Сказка о невесте Ветра

Мел-Ок
(пересказ сказки северян)

Жил чукча Охотник. Жил, жил и состарился. Хорошо, не одинок был, три дочери у него подросли.
И вот пришла ещё одна полярная ночь. Темно стало вокруг. Зима снегом дом Охотника  задувает. Мороз лютый трещит. Ветер сквозняком под полог пробирается. Всё норовит огонь в очаге затушить.
Но чукчи ночи не боятся. Мороз им не страшен. В небе сияют холодные звёзды, а в их ярангах - домах, похожих на большую круглую палатку, жарко от яркого огня в огнище. Одежду чукчи  шьют себе сами. Носят шубы, шапки, меховые сапоги. Выходя из дома, они мажут лицо жиром, чтоб нос не замерз. Днём пасут оленей, или охотиться на вкусного тюленя. А долгими ночами сидят в своих домах вокруг жаркого очага и, слушая, как за стеной завывает ветер, шьют рукавицы из оленьих шкур. Посмеиваются над злым Ветром и рассказывают о нём сказки.
Но за эту полярную ночь Ветер совсем голову потерял. Обозлился, никакого покоя от него нет. Всюду свищет - рыщет, будто ищет кого. Устанет, стихнет.  Летит в свой дом на отдых. А там пусто. Никто огня не разжёг. Никто его не встречает, стол для него не накрывает.
Вздохнёт Ветер и снова из дому улетает. А ещё он слышал, что люди недобрые сказки о нём рассказывают. После такого отношения никто и ничто не может его успокоить. Ветер ещё сильнее начинает дуть-задувать. Не дает чукчам и носа из дома высунуть. В облаках звезды прячет, двери в домах снегом заносит. А если и выйдет, кто смелый, тут же шапку с него сорвет, санки его отберет, оленей распугает.
В домах огонь в огнище трясется от страха. Хозяйки только тем и заняты, что ветки в него подбрасывают, чтоб огонь не погас. Страшнее нет печали для чукчи, чем погасший в очаге огонь. 
Вот и три дочери старого Охотника кидали, кидали ветки в огонь, а ночь всё не кончается, ветер не стихает, и закончились ветки.  Нечем больше огонь поддержать. Вот- вот очаг в доме Охотника погаснет. Станет темно, холодно. И придется тогда старику и трём его дочкам свою ярангу Тьме уступить. А самим замёрзнуть.
Охотник замёрзнуть не боялся. Он жил уже долго. А как быть трём его юным дочерям? Им страшно, холодно и хочется есть. Огня нет – ничего не сваришь.
Пожалел старик дочерей.  А дочерям – стало страшно за отца. Собрался он идти за дровами. Наточил нож. Большой нож. Чтоб, если что, и медведя завалить. На еду. Сани приготовил.  Чтоб, если что, уложить в них свою добычу. Но только чуть-чуть отогнул полог старик, его худобу тут же вместе с санями с порога ветром и сдуло.
Мёрзнет в темной яранге старик. Мёрзнут три его дочки. 
И тут младшая говорит: «Вот думаю, была б у Ветра жена ласковая, он бы таким злым не был».
-Да, - говорит Охотник. - Да только какая девушка согласится стать женой Ветра?
Старшая дочь думала-думала и говорит: «Ветер сильный. Ветер смелый. Я бы хотела стать ему женой. А где он живёт? Как найти его дом?»
Охотник вспомнил, что однажды во время охоты видел, где прячется Ветер. – Его дом далеко. Далеко, если дальней дорогой идти. А если на санях с крутой горы, то можно быстро туда попасть. Дом Ветра прямо под нашей горой стоит.
Взяла сани старшая дочь Охотника, и пошла себя Ветру в невесты предлагать.
С превеликими трудами открыла она дверь, а там… темень бездонная.
Тьма - сестра Ветра. Ой, и страшная! Безликая, чёрная и с большими - пребольшими ушами.  Слова, сказанные старшей дочерью Охотника, Тьма конечно слышала. И те показались ей дерзкими. Она позволила девушке выйти из дома. А дальше что? Куда иди, если темнота кругом? Ветер так дунул, что из рук девушки верёвка от саней тут же и выскользнула. Укатились сани. И не видно, куда  укатились.
Решила девушка, ладно, с горы можно и без саней скатиться. И пошла дальше пешком. А Тьма с ней не шутит. Ни звёздочки на небе. Да и не разберешь в темноте, где земля, где небо? А ещё Ветер кругами дует. Всё влево девушку поворачивает. И пошла она вокруг собственной яранги ходить.  Думает по дороге идет. Думает сейчас вот- вот с горы покатится. А Ветер её от себя не отпускает. Кругами водит да посмеивается.
Совсем окоченела от холода девушка, вдруг слышит голос отца: «Что-то долго её нет. Или сани  потеряла или в темноте заблудилась». Пошла девушка на голос отца и … в собственном доме оказалась!
