Гораций Сафрин. В шабаш при свечах. Еврейский юмор

Игорь Рябоконь
ПЕРЕВОД С ПОЛЬСКОГО. Собран в Галиции. (Западная Украина).

В купе вагона идёт разговор о знаменитых людях.
Возле окна сидит интеллигентный еврей и ежеминутно вставляет замечание касательно происхождения данной особы.
- Заменгоф -
 - Еврей -
 - Спиноза -
 - Еврей -
 - Колумб -
 - Маран, выкрещенный еврей -
 - Мицкевич -
 - Его мать была неофиткой -
Сидящая рядом дама выкрикивает огорчённо:
- Иисус, Мария! -
 - Тоже евреи! -
****
Еврей врывается в комнату к раввину с криком и плачем:
- Равви, помогите. Мой сын сошёл с ума.-
 - Успокойся. - уговаривает его раввин - Почему ты решил, что он сошёл с ума? -
 - Представьте себе, равви! Вхожу я к нему, а там, тьфу! На тарелке лежит сало, а в постели - христианская девка. -
 - И ты считаешь, что твой сын сошёл с ума? - усмехнулся раввин. - Вот если бы сало лежало в постели, а девка на тарелке, я сказал бы, что ты прав. А так - можешь быть спокойным. Твой сын абсолютно нормальный человек.-

****
К раввину в Бердичеве обратился кандидат в женихи. Просит совета: жениться или нет.
- Отец невесты,- говорит он, - человек образованный и всеми уважаемый.
- Значит, женись. -
 - Но невеста отвратительна, как верблюд. -
 - Значит, не женись. -
 - Отец невесты даёт в приданое двадцать тысяч рублей серебром -
 - Значит, женись. -
 - Но невеста хромает на одну ногу. -
 - Значит, не женись. -
 - Отец невесты хочет взять меня компаньоном в своё дело.-
 - Значит, женись. -
 - Но невеста ужасная злюка. -
 - Значит, не женись. -
 - И всё же. Что вы посоветуете. -
 - Считаю, - говорит после долгого размышления раввин, - что ты должен выкреститься.-
 - Ой, равви. Зачем? -
 - Потому что тогда ты будешь морочить голову ксёндзу, а не мне. -

****
Еврей явился к раввину с жалобой.
- Вай! Помогите мне, равви. У меня большие хлопоты с моим зятем!
Он не умеет ни пить, ни играть в карты. -
 - Так это же хорошо! -
 - Как это - хорошо? Он не умеет пить, но пьёт, не умеет играть в карты, но играет. -
****
Анчель Фойнович оболгал Копеля Якубовича.
Копель вызвал Анчеля на суд раввинов.
Раввин, выслушав жалобы, пожелал, чтобы обвиняемый публично, то-есть, перед лицом десяти справедливых мужей отозвал свою ложь по заранее составленному тексту. Анчель согласился и, встав перед лицом десяти справедливых мужей, выкрикивает:
- Копель Якубович - не бездельник?! Копель Якубович - не вор?! -
 - И это называется отозвать ложь? С такой интонацией? - раздражается раввин.
- Равви, - отвечает Анчель, - Вы составили текст, но не прописали интонацию -
 - Ну, вырази, по крайней мере, сожаление! Скажи, что сожалеешь...-
Анчель, повернувшись в сторону десяти справедливых мужей, выкрикивает:
- Сожалею, что Копель Якубович бездельник! Сожалею, что Копель Якубович вор! -

****
Две соседки обратились в суд к раввинам. Дело касалось горшка.
- Ты почему не возвращаешь взятый в долг горшок? - спрашивает раввин ответчицу.
- Но, равви, - выкрикивает еврейка. - Во-первых, я не одалживала этот горшок. Во-вторых, горшок был с большой дыркой. В-третьих, этот горшок я давно уже отдала соседке.

****
На уроке религии.
- Кто мне скажет, - спрашивает учитель, - какой грех совершили братья Иосифа, продавая его? -
Берек поднимает два пальца вверх.
- Они продали его слишком дёшево и без упаковки. -

****

В купе вагона едут епископ и раввин.
Епископ, читавший святое писание в оригинале, указывает на ряд анахроничных предписаний, которые ещё соблюдают Моисеевы поклонники.
Раввин молчит. Епископ старается вытянуть из него ответ.
- Ну, когда же вы, наконец, съедите кусочек сала? -
 - Ну, на свадьбе вашего ксёндза, пан епископ. -

****

Раccорившиеся супруги отправились на суд к раввину.
- Зачем ты поцарапала мужа? - ругает раввин жену. - Разве ты не знаешь, что муж - это глава семейства? -
Воинственная жена опускает очи долу и спрашивает:
- Равви, а разрешается ли иногда поскрести эту голову? -

****
Раввин из Ижбицы, проштудировав произведение молодого автора, млеет от удивления:
- Ай, ай! Твоё произведение - истинное чудо! -
 - Вы осчастливили меня, равви! -
 - До сих пор мне было известно, что бумага изготовляется из тряпок. А сейчас я вижу, что бывает и наоборот!