Туров Александр Григорьевич

Олег Каминский
Родился  24  сентября  1912  года  в  деревне  Макарихи  (ныне  поселок  Кардель)  Хвощевской  волости,  Павловского  уезда,  (ныне  Богородского  района)  Нижегородской  губернии  (Россия)  в  семье  бедняка.  Русский.  С  мая  1924  по  сентябрь  1930  года  трудился  крестьянином,  затем  до  августа  1934  года  работал  учеником  клепальщика  и  токаря,  токарем,  чернорабочим  и  экспедитором  механического  цеха  завода  «Красное  Сормово».  Окончил  3  курса  вечернего  рабфака  при  Сормовском  педагогическом  институте  в  1934  году. 
В  РККА  с  6  октября  1934  года. 
С  октября  1934  по  ноябрь  1937  года  учился  в  9-й  военной  школе  лётчиков  в  Харькове. 
6  ноября  1937  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».   
Служил  младшим  летчиком  в  109-й  истребительной  авиационной  эскадрилье*  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа,  с  ноября  1937  года  по  апрель  1938  года.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  10  июня  по  4  октября  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
Всего  в  Испании  произвел  5  боевых  вылетов,  участвовал  в  4  воздушных  боях.
20  августа  1938  года  в  воздушном  бою  над  Эбро  получил  тяжелое  ранение  в  голову  от  осколка  зенитного  снаряда  и  контузию  при  посадке. 

     «…Глухой  удар  -  и  в  глазах  у  меня  потемнело.  Слабеющим  сознанием  ощущаю,  что  мой  самолет  стремительно  падает  вниз.  Острая  боль  в  голове.  Открываю  глаза,  но  сквозь  очки  ничего  не  вижу.  Сбрасываю  их,  гляжу  на  стрелку  высотомера.  Она  прошла  отметку  2000  и  ползет  вниз…
     Потянув  ручку  на  себя,  прекращаю  падение,  а  другой  рукой  провожу  по  лицу.  Ладонь  вся  в  крови.  Вижу  впереди  по  курсу  два  самолета.  Хотел  было  пристроиться  к  ним,  но,  присмотревшись,  понял:  фашисты!  Взгляд  на  компас  -  черт  побери  -  ведь  я  лечу  в  обратную  сторону!  Развернулся  и  только  теперь  увидел  Эбро  и  знакомые  ориентиры.  Но  доберусь  ли  до  своих?  Ведь  горючее  на  исходе!..
     А  ко  мне  уже  пристраиваются  два  самолета.  Слава  богу  -  наши  «москас»!  Как  узнал  впоследствии,  это  были  республиканские  летчики  с  соседнего  аэродрома.  Они  провожают  меня  до  нашего  Вальса.
     Надо  садиться.  С  хода,  не  делая  расчетного  круга.  Горючее-то  почти  на  нуле!  Шасси  решаю  выпускать  на  планировании.  Едва  успеваю  откинуть  защелку  барабана  на  выпуск  и  уже  приземляюсь.  И  тут  же  теряю  сознание.  На  короткое  время  прихожу  в  себя  от  укола,  сделанного  аэродромным  врачом,  и  снова  проваливаюсь  в  беспамятство.  Сознание  вернулось  лишь  на  третьи  сутки  в  барселонском  госпитале.  Оказалось,  что  осколок  зенитного  снаряда  попал  в  голову,  но,  к  счастью,  прошел  по  касательной,  повредив  лишь  мягкие  ткани.  А  к  этому  прибавилась  и  контузия  при  посадке…» 
     (Из  книги  «Вместе  с  патриотами  Испании»)

