13. Возвращение к лугарам. Чревовещание

Раиса Крапп
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЛУГАРАМ. ЧРЕВОВЕЩАНИЕ
       
Снова, как в первый раз, сначала он почувствовал запах. Сегодня боевое охранение было сверхбдительным. Очень скоро Андрея обнаружили и весть об этом, замаскированная под один из звуков джайвы, намного его опередила. Двое воинов повели его, и две стрелы стерегли каждое движение Андрея. Теперь он был осторожен и ни на миг не исчезал из поля их зрения, – совсем ни к чему заставлять их волноваться и совершать непредсказуемые поступки. Чуть позже Андрей обнаружил впереди засаду и, выделив мыслеимпульс Лиенты, сосредоточился на ней, убрал все остальные, знал, что без приказа Лиенты, тем более вопреки ему, действовать никто не посмеет.

Андрей умышленно раскрыл себя – наступал на сухие ветки, с шумом продирался сквозь кусты, хоть рядом шла тропа. Скоро вышел на небольшую прогалину, – именно здесь его и поджидали. На открытом пространстве Андрей остановился, поднял раскрытую ладонь.

– Я приветствую тебя, славный Лиента. Я слышу тебя и твоих воинов. Я вернулся, как обещал, и у меня нет оружия, только твой нож. Я взял его, потому что слабых джайва не щадит, ты сам это сказал. Возьми свой нож, Лиента, я не хочу встречать тебя с оружием.

Андрей наклонился и положил ладонь на рукоять. Мысли лугарина были по-прежнему доступны ему, и он знал, что в это мгновение вождь спустил курок арбалета. Стрела вонзилась в дерево за спиной Андрея. Это была не стрела-смерть, а стрела-предупреждение.

Андрей медленно вытянул из-за голенища нож и бросил его на корни кряжистого дерева, за которым – он знал – стоял Лиента. Усмехнулся.
– Вождь лугаров хороший стрелок. Если бы он захотел, он бы не промахнулся. Но ты правильно делаешь, Лиента, что не спешишь убить меня – нам есть о чём поговорить.

Из-за дерева выступил Лиента, отстраняющим жестом обвёл заросли, поднял нож, молча велел Андрею следовать за собой. Заговорил он лишь тогда, когда они вошли в хижину, расположились на шкурах.
– Говори.
– Я ходил в город. Слышал, о чём говорят юкки, видел крепость, был у горожан, которых загнали в трущобы.
Лиента молчал, не поднимая глаз на говорившего.

– В крепости не зажигают костров, видно, на них нечего готовить. В городе продолжаются аресты и убийства. Около ста человек содержат в подвалах под ратушей. Всё это ты и сам знал или предполагал. Теперь кое-что, чего ты не знаешь. Готовят большой конвой на невольничьи рынки Регистана. Гуцу очень хочет, чтобы в нём были не только горожане, но и вы, люди джайвы. Регистан понимает толк в невольниках, и там чрезвычайно высоко ценят хороших воинов. Вы – охотники, у вас все качества воинов, вы для многого годитесь: для войны, в охрану, а непокорные – для развлечений. Рынок уже знает лугар – за красивых, выносливых рабов наперебой предлагают большие деньги. Теперь там с нетерпением ждут вторую партию. Лиента не поднял головы, только на скулах вспухли твёрдые бугры. Андрей умолк, сожалея, что говорил излишне жёстко – Лиента предполагал, что в той первой партии оказались его жена и сын. Так оно и было. Правда, до далёкого Велькхада, где был главный рынок невольников, они не дошли. Но этого Лиента не знал.
 
– О чём ты молчишь, вождь?
Лиента не сразу поднял глаза, но взгляд его был прямым и пристальным.
– Что хочет услышать чужеземец? Что лугары не ленивые флеминги, которых можно снимать с дерева и складывать в мешок?
– Племя против войска?
– Джайва – просторный дом.
– Будешь прятать свой народ? Что ж, это тоже способ защиты. Вы недавно ушли из  старого стойбища, это хорошо.
– Ты, назвавшийся путешественником... Тебе известно слишком много.

– Я много знаю, Лиента. Даже больше, чем ты думаешь. Особенно теперь, наслушавшись разговоров в городе. А что здесь вы недавно, так об этом мне никто не рассказывал. Но разве трудно отличить старое стойбище от нового? И вот почему хорошо, что вы покинули старое место. Твои разведчики сегодня весть принесут, что из города ушёл большой отряд наёмников. Только никуда они не уйдут. Сделают большой крюк и, незамеченные, переправятся на вашу сторону. У них есть проводники, им известны места лесных поселений. – Лиента не сводил с Андрея испытующего взгляда. – Да, вождь, где искать лугар, им тоже известно, но искать они будут на месте старого стойбища. Имен проводников я не знаю. Отряд выйдет после полудня. На нашей стороне будет завтра. Их много. Но есть время, чтобы предупредить соседей. Место переправы – скала Два Близнеца.

