Юрий Фингарет. Воспоминания о первых авианаводчика

Леонид Москаленко
    С 1971г я служил в ГСВГ на должности командир АЭ и летал на МИГ-21.В 1974г я списался с лётной работы, увольняться не стал т.к. квартиры не было в союзе и пошёл дослуживать во вновь созданную структуру- Центр боевого управления начальником группы боевого управления.ЦБУ был создан для с находящейся в первом эшелоне наступления сухопутной или танковой армии при командующем для взаимодействия с ним и нач.ПВО вопросов применеия авиации и управления ею на этапе наступления.Нач. ГБУ вместе с ОБУ - при командире МСД наступающей в первом эшелоне.Рук.состав ЦБУ состоял из бывших лётчиков,кроме ПНЦ,который управлял по РЛС П-40.
      
      Мы много уздили по учениям и успешно отрабатывали стоящие задачи.Иногда ОБУ направляли к командиру МСП в роли авианаводчика.
      
      В 1977г в должности зам.нач.ЦБУ я уехал по замене в Ташкент.Там ЦБУ было в 2 раза меньше-кадрированое.
      
      В 1979г в конце года я был в отпуске.По прибытию в Ташкент узнал,что наш ЦБУ 2 недели как в Термезе.В мобплане ТУРКВО было заложено развёртывание на базе округа 40армии,что и было сделано.Мой шэф передал мне записку , чтобы я прервал отпуск и срочно прибыл в Термез. 25.12 я был в части, а 26.12 наш ЦБУ вместе с сух.войсками перешли границу.По ходу нашего продвижения нас остновили в Поли-Хумри где было развёрнуто зап.КЛ 40А.Нам придали БТР с зам.нач.ЦБУ и ОБУ с ЦБУ Львова,которых перебросили по воздуху в Термез.В Кабул в полном составе вместе с техникой на АН-22 было переброшено ЦБУ из Одессы.
      
      Первые 2 недели было тихо и спокойно.В середине января афг, арт.полк,который находился в 50км от нас взбунтовался.Были убиты наши советники.Для его усмирения были направлены войска и авиация.Там впервые были задействованы авианаводчики.Был задействован львовский БТР и присланные с Кабула 2 а/наводчика.Операция прошла успешно,полк усмирили,зачинщиков расстреляли.Авианаводчики ,зам.нач.ЦБУ и ОБУ со ЛЬВОВА награждены орденами.Фамилию помню только одного - Мусин.
      
