Потерянный облик человека

Жайлыбаева Нурсулу
ПОТЕРЯННЫЙ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА

Обретая денежный облик, люди теряют облик человека — свой моральный облик, нравственные качества.
Стало быть, человеческая жизнь для людей в рамках денег уже становится недосягаемой. Я хочу в глубине души порядочности, мечтаю о нравственности. Но быть им сам не могу, так как система требует обратного. Отсюда и недосягаемость. И для бедных, и для богатых. Мораль предыдущих поколений, нравственность, дававшие каждому облик человека, становятся недоступными. Заметьте, дети о них уже понятия не имеют. И это говорит лишь о том, что мы лишь стремимся к лучшей жизни в идеале, но еще не знаем, как ее создать в человеческом облике, когда нашим обликом являются деньги. И отсюда не удивительно, что мы не имеем даже элементарного понятия, куда идет наш мир и что нас ждет впереди, если учесть, что мы идем «к эре денег». Отсюда и судите, насколько нас ослепили деньги. В деньгах наша жизнь превратилась в своеобразную опасную игру, на каждом шагу угрожающую нам, игру, обесценившую человека. Говорят о «потерянном поколении». Но какое поколение нашло себя, чтобы говорит так? И в чем это выразилось?
 
И, по-моему, мы не случайно возвращаемся к Богу после того, как все были атеистами в советском обществе. Мы никогда не были такими бессильными, как сегодня. Религия же сегодня является единственным способом понимания, дающим людям ясно понять и почувствовать, что они стоят на краю пропасти, и она обращает внимание на все превратности нашей жизни, подрывающие основу нашего существования. Ни одна другая форма мышления, по моему, сегодня не способна воспринять реальную угрозу, которую миру несет богатство, воплощенное в деньгах. С другой стороны, ни одна форма мышления не обращает столь упорно наше внимание на существование и проявления человеческого духа и его способности постигать сущность мира в его собственно человеческом проявлении. Только люди, обретающие дух, становятся людьми, соединившись с Богом, который живет в нас же, в то время как деньги – факт чисто внешний, связывающий нас только с внешним миром и тем делающий нас рабами вещей. Так рассуждают истинно верующие люди. Религия всегда противостояла аморальным проявлениям жизни. И для нас здесь ценно то, что она обращает наше внимание на духовные проявления нашей жизни.

С другой стононы, люди, сами того не сознавая, действительно теряют человеческий облик своей жизни — моральные, нравственные представления, причем именно во власти денег. И религиозные представления на время заменяют этот его облик.
Людям отсюда только близко именно стремление Бога очеловечить мир против той бесчеловечности, которую людям несет жажда обогащения. 

Человек на протяжении тысячелетий жил в рабстве, и ту самую совершенную жизнь, о которой он мечтал, он создавал в своем воображении и от одной эпохи к другой совершенствовал ее. Представления же людей о будущем, воспроизводившиеся в мистической форме, как самое идеальное совершенство воплощались в идее Бога. Имея именно такое будущее перед собой и завершение каждой конкретной жизни, непременно предполагающее представления о райе или аде, люди верили в бессмертие души. А разве сегодня люди верят в полное исчезновение человека после его смерти? Ни одна наука до сих пор не убедила людей, что их жизнь имеет смысл без потусторонней жизни. Без него человеку просто трудно было бы покидать этот уникальный и неповторимый белый свет. И идея Бога является идеальной опорой духовной, внутренней жизни человека. Стало быть, она отражает внутреннего стремления человека к высшей форме жизни – к свободной жизни духа, не порабощенной внешними фактами. А денежное рабство – это, как уже было сказано, самая удивительная форма рабства, которую когда-либо изобретало человечество и из которой оно уже никогда не выйдет, не уничтожив этих денег. И как здесь не поклоняться могуществу Всевышнего, подводившего все развитие истории к этому порядку вещей и все предусмотревшего за ранее, отметив даже детали нашей жизни: и если люди этого не сделают сами, сознательно руководствуясь своим разумом, то за них это сделает Всевышний. И тогда людям действительно «не поздоровится».
Раньше над людьми как грозная сила стояла целая система административно-командных отношений, контролировавших каждого. Сегодня он освободился от них. И государство каждого предоставило себе и заняло позицию «невмешательства». И это уже людям не понравилось. И они надрываются, кричат, во всех своих грехах обвиняя теперь государства. А государство еще больше становится «безразличным». Государство «в отчуждении», и разрыв между государством и гражданами растет, увеличивая между ними пропасть.