«Замёрзла, бедняжка. Придется мне идти», – решила средняя сестра.
Средняя сестра хитрой была. Она санки к руке верёвкой привязала. А когда из дома вышла, так не пошла ни налево, ни направо, куда Ветер её гнал. Она села на сани и давай против ветра  свободной рукой грести. А ещё ногами от земли отталкиваться. И …поехала!  И покатилась!
Ветер рассмеялся над её хитростью. И начал подгонять сани. Девушка трижды с них падала. Хорошо, сани привязаны были. Девушка снова на них садилась и снова катилась с горы.
Так, на санях, она в дом Ветра и въехала.
В яранге Ветра холодно. Кругом иней. В очаге иней. Полог перевернут. Постель в сугроб превратилась. Шкуры, из которых шубы и рукавицы шьют, совсем задеревенели от холода.
«Ну, зато Ветра нет. Уже хорошо», - сказала девушка, и начала хозяйничать в доме. Огонь в огнище развела. В котёл мяса положила. Сама же легла на свои сани, да и заснула. От усталости.
Тьма что-то нашептала Ветру на ухо. Тот нахмурился, тут же полетел домой. А там у него гостья гостит.  Согрелась. Спит.
Осмотрелся Ветер. Нахмурился больше. От сквозняка огонь в очаге погас. Одни уголья тлеют. В котелке мясо подгорело. Шкуры  кругом валялись ничьей рукой нетронутые. Полог отсырел, постель холодна стоит. Вздохнул Ветер и …как дунет с обиды!
Так, на своих же санях девушка в гору назад и взлетела.
И сон её как рукой сняло. Она быстро к себе в дом забежала. Трясётся вся от испуга, и кричит: «Страшный он!  Не хочу быть его невестой!»
Как не печалился после случившегося старый Охотник, но что делать, он слаб, а дров больше нет.  И еда - закончилась. Пришлось ему отпустить и младшую дочь к Ветру.
Та оделась теплее, сани к талии привязала и вышла в темноту ночи.
Тьма как бездна черна была. Так распоясалась, что собственных ног девушка не увидела. А Ветер так обозлился, что и шагу ей сделать не давал. Будто приклеило её к дверям яранги.  А сани её, если б не привязаны были, так бы и улетели от неё прочь.
С большим трудом взобралась девушка на сани. Легла на них и давай грести руками, отталкиваться ногами и …поехала. И понеслась с горы!
За такую прыть да смелость Ветер бросил подгонять её сани. Зато стал дуть ей навстречу. Бил девушку по лицу, льдинками острыми розовые щеки ранил. Шапку с головы сдул, косы растрепал.
Много- много раз Ветер подбрасывал сани девушки ввысь, пытаясь сбросить её в сугроб. Но младшая дочь Охотника за сани крепко держалась. Ни разу с них не слетела!
И скоро прямо на санях въехала в дом Ветра.
Там темно, тихо. Огляделась девушка и говорит: «Ах, как жаль, что Ветра дома нет. Я бы сказала ему: «Здравствуй, Ветер!».
Отыскала она место для очага. Развела огонь. Нашла котелок. Вычистила его. Затем положила туда мяса, льда и повесила котелок над огнищем. Стряхнула со стен иней, с кровати – снег, а чтоб не заснуть с усталости, стала песни петь. Села на сани, поближе к очагу, принялась разминать в руках кусок медвежьей шкуры. Достала припасённые иглы, нить, и начала рукавицы шить. Тянет её дремота ко сну, а девушка сопротивляется, громче поёт.
В это время Темнота шепчет на ухо Ветру: «Слетай-ка, ты домой, брат. Там тебя невеста ждёт».
-Да видел я, - отвечает Ветер, –  ту невесту. Ленивая она.
-Эта – нет. Эта здоровья тебе пожелала. Песни поёт, рукавицы шьёт.
Решил посмотреть Ветер, что за рукавицы у девушки получились.
Прилетел в ярангу Ветер. Невеста поздоровалась с ним, пригласила к столу. Подарок свой подарила.
Примерил Ветер рукавицы. В самую пору оказались. И такие мягкие, такие тёплые получились! 
Так в рукавицах он и лёг в постель.
***
Жена Ветра гладила мужа по большой голове и пела песню о Лунной Рыбе.
Крепко спал Ветер.  Долго спал Ветер. Облака успели растаять. Звезды землю осветили. Стало тихо и спокойно вокруг.
Вышла Жена Ветра из дома под звезды. И увидела: на горе яранги стоят, над ними  - дымок  трубой.  Это охотники уже и на охоту сходили, и дров привезти. В каждом доме огонь в очаге горит.  Люди еду варят, детей кормят.
У одной яранги трое стоят. И руками машут.  Как будто радуются.
Узнала Жена Ветра кто это. Улыбнулась. Тоже в ответ рукой помахала. Передала привет отцу и двум сестрицам своим.
Потом поклонилась Ночи, Звёздам, Северному сиянию и назад, в дом вернулась.
Очаг греет. Ветер сладко дремлет. И жена с ним.

24.04.15 Пермь