      В конце января приказом ГК ВВС я получил назначение в КАБУЛ.
      В начале февраля я прибыл в Кабул.ШтабВВС располагался недалеко от дворца Амина.Жили мы в недостроенной афг.казарме.Бабочка КП была развёрнута во дворе.Командующий,его зам и НШ в основном были у нас на КП..Морозы стояли под 30*.Каждый день прибывали офицеры,которые заменяли офицеров штаба ВВС Туркво.С Дальнего Востока прибыл командующий-ген.-м-р ЛЕПАЕВ Б.А.,его зам-п-к ШПАК В. и НШ из Польши- ген.ПАШКОВ С.М.Наше КП имело приставку ЦБУ и появилась впервые в ВВС должность - авианаводчика.На эту должность из частей прибывали офицеры боевого управления,которых учили наводить самолёты по РЛС.Порой под эту суматоху части избавлялись от неугодных.Со всеми АН я находил время для беседы.
       К этому времени те АН,которые прибыли в начале января побывали на операциях и приобрели опыт.С вновь прибывшими я организовал занятия по управлению авиацией на поле боя,радиообмену и т.п. что необходимо для работы.Из 40 АН только 1 бывший лётчик.Для вновь прибывших я организовал стажировки - ходили с опытными . Всё это дало положительные результаты.за 1год и 4 м-ца пребывания нач.КП - потери составили 2 АН. В конце февраля при переправе реки в р-не Файзобада перевернулся паром и утонул л-нт Горбань. 27.5.80г в р-не Джелалабада погиб ст.л-т Шевчук В.В.Оба посмертно награждены орденами боевого Красного знамени. Летом 2005г я был в афг. госпитале в Пущей Водице.За одним столом я оказался с отцом Шевчука.Он участник прошлой войны,полковник.Это был их единственный сын,потерю которого они тяжело перенесли.В Чернигове отец создал Союз ветеранов Афганистана и долго его возглавлял.О сыне им написано несколько книг, которые он мне прислал.Это: "Неоконченная война"(воспоминания о сыне); "Судьба с афтографами войны": "Чернигов-Тирасполь-Афган"(стихи сына и его почитателей). Отец розыскал солдат,которые были рядом с сыном на операции.Они подробно описали как погиб сын и его радист. 5 минут назад я позвонил в Чернигов отцу.Он обрадовался и пообещал выслать диск с воспоминаниями и написать сайт интернета. Раненные были,но мало и легко.Был АН,который за 1 бой получил 3 пули навылет в мягкие ткани.На операции его я больше не посылал.У нас постояно в аэропорту находилось 2 АН исполяли роль диспетчеров.Там он просидел до замены. Со прибывающими по замене я беседовал индивидуально.В середине 80г прибыл АН в глазах которого был безумный страх.Он сразу меня стал слёзно просить чтобы я его определил в Джалабад на П-40,которая там стояла и была бесполезная.Я его пожалел,не стал брать грех на душу и определил в Кабул.Месяца 4 он там пробыл,хорошо освоился и начал заниматься бизнесом,перепродавал водку, ездил в город и т.п. С Кабула он был заменён.Ему я сказал , что вместо его на операцию ходили другие, а ты в это время развлекался- иди воюй.Страх прошёл и он нормально ходил с войсками в походы. Был у меня па КП - АН л-т Пузанов.В конце 80г на операции в р-не Джеллалабада в конце дня прилетела пара Ми-8 за ранеными.Ведущий сел, ведомый барражаровал.В радиообмене Пузанов сказал что постреливают.В ответ л-к сказал: Наведи,я по ним врежу.Ми-8 был в развороте. АН хотел сказать: Где огонь там наши. А сказал: Огонь,огонь.Л-к вывел из крена и пустил залп С-5. А к концу дня развели костёр наши и афганцы.Л-к попал на "отлично" - около 10 убитых наших и более 10 афганцев. Прокуратура 3 раза заводила уголовное дело на л-ка и Пузанова.Каждый раз дело не двигалось и их не судили. На операцию Пузанова я не посылал и он чувствуя свою вину,начал бухать, дойдя до одеколона. 22.2.81г звонит мне особист и говорит,что Пузанова поймали часовые-он пьяный лез через забор с кишмышовкой.Я взял у НШ 2 записки об арестовании на 5 и 7 суток,посадил в БТР зама(Сподаренко) т.к. в Кабуле было не спокойно и он отвёз его на губу.Через 3 дня Пузанов появился , поблагодарил меня за арест, сказал что всё понял и больше пить не будет.Я ему поверил и он исправился.С отделом кадров в Ташкенте я согласовал его перевод на ПН в р-не Красноводска.Позже я его встречал, он нормально продолжил службу в Каршах.Вот такая не очень хорошая история. На протяжении полутора лет часто были моменты,когда все авианаводчики находились в войсках.Иногда приходилось брать лётчиков из частей ,участвующих в операции. В середине 80г АН из Джамбульского вертолётного полка, участвуя в операции, радиостанцию Р-809 чтобы не нести,повесил на ишака.Развед. рота попала в засаду.Когда началась стрельба ишак с радиостанцией убежал и АН остался без связи.Вертушки не были вызваны и почти вся рота погибла.Тремя АН-12 мы убитых увозили в союз. После операции АН прибыв и доложив ,отдыхали.Иногда из-за нехватки людей, даже без отдыха, снова шли в войска.На отдыхе часто бухали. Командующий ВВС, заходя на КП или по телефону, спрашивал, когда я приведу в порядок своих АН. Я ему отвечал, что насмотревшись на операциях кровь, убитых, раненных у них нарушена психика и им нужна разрядка. Однажды,получив информацию, что в модуле бухают я своего зама отправил навести порядок.Он забрал бутылку и пошёл её бить.За ним с гранатой в руке АН шёл и требовал вернуть бутылку.