Но вот что странно: тот факт, что люди теперь оказались во власти денег, которые людей делают так же, как люди делают деньги, сегодня никем так же не воспринимается. Может быть, 16-20 лет жизни «рыночной экономики» недостаточно для того, чтобы задуматься именно над этим фактом, лежащем в основе нашей жизни?

Деньги случайно ли становятся самой могущественной силой, а государство, напротив, впервые «обессилило»? В механизмы функционирования государства впервые вклинились деньги. И этот факт резко изменил и механизмы его работы. Только в бессилии обман становится правилом. Просто мы не привыкли размышлять в этом направлении. Но в действительности точно так же, как только вчера для нас общественной силой было государство, сегодня эту силу приобретают деньги, и они как настоящий рок стоят над нами и в нищете и в богатстве. И эксплуатация, воспроизводившаяся на основе товарных отношений,  сегодня сменилась просто денежными отношениями, в которых, как в средних веках, каждый вдруг может стать нищим и гнуть спину на других. Тем самым она приняла просто дикую форму. Давайте вспомним историю, хотя бы из школьных учебников. Раньше низвергали государство, чтобы получить свободу, а теперь государства только критикуют за беспорядок, обвиняя его во всех своих грехах. Следовательно, раньше совершали революцию, чтобы изменить систему. А сегодня, как в средних веках, призывают всех к бунту, чтобы сменить президентов (В России дворцовые перевороты были частыми, но их результатами пользовались представители господствующих классов. И они меняли всего лишь расстановку сил, а не систему. В этом смысле революции могут стать обычным делом. В том же смысле, в каком понятие революции использовали классики марксизма, революции исключены. Мы обречены только «на дворцовые перевороты).

Но разве в том, что мы опутаны деньгами, виновато государство? Разве государство само не запутывается в деньгах? Разве смена одного президента другим когда-либо изменяла систему и ее организацию? Дворцовые перевороты были всегда, и они всегда делались не в интересах народа, а в угоду отдельным людям, стремившимся к власти. Может быть, используя силу государства, люди разрешат эту проблему сознательно? В этом смысле, бесспорно, что каждый народ должен избрать демократического правителя, способного воспринять передовые идеи и тенденций нашей эпохи. Но, по-моему, государство как таковое уже никогда ничего не сделает для людей, чтобы каждый человек был счастливым. Может быть, ал-Фараби фантазировал, выдумав «разумного правителя»?

Сегодня именно в деньгах, воплотивших в себе не только всеобщее богатство, но и всеобщую власть,  общественная сущность человека отчуждена от него и противостоит ему самому. А дух его становится и развивается в борьбе с этой таинственной и неотвратимой силой, принимающей мистическую форму только в бессилии человеческого мышления. Мифы сегодня создают не только люди, но и общество, неожиданно оказавшееся в кризисе. Мифотворчество характерно всему Западу. Мы просто успокаиваем себя мифами, не понимая сущность своих взаимоотношений друг с другом, которые как раз построены на деньгах. Ведь и в государственном управлении работают такие же люди, как и все, и никто их не убедит, что они должны иначе относиться к деньгам, чем «простые смертные». Рыночная система есть именно определенная система, которая воспроизводится, и отдельные лица здесь не причем. Хотя их активность могла бы благотворно повлиять на ход развития общества (в данном случае она стремительно ведет общество в нисходящем направлении).