Голубой песец

Юрий Файнштейн
    Случилось мне ехать по делам в один из самых северных городов Советского Союза. В то время я и не предполагал , что этот город, уменьшенная копия Ленинграда, - вскоре станет родным на долгие годы,любимым на всю жизнь, а время,прожитое в этом суровом краю, навсегда останется в памяти, как самое счастливое. Хочу предупредить Вас уважаемый читатель, что всё о чём Вы прочитаете в этом рассказе, правда, все персонажи - настоящие, названия улиц и магазинов подлинные для того времени.. И случай этот имел место быть В общем всё правда, как на духу... Итак, случилось мне ехать из одного самого южного в один из самых северных городов, по вопросу возможного в будущем, трудоустройства. Я неспроста подчёркиваю географию описываемого, потому как именно в этом-то кроется причина случая, или как сказали бы юристы, причинно-следственная связь. Короче говоря, нужно было съездить. Надо сказать, что ехал я не на пустое место, а к очень близким людям. Можно сказать родственникам, живущим в Норильске уже больше десяти лет и по тамошним меркам, считающимися старожилами. Моя мама и Элла( норильчанка )знали друг-друга с детства, часто говорили по телефону и, зная оснабжении Норильске из первых уст, мама вручила мне 50 рублей и поручила купить для неё шапку из "голубого" песца, что не было проблемой в Норильске. Кстати, в последующие годы я на Севере  видел много песцов, но так и не понял за что их прозвали "голубыми". По моему с ориентацией у них всё в порядке. Ну да бог с ними. с песцами ...
    В общем полетел, прилетел, поцелуи, обьятья, застолье, гости нужные, знакомства, мороз  -40, на улицах полно людей, яркие магазины, рестораны, автобусы, специальные фонари, пробивающие любой туман и, наконец Ленинский проспект, где и находится магазин женской меховой одежды "Ярославна", который я должен посетить завтра, на предмет покупки шапки из "голубого" песца.
     Как выяснилось за ужином, директриса "Ярославны", приятельница Эллы.
  - Ну, вот и славненько. Эллочка, ты позвони ей пожалуйста, скажи что приду мол, что нужно шапку, ну в общем ты знаешь что сказать, ты же наша, Ташкентская.
    Да, я-то Ташкентская, только здесь не совсем Ташкент, вернее совсем не Ташкент.
А позвонить позвоню, мы и так почти каждый вечер болтаем. Да и о тебе я говорила.
   - Короче. Магазин открывается в 10. Проснёшься, позавтракаешь и вперёд. Остановка рядом, выходишь через одну и ты на месте.
    В магазине всё просто здорово! Красивые витрины, чисто, светло, тепло и тихо. Работницы в красивой униформе, с карточками на груди, сообщающими кто перед вами.Согласитесь что для советского магазина образца 70-года это было не совсем обычно. Позже, я имел возможность убедиться и во многих других особенностях Норильской торговли. И заметьте, уважаемый читатель, речь идёт о городе за 69 параллелью Северной широты, то есть за Полярным кругом. 
   Но, это уже тема другого рассказа.
   -А не подскажете уважаемая, где я могу увидеть директора? - обращаюсь к первой же униформе.
 Директриса, о которой я уже знал от Эллы, оказалась очень эффектной женщиной, спокойного возраста. Она разговаривала с кем-то у кассы, но заметив мои вопросительные гримасы, двинулась мне навстречу. На ней тоже было накинуто что-то, цвета униформы, только более элегантное и на карточке было имя и отчество.
  - Здравствуйте, Наталья Ефимовна! Как у вас красиво и уютно. Я от Эллы. Она говорила с Вами .. .
  - Да, да, помню. Вы из Ташкента, и Вам нужна шапка песец для мамы. Так что? Выбрали?
  - Да нет, пока. Я только что вошёл.
  - Так,пожалуйста, проходите, выбирайте. Они выставлены вон там на большом прилавке. Обратитесь к продавщице. Она поможет Вам выбрать размер и хвостик. В общем, всё что нужно. Размер Вы знаете, я надеюсь - говорила она, отходя от меня в сторону кассы, где у неё было что-то недоговорено.
  -Да, размер я знаю, но..
  -А в чём проблема? - в голосе директрисы послышались нотки учтивого раздражения.
 А мне было непонятно. Я ведь не просто, какой-то простой покупатель, вроде как с улицы,вроде как, неизвестно кто. Я  с в о й! Я пришёл по звонку. От подруги. Какая продавщица? Какой прилавок? Она что - не понимает? Или, хуже того - нас здесь не уважают? Так бы подумали мои земляки.
 Я забормотал, что-то невнятное. Знаете, так бывает - рот уже откроешь, а что сказать, ещё не решил. - Э-э-э..  Да-а,.. Элла звонила Вам.... Ну, как-то... Что-то выбрать.. . Посмотреть, получше.. Может быть.. ээ.. - мямлил я растерянно, а она вдруг развеселилась.
