Демон. Сцена третья

Владимир Воржев
Пир в самом разгаре. Демон весел, хотя опьянение не приходит к нему. Раскрасневшийся Антоний, позабыв свою серьезность, потчует поэта, наливая ему разные вина и расхваливая редкие яства. Но поэт невесел; что-то тяготит его, мешая насладиться застольем.

Демон
Друзья, прекрасен наш обед!
Что за сыры и вина!
Но только грустен ты, поэт,
И холоден, как льдина...
Боюсь, - не скрою я, - гостей,
Чьи долгие рассказы
Тоску наводят на людей
И глупости заразу!
Но и в молчании порой
Немного пользы делу...

Антоний
Ты уж поведай нам, герой,
О жизни!

Поэт
Надоело!
Вот жизни вам простая суть,
В одном, коротком слове!
И если б знал когда-нибудь
Ее... то, видят боги, -
Ушел бы враз, во цвете лет!

Антоний
Во цвете... это сколько?

Демон
Оставь, Антоний, - знает свет,
Что жизнь бывает горькой...

Поэт
О, если б горькой! Был бы я
Отчаян, зол и весел!
Но нет, - теперь моя стезя –
Без счастья жить и песен!
Мне дела нет ни до чего:
Друзья, враги, страданья –
Все нужно лишь для одного:
Для жизни оправданья!

Антоний
Но, как же пишешь ты стихи?

Поэт
Стихи – совсем другое...
В них мысли ясны и легки,
Земля для них – пустое...

Демон
Земля – пустое? Вот дела...
Уж эти мне поэты!
Зачем встречаете тогда
Вы новые рассветы?

Поэт
Я не встречаю... Все они
Идут без приглашенья,
Рождая суетные дни,
Никчемные стремленья...

Демон
Нет, так нельзя! Прости, поэт,
Но этой ночью ясной
На жизнь, что знаю тыщу лет,
Клевещешь ты напрасно!
Ей взор рукою не закрыть,
Ей песню не нарушить, -
Все, что живет, стремится б ы т ь!

Поэт
И все?

Антоний
Не скажешь лучше!

Поэт
А я-то думал, - наша цель
Увидеть то, что свыше...

Демон
А мы для этого, поверь,
И выбрались на крышу!
Антоний звал меня на бал
К какой-то баронессе,
(Зевает)
Но ног ее я не видал...

Антоний
Милорд, она прелестна!

Демон
Зачем прелестнице младой
Под платьем прятать ноги?
Нет, друг Антоний, нам с тобой
Не знать туда дороги!

Антоний
И очень жаль, ведь дама вас
Желает очень страстно....
И деньги кончились у нас
А у нее – богатства!

Демон (задумавшись)
Так, говоришь она мила?

Антоний
Как молодая роза!

Демон
Ну, если так, - зайдем тогда,
А то, начнутся слезы...
О, женщины, как тяжек труд
Терпеть нам ваши страсти!
Но сбросить этот сладкий пуд,
Увы, не в нашей власти!
Ведь так, - поэт? Чего молчишь,
И пьешь вино угрюмо?
Иль ночи радостная тишь
Тебе сковала думы?

Поэт
Об этом я предпочитаю
Болтать поменьше...

Демон
Почему?

Поэт
Любви удача роковая
Знакома сердцу моему...

Демон
Я так и знал! Так, вот в чем дело!
Тут меч любви оставил след...
Младая, ветреная дева?

Поэт (вздыхает)
Прекраснее которой нет...

Демон
Гляди, смеется мой Антоний
Твоим словам! Лет сто назад
Дошел и он до тяжких стонов
По шейке, ножкам и глазам!

Поэт
Что тут смешного?

Антоний
Он излечит!

Поэт
От ран душевных нет лекарств...

Демон
Ну, отчего ж, - бывают встречи
Всю жизнь меняющие враз...
Однако вот, уже светает...
И нам пора, - погасла ночь!

Поэт
Прощайте! Вам я пожелаю
Удачей скуку премозмочь!
 (Уходит)

Антоний
Я так вас понял... Вы сказали...
Бывают встречи...

Демон
Да, сказал!
Судьба поэта наказала...
Берусь исправить...

Антоний
Кончен бал!