удачная поездка

Маргарита Школьниксон-Смишко
Роза надеялась не так долго пробыть в Силезии, вернуться до выборов и успеть ещё выступить в Дрездене или Берлине. Но она так успешно выступала  на собраниях в тех местах, куда её приглашали, не чуралась и простой партийной работы (сидела в партийном бюро и принимала рабочих, приходивших за советом или с предложениями помощи в агитации и распространении листовок, писала призывы, распространяла выборочные открытки и т.п.), что её до самых выборов не отпустили. Тамошние кандитаты в депутаты даже ругались между собой: каждый хотел заполучить Розу для себя.
Напряжёный график поездок по городкам провинции был довольно утомительным, но Роза получила и много положительных эмоций. Сердечные встречи начались с самого приезда. Во-первых, это был редактор Бреславской газеты «Народная вахта» Юлиус Брунс, который сразу же потерял от Розы голову. Во-вторых, (или во-первых?)  родные края.  9 июня Роза пишет Лео:

«Главнейшим и сильнейшим впечатлением для меня  была обстановка: поля пшеницы, луга, леса, огромные открытые пространства и польский язык, польские крестьяне. Нет слов, как   всё это меня радует. Чувствую себя, как новорожденная, как будто вновь нашла  основание под ногами. Не могу наслушаться, надышаться здешним воздухом! Вчера мне пришлось около часа ждать обратного поезда в Лешнитц. Так я там забралась в поле и насобирала себе огромный букет васильков с дикими маками. Единственное, чего мне не достаёт до полного счастья, вернее «единственного». Я уже решила, что на «каникулах»  не я в Швейцарию поеду, а ты приедешь сюда (те же деньги), и мы снимим квартиру где-нибудь в силезской деревне, потому что я твёрдо уверена, что ты здесь оживёшь и получишь такое же наслаждение, если увидишь эти огромные пшеничные поля до горизонта (колосья уже стоят выше меня !), луга и коровы,  которых пасёт пятилетний босоногий мальчуган, и наши сосновые леса! И также наши крестьяне, изнурённые, грязные, но великолепная расса!»

Безусловно, эта любовь к Польше и её людям эмоционально окрашивала Розины выступления,  и это, кроме аргументированного описания положения дел, сказалось на успехе у слушателей.

14 июня Роза пишет из Лигница в Швейцарию своим друзьям Матильде и Роберту Зайдель:

«...Вчера здесь у меня было собрание, которое прошло успешно, товарищи подарили мне цветы, хотели чтобы я у них осталась и т. п. Сегодня вечером буду говорить в Гольдберге — тот же округ, что и Лигниц. Нужно впервые завоевать этот округ для социал-демократов.»

С помощью Розы этого удалось добиться.

15 июня Роза пишет Лео из Легницы:

«Дциодциу, я вернулась из Гольдберга и ожидаю поезда в Кёнигсхютте.
Вчера в Гольдберге было замечательно, набралось так много народу, что перед залом у окон стояло даже больше людей, чем вместил зал (партер), они стояли один на другом перед окнами. Товарищи сказали, что ещё не было такого многочисленного собрания. Меня, естественно, приветствовали трёхкратной здравицей за социал-демократию и сегодня утром перед отъездом я получила великолепный букет роз и резеды..»

На обратном пути Роза лично познакомилась с редактором Лейпцигской  народной газеты — Шоенлаком, что ей очень пригодится в будущем. Вот как описала Роза Лео их знакомство:

«Вчера, когда я проезжала Бреслау (без задержки), случайно в мой вагон вошёл Шоенлак! Он был ужасно рад, жестикулировал и, как обычно, без умолку болтал. Он поблагодарил меня на  собрание к выборам в его округе, ему донесли, что было великолепно; он был счастлив, что я приехала и обещал, что теперь в польском вопросе « мы будем совсем по-другому действовать» и т. п. Конечно, он преувеличивает, но он будет мне полезен во всём, чего я хочу. Он мне сказал, что уже год назад хотел пригласить меня к совместной работе, но боялся, что я его неправильно пойму и откажусь. Теперь же он заказал мне статью о значении выборов в Верхней Силезии с нашей точки зрения. Он попросил меня о дружбе, он согласен на любую связь, какую я предпочту, только бы она состоялась; он жаловался, что в Берлине духовно скучает, что я своим знакомством  могу оказать ему большую этическую услугу и всё такие глупые вещи...»

Хотя Роза бесконечно устала, поездка в Силезию во всех отношениях оказалась для неё успешной. А у Лео появилось два конкурента: Юлиус Брунс, по словам Розы, простодушный простой парень, к которому она относилась с симпатией и не могла дать твёрдый отпор из-за его серьёзной болезни, и ителлектуальный Бруно Шоенлак.

на фото Бруно Шоенлак