  -Да-да-да ! Ну как же я могла забыть! Эти ваши азиатские блатные замашки, ( Будто только наши). Да, поймите! Это не тот случай! Вон они, эти шапки, лежат на прилавке - бери не хочу! Хоть всю Вашу родню Ташкентскую, песцом закидай. 
-Ой, да что я, Оля! - остановила она спешащую мимо "униформу". Послушай. Проведи пожалуйста, этого молодого человека в подсобку и выложи на стол мешок песца.
  - Наталь Ефимна!  Да на кой в подсобку, когда вона! Все полки завалены этими шапками. Да и люди меня в отделе ждут.
  - Оля, делай что я сказала. Выложи песца и иди по своим делам.
 И директриса повернулась от нас, показывая своим видом, что вопрос закрыт.
    В подсобке, Оля подняла на длиннющий покрытый пластиком стол, очень большой но очень лёгкий мешок. Вытряхнула из него штук 50 шапок, что - то буркнула и ушла.
Выбрать оказалось непросто. Шапки действительно были очень красивые и очень одинаковые. Но, как выяснилось уже дома, с этой частью задания я справился.    Остальные запихал обратно в мешок. Мешок поставил в угол и тут в подсобку быстрым шагом вошла Оля и, бросив в мою сторону "как дела", достала с полки какую-то коробку и направилась к двери.
  -Всё в порядке. Спасибо - говорю я, и протягиваю ей мамин полтинник.
Не обращая внимания на деньги, Оля взяла выбранную мной шапку, повертела её перед яркой лампой, потрясла легонько и посмотрела на ценник.
  - Да не за что. Вы, пройдите в кассу, уплатите 37.50!!! и принесите мне чек, а я пока вам упакую.
Ну, а дальше я и сам знаю, что и как делается. Я получаю в кассе сдачу с маминого полтинника 12.50. 2.50 кладу в карман, а чек, с приложенным снизу червонцем, несу Оле.
 На прилавке уже лежит моя покупка. Я, протягиваю руку за шапкой и подаю Оле чек с "благодарностью". Она-то, вроде как и взяла машинально, а потом держа в одной руке чек, а в другой деньги, спросила :
  -А это что?
  -Это Вам -говорю.- Спасибо, - говорю. Ну и, вроде как застёгиваюсь, прощаясь и не выключая с лица приятного выражения, ищу глазами директрису. ..
 И тут вдруг! С вами были такие случаи ? Идёте, к примеру, по тихой улице. Задумались о чём-то, о своём. И вдруг позади Вас, ну вот совсем за спиной - пожарная машина включает сирену! Нормально да? Вот такое же чувство я испытал повернувшись к выходу. Это мимо меня, держа в одной руке чек, а в другой "благодарность", пронеслась Оля! Не затормозив перед закрытой дверью "ДИРЕКТОР" и не выключая сирены ,она принялась выкрикивать какие-то слова! При этом, образовав моим червонцем, сквозняк перед лицом Натальи Ефимовны и указуя на меня, красно-потно-остолбеневшего, перед распахнутой дверью. Постепенно стал проясняться смысл слов, плохо слышимых из-за максимальной громкости..
  -..вы давно!!. вы хотите!!.  моё место..!! с первого дня!!. ищите за что..  !! И, после вдох-выдох-вдох, уже в другой тональности :
  -А теперь! Энтого подослали!!  Я сразу поняла..!   Шапки! Шапки грит покаж!  Энтому!!  А!! Какие блин шапки?! Какой блин песес?! Чего покаж!, когда их вона сколько!! А оно вон чево!! Энтот-то!. Он мне денег хотел подсунуть!. А!! Что? Не вышло, да?! Думали промолчит Олька!!, позарится на червонец ваш поганый !!,-тут мы её за жопу-то и возьмём!!  А!?  Не вышло, да!? Не пролезло у вас? А? Не пролезло?!!..
  При последних словах, этого содержательного монолога, Наталья Ефимовна встала, обошла свой стол, не останавливаясь, но и не спеша, выдернула из Олиной руки мою "благодарность" и подойдя ко мне близко-близко, просунула червонец мне под шарф обёрнутый  вокруг шеи, где он и прилип к мокрому подбородку. Затем, взяла у меня из рук, упакованного в фирменный пакет песца, ткнула им мне в лицо - отчего мой пожилой кролик сполз мне на глаза, а покупка упала на пол, и проговорила страшно-спокойным голосом:
 - А ну, брысь отсюда! Говнюк! И передай своей Эллочке..  Хотя  нет,лучше я сама...
 Ну, дальше всё просто. Под звуки уже нескольких сирен, вперемежку с барабанным боем, очень бодрым шагом, но и с гордо поднятой головой.Чтобы видеть куда иду.   И ,с торчащим из меня червонцем, я покинул поле брани с красивым именем "Ярославна"
   Шапка оказалась впору и очень понравилась маме. Мама носила её много лет. пока голубой песец не пожелтел.

  ЮРИЙ ФАЙНШТЕЙН  КАЛГАРИ 2012