– Что ещё ты хочешь рассказать?
– Что люди в городе надеются на вас. Имя твоё произносят, как слово "надежда". Больше им надеяться не на кого, мужчины убиты, схвачены или заперты за крепостными стенами. В городе, в основном, только беспомощные люди. Что будешь делать, вождь? Забудешь о них, заботясь лишь о своём племени?

Андрей знал, что слова его больно уязвили и рассердили Лиенту, но гнев выдали только заледеневшие глаза. Он заговорил медленно и бесстрастно:
– Ты, чужак, бросаешь мне слова упрёка? Чего ты хочешь? Какое дело тебе, "путешественнику", до наших бед?

– Не гневайся, вождь. Я не собираюсь упрекать тебя. Да в чём упрекать? В том ли, о чём непрестанно болит твое сердце? Если был несдержан, то, поверь, только от желания быть с тобой рядом, чтобы принял ты мою помощь. Не ищи во мне врага. Я вернулся, потому что больше мне идти некуда. Могу я много, воспользуйся этим. Один ты людей не спасешь, а вместе мы станем силой, способной восстать против замыслов Гуцу. Есть путь к спасению, но позволь мне быть с тобой рядом, если не другом, то союзником до тех пор, пока я буду нужен. Я не враг. Словам верить трудно, проверь меня делом.

– Ты ищешь доверия в ответ на ложь?
– Я не говорил тебе неправды.
– Ты не сказал и слова правды. Может быть, Гуцу ходит по улицам города и громко рассказывает о своих планах? Про отряд, который выйдет в полдень. Про конвой в Регистан. Или солдаты обсуждают это на каждом углу?
– Я сказал, что многое могу, что будет полезно вам.

Лиента протянул руку назад, не глядя снял висевшие на столбе сыромятные ремни, провёл пальцем по рваному краю.
– Это?
– Это – малое.
– Что ещё?

Помедлив, Андрей заговорил:
– Твой народ и мой похожи, как братья. Но точно такими мы были очень давно. Деды наши и прадеды заметили, что у человека есть скрытые, запрятанные способности, надо лишь научиться ими пользоваться.
– И теперь вы умеете?
– Да, вождь. Мы умеем, например, слышать мысли друг друга, а для мысли нет преграды и расстояния, Понимаешь, о чём говорю? Вчера в городе мне не надо было никого расспрашивать о планах Гуцу. Я слушал мысли офицеров и солдат.
– Ты хочешь, чтобы я и в это поверил?

Андрей включил ТИСС.

– "Разумеется, в это ты поверишь, ведь твои мысли я тоже могу слышать. И могу послать тебе свои. Так мы можем говорить при помощи мыслей. Тогда не надо быть рядом. Расстояние глушит голос, но над такой вестью оно не имеет силы. Я мог бы прислать тебе весть из города и через меня ты сам слушал бы мысли врагов. Когда твои воины обнаружили меня утром у реки, ты мог узнать об этом одновременно со мной".

Растерянность Лиенты сменилась испугом, смятением...
– Ты... чревовещатель?..
– "Разве ты слышишь меня ушами?"
Андрей выключил ТИСС.

– Не пугайся, Лиента. Я просто умею это и готов служить народу Эрита. Согласись, я буду хорошим разведчиком.
– Ты и вправду... пришёл из далёкой страны?.. – медленно проговорил лугарин, в замешательстве глядя на Андрея. – Там живут такие люди, как ты?..
– Да, Лиента.
– Почему ты хочешь остаться с нами? Почему не вернёшься в свою страну?
– Она слишком далеко.
– Ты молодой и сильный. У тебя быстрые ноги.
Андрей покачал головой.
– Будь я трижды сильнее и быстрее, один я не дойду. Я смогу вернуться назад, если друзья придут мне на помощь. Но им нелегко придётся – они не знают, где меня искать.

Лиента глянул остро.
– Не знают? Отчего своей мыслью ты не скажешь им? Ты сказал – расстояние над мыслью не властно.
– Я не имел ввиду такое, какое разделяет меня и моих друзей. Расстояния бывают разные.
– Но ты был не один? Где твои спутники, с которыми ты путешествовал?

– Не было спутников. Кроме... силы, которая меня сюда принесла. Мы владеем знаниями, а они дают власть над могучими силами. Ты знаешь про силу огня, воды, ветра, но есть ещё другие, гораздо более могущественные. Они многое умеют. В том числе – в короткое время переносить человека на большие расстояния. Это происходит очень быстро, гораздо быстрее, чем летит стрела. И ты прав был – мне не пришлось продираться сквозь дебри джайвы. Но как я мог сказать тебе об этом вчера? Ты разве поверил бы? Решил бы, что я болен головой.

– Почему ты не велишь тем силам унести тебя назад?
– Я здесь не по своей воле. Вспомни, какой своенравной и неукротимой бывает сила огня, и ты поймёшь. Идти мне некуда. Прими меня, Лиента. Я хочу быть с вами и сумею быть полезным. Мы, действительно, любим путешествовать, и я бывал в Эрите раньше, даже язык ваш знаю, ты правильно сказал. Впрочем, как и язык юкки. Я знаю твой народ и люблю его. Случайность забросила меня сюда. Но если мне судьба остаться здесь до конца моих дней, я буду благословлять эту случайность за то, что она выбрала именно Эрит.