После  лечения  в  госпитале,  был  отправлен  в  Советский  Союз.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
3  ноября  1938  года  присвоено  воинское  звание «старший  лейтенант».
С  декабря  1938  по  март  1940  года  служил  старшим  адъютантом  эскадрильи  23-го  истребительного  авиационного  полка. 
Участвовал  в  освобождении  Западной  Украины  с  17  по  28  сентября  1939  года.   
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  января  по  март  1940  года  в  составе  своей  эскадрильи.
С  марта  1940  по  июль  1941  года  был  помощником  командира  и  командиром    эскадрильи  23-го  истребительного  авиационного  полка.
30  июля  1940  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».               
Участвовал  в  Великой Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года. 
Воевал  на  Юго-Западном  фронте.  В  июле  1941  года  был  командиром  отдельной  группы  истребителей  43-й  смешанной  авиационной  дивизии  на  Западном  фронте. 
К  концу  июля  1941  года  произвел  64  боевых  вылета,  участвовал  в  38  воздушных  боях,  лично  сбил  1  До-215,  2  Ю-87,  1  Ме-109  и  в  группе  1  Ме-109.**
29  июля  1941  года  сбил  бомбардировщик  Ю-88,  но  и  сам  был  подбит  стрелком.  При  вынужденной  посадке  на  поле  в  районе  Ярцево  его  истребитель  МиГ-3  скапотировал.  Лётчик  получил  перелом  левого  предплечья  и  повреждение  правой  ноги.  С  августа  по  октябрь  1941  года  лечился  в  1-м  Командном  госпитале  в  Москве. 
После  выздоровления  был  назначен  командиром  эскадрильи  352-го  истребительного  авиационного  полка  Средне-Азиатского  военного  округа,  в  котором  служил  до  апреля  1944  года. 
С  1  мая  1944  года  по  конец  войны  был  инспектором-лётчиком  по  технике  пилотирования  273-й  истребительной  авиационной  дивизии.
В  боях  за  освобождение  Беларуси  с  24  по  30  июня  1944  года  произвел  14  боевых  вылетов  и  в  трех  штурмовках  уничтожил  до  10  автомашин,  до  15  повозок,  3  паровоза  и  1  бензоцистерну. 
29  июля  1944  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
Воевал  на  1-м  Белорусском  фронте.  В  боях  над  Польшей  и  Германией,  совершил  ещё  51  боевой  вылет,  участвовал  в  7  воздушных  боях,  лично  сбил  2  самолета  и  в  группе  3  самолета. 
Летал  на  истребителях  И-16,  И-153,  МиГ-3,  Як-1,  Як-7,  Як-9  и  Р-39  «Аэрокобра».
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  115  боевых  вылетов,  участвовал  в  45  воздушных  боях,  сбил  10  самолетов  (6  лично  и  4  в  групповых  боях).
После  войны  продолжал  служить  на  различных  командных  должностях  в  авиации. 
23  марта  1949  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
С  декабря  1950  года  по  ноябрь  1951  года  учился  на  Липецких  курсах  усовершенствования  командиров  полков.
С  января  1952  года  по  апрель  1958  года  командовал  636-м  истребительным  авиационным  полком.
30  декабря  1952  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
Имел  общий  налет  1156  часов  в  воздухе.
Уволился  в  запас  11  апреля  1958  года  в  звании  полковника. 
Трудился  на  Киевском  авиазаводе  им.  Антонова. 
Проживал  в  городе  Киев  (Украина).
Умер  22  марта  1983  года. 

Список  известных  воздушных  побед  А.  Г.  Турова:
27.06.1941       1           Ю-88               Западный  фронт                лично
22.07.1941       1           До-17             Западный  фронт                лично
23.07.1941       1/гр.     До-17                Западный  фронт                лично
29.07.1941       1           Ю-88                Ярцево                лично
11.03.1945       1           ФВ-190            Фрауенхоф                лично
11.03.1945       1           ФВ-190            Клебов                лично

Награжден  тремя  орденами  Красного  Знамени  (22.02.1939,  30.07.1944,  30.12.1956),  орденом  Александра  Невского  (15.04.1945),  орденом  Красной  Звезды  (15.11.1950),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  освобождение  Варшавы»,  «За  взятие  Берлина»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»,  «20  лет  Победы».

Примечания:
*     По  другим  данным,  в  4-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  28-го  истребительного  авиационного  полка.
**     Данные  из  личного  дела,  которые  не  совпадают  с  данными  официальных  воздушных  побед.