на вершине которой находилась аристократическая элита. Тогда как экономическая элита к власти вообще не допускалась. Легитимность власти должна подтверждаться религиозным институтом общества. А потому христианство узаконило претензии Рюриковичей на верховенство в составе власти древнерусского общества.

                В массе своей языческая экономическая элита еще долго доминировала во власти и полностью контролировала ее региональный уровень. А потому принятие христианства только запустило процесс перехода нашего общества на патриархальный уровень развития.

                Однако этот процесс был на некоторое время прерван из-за того, что Русь попала в вассальную зависимость от монгольской мега-империи. В этот период Московская Русь стала первым полноценным патриархальным государством на территории нашей страны. В патриархальную эпоху  сложилась аристократическая элита – это общее название военной элиты («созревшей» в архаическую эпоху) и хозяйственной, которая обычно обладает большими ресурсами и устойчивыми источниками их получения, поэтому доминирует во власти. Все торговые пути стали проходить через Москву.

                В начале XIV века  сложился внутриполитический союз между московскими Рюриковичами, РПЦ и купечеством, которому оказалось под силу, пусть и за два века, вновь объединить страну. Завоеванием Иваном III Новгорода полностью завершился архаичный период.

                Ответ на вопрос, что именно произошло на Куликовом поле,  нужно искать не в Московской Руси, а в Золотой Орде. В конце  XIV века ее захлестнула эпидемия дворцовых переворотов. В 1380 году на Куликовом поле произошла решающая схватка между Мамаем и Тохтамышем, так что мы победили одних монголов под руководством других монголов. Тем не менее, Куликовская битва приобрела совершенно колоссальное национальное звучание – сначала для общества, а потом и для историков она становится «точкой отсчета становления великорусского сознания». Хотя эту роль сыграла не сама битва, а лишь миф о ней — первая широкомасштабная отечественная пиар-акция.

                Московская Русь пребывала в вассальном статусе ровно столько, сколько ей было нужно. В последнее столетие Москва не «страдала под игом», а занималась своим делом под «крышей» Орды:  объединением русских княжеств в единое национальное государство.  И после того, как эта цель была достигнута, Москва просто вышла из состава Орды.

                В возвышении Москвы немалую роль сыграло усиление московской аристократической элиты выходцами из Орды. Полсотни боярских, сотня княжеских и свыше трехсот дворянских родов имеют ордынские корни. Усиливалась московская аристократия  и за счет выходцев из Литвы, значительная часть элиты которой тоже была православной.
 
                Такое элитное усиление как раз и дало возможность Москве со временем объединить под своей властью все находившиеся в вассальной зависимости от Орды русские княжества и основать в правление Ивана III мощное унитарное государство. В результате сложилась русская нация.

                Петр Первый тоже использовал этот кадровый опыт – усиливал русское общество европейской протестантской элитой. На протяжении тысячи лет инородцы пополняли и обновляли российскую элиту. При этом чаще легировали, чем портили русскую нацию. Как следствие, национализм никогда не был ей свойственен.

                Почему же, обретя, наконец, независимость, российское общество вскоре погрузилось в Смуту, а затем фактически разрушилось?
 
                Для общества смертельно опасна борьба наиболее мощных субъектов общественных отношений – ветвей власти между собой или власти и оппозиции. А в Московской Руси высших властей было как минимум две – де-юре ею был Великий князь Московский, а де-факто страной правила Русская православная церковь. В XV веке российское духовенство в массе перестало быть чисто религиозной элитой – разделилось на религиозное и политическое. Патриархи получили титул «великого государя».

http://proza.ru/2015/04/25/2243