– Даже если конец твоих дней не так далёк?
– Надеюсь, на этот раз ты говоришь не о смерти на рассвете? – усмехнулся Андрей. – А если про гибель в бою с юкки, – давай попытаемся выжить.
 Помолчав, Лиента спросил:
– Ты знаешь, сколько воинов выйдет сегодня из города?
– Шесть ордов.
– В какие стойбища пойдут?
– К Итко, Ставру, Иланду. И на место прежнего стойбища лугар.

Лиента встал, откинул полог, прикрывавший вход, долго стоял спиной к Андрею. Тот не торопил, ждал.

– Я не знаю кто ты. Может быть, друг. А может, у тебя совсем другой интерес. – Лиента обернулся, сверху посмотрел на Андрея. – Но ты предлагаешь помощь, и я приму её, будь ты самим Владыкой Ночи.
 
Андрей выслушал молча.
– Ты знаешь, как спасти людей?
– Твои люди сейчас пока в безопасности. Сейчас гораздо хуже положение горожан, о них в первую очередь подумать надо.
– От дум мало проку. Ни Совет вождей, ни старейшины не могли предложить хорошего плана.
– А что скажешь о тоннеле из крепости? Что с ним?
– Откуда тебе известно о нём?

– Это тебя больше всего интересует? – резко спросил Андрей.
– Тоннель затоплен. В него пустили воду из реки, когда туда вошли юкки.
– Что же, строители не предусмотрели таких событий?
– Я не знаю почему воду не откачали, у нас нет сообщения с крепостью. Могу
предположить, что не удалось. Иначе там давно бы остались только воины.

– Расскажи о тоннеле подробнее.
– Начинается он в подвалах крепости, проходит под рекой и наверх выходит на нашей стороне, в джайве. Смотрители следили, чтобы он был в хорошем состоянии, проверяли все механизмы. Оказалось, о тоннеле было известно слишком многим, – искоса глянул на Андрея лугарин. – Когда юкки атаковали крепость, хотели ворваться в неё и через тоннель. Тогда его затопили.

– Расскажи о механизме затопления.
– Об этом я знаю мало. Есть колодец, который соединяет тоннель с рекой. Думаю, что в колодце устроена задвижка. Специальное приспособление позволяет из крепости управлять ею.
– Значит, когда задвижку открыли, она сработала, – вода пошла из реки, так?
– Тоннель так быстро заполнился водой, что почти все юкки остались там.

– А теперь или устройство нарушено, или что-то с задвижкой. Где колодец? К какому берегу ближе?
– Где-то посередине.
– Надо посмотреть его.
– Искать на дне реки вход в колодец? Мне кажется, твоя мысль не слишком удачная.
– Верно, из тоннеля выйти в колодец проще.

– Из тоннеля? – с насмешливым удивлением посмотрел Лиента. – Я похож на рыбу? Может быть, ты надеешься, что в тоннеле остался воздух? Там нет воздуха, тоннель затоплен полностью – только вода и трупы. Трупов очень много, я уже сказал. Они шли туда, как лавина, а те, что обратно выбрались... мы их легко пересчитали.

– В тоннель я пойду. Я умею надолго задерживать дыхание. По крайней мере, доплыть до середины реки и вернуться назад я мог бы на одном вдохе.
– Ты можешь так сделать? – недоверчиво переспросил Лиента.
 
– Я собираюсь сделать это как можно скорее. Время работает на герцога, нам его отпущено совсем мало, поэтому необходимо втиснуть в него много дел. Я не знаю входа в тоннель, тебе придётся дать мне сопровождающего. Не беспокойся, на этот раз я не сбегу. Но если ты на всякий случай захочешь приставить ко мне конвой, пусть будет конвой.

– Я сам пойду, – помедлив, проговорил Лиента. – А пока тебе принесут поесть.
Он направился к выходу.
 Андрей уже заканчивал завтрак, когда услышал приглушённый голос Лиенты – может, ветер переменил направление – лугарин отдавал распоряжения перед уходом.

– ... вдвоём пойдёте в стойбище Стонущих Камней, расскажите Иланду, вы – к Ставру, в пещеры. Идите. Останешься вместо меня, Ланга. Усиль дозоры, три секрета сейчас же вышли к реке, пусть глаз с города не спускают. Прикажи развести сигнальные костры и держи со всеми скорую связь дымами. Всё.
– Ты позволишь говорить, вождь?
– Говори.
– Не ходи с ним, он чужой. Это человек Гуцу.
– Сейчас я уже не уверен в этом.
– Ты знаешь, как они хитры. Они выманят тебя из джайвы, чтобы обезглавить племя.
– Жизнь одного не много стоит. Я – это ещё не племя, – в голосе его прибавилось властности, видимо, он хотел остановить возражения Ланги.
– Позволь мне идти вместо тебя.
– Ты нужен здесь. 

Вылазка к тоннелю - http://www.proza.ru/2015/04/23/955