Поминальная неделя

Зоя Агаева Десницкая
 





Такая холодная неделя выдалась  в Киеве в эти поминальные дни.  Обычно,  богатый разнообразными  цветами   рынок,  не радует: Поникшие  нарциссы,  замерзшие и  высохшие веточки сирени,   нераспустившиеся бутоны  тюльпанов и  увядшие    букетики  лесных и луговых цветов-  вызывают  жалость и  огорчение.   В  воздухе сыро, холодно, неуютно.
     Поминальный  день на  городском  Байковом  кладбище  выпал на рабочий день.  Оно  находится в центре  города  и добраться до него,  из за многочисленных пробок на дорогах,   можно только на метро.  Плотный поток   машин и людей в одну  и  в другую сторону.
       Мама с подругой и восьмилетним сыном  идут на кладбище в общем потоке.  Послеобеденное время немного теплее  из- за   только что  выглянувшего солнышка.    Идут   молча,  думая о чем то своем.  Рядом    доносятся    обрывки слов      «… о  капризах погоды»,  «…о ценах на продукты»,  «… о войне, которая никак не закончится»,  «…. о цветах,  которые теперь тоже намного дороже, как и продукты питания »  и   «… об искусственных цветах, которые церковь не рекомендовала  приносить на кладбище»  .
        Широко раскрытые ворота кладбища     пропускают      и машины и людей и, кажется,  что этот поток нескончаемый.  Солнце освещает территорию  ярким светом ,   как  будто демонстрирует   повсюду умытые памятники,   ухоженные   зеленые  газоны и    недавно  рассаженные  цветы вокруг  всей территории.
        Они подходят к своему месту.  Раскладывают инвентарь, сумки  и пакеты на  самодельном деревянном столе .
       -  Мама ,  смотри, к  папе  кто то  приходил  сегодня!  Здесь  и цветы и  не догоревшая  свечка !
         -  Да,   да,  знаю,-    задумчиво  отвечает  мама, пытаясь  достать из   хозяйственной сумки пакеты с землей, купленные накануне в «Новой линии».   - Это дядя Толя, папин армейский друг. Он приходит к папе на все  праздники.
       -Он что не работает?-       удивленно спрашивает подруга.-   Где то рядом живет?
       - Работает и живет   в соседнем   микрорайоне .     Никак не может смириться с потерей близкого друга.  Говорит, что  ему очень важно  сюда прийти и поговорить с другом …
    -  Посмотри,  посмотри на сыночка!
       Мальчик ,  встав  коленями на вьющиеся растения,   тянулся к  мраморной плите  и  аккуратно   стирал пыль с  красивого лица отца. Стараясь не особенно навредить  растениям ,   не двигаясь,   он прижимался локтями к холодному камню , чтобы  достать  до  каждой  буквы  имени , впечатанной  на камне.  Затем ,  с трудом поднялся с колен и,  засунув  запачканную  руку в карман куртки, достал   оттуда    самодельный конвертик.  Снова   опустился на корточки и   положил   его на угол  плиты,  закрепив  конверт  крепкими ветками растений.
     -Что   там ,  интересно,  в конверте?-   удивленно спросила подруга.
     - Раньше он приносил отцу  рисунки.    Заранее придумывал  тему и ночью, перед сном, старался  раскрасить  работу  и  склеить конверт, чтобы, после школы,  мы  дома не задерживались.   А теперь он научился писать, я думаю , он с отцом  делится  какими то своими секретами.  За эти два года он повзрослел, стал более рассудительным и… стеснительным.   
 -Интересно , о чем он пишет?
  -   Я и так знаю, о чем он написал.   Каждый вечер, перед сном ,  сын  вспоминает отца.  Не специально. Просто рассказывает историю пройденного дня, а потом связывает ее с воспоминанием об отце. Вчера, например,  он мне рассказывал, что в классе у нескольких его  друзей  по два папы. Один - родной,  живет  в другом  городе , а другой - дома.   С родным папой  видятся редко ,  в  основном,  на каникулах, а  с не родными-   совсем не  весело. А вот у него папа был один. И хотя его  с нами   нет,  он все равно - с нами.
      -Как это?!
    - Знаешь , когда   остались одни,  мы не могли смириться с потерей.  Его отца в нашей жизни было так много, и мы постоянно были неразлучны, а тут -  его нет.  Первые полгода уходили из дома на весь день туда,  где любили гулять  все вместе.  Было невыносимо находиться в пустой квартире. Мы туда приходили только спать. А потом  ребенок пошел  в школу , и мы выбирались  в любимые места семьи только по воскресеньям.   Всегда  вспоминали  что то интересное.  Заходили в монастыри, церкви, соборы, чтобы поставить свечку и помолиться за него.  А потом,  со временем , пришло понимание, что мы никуда не убежим.    Он постоянно  у нас   в сердце.
   Например, каждый день,  когда   идем  в    школу , то    проходим   через двор,  где    папой высажены    фруктовые  деревья. И  мы обращаем на них внимания.  Замечаем капли серебристого дождя на голых веточках ранней весной, и появление первых листочков,  и первые плоды,  словом, много всего,  что  напоминает нам о нем.  Одинаково  тоскуем по тем нашим местам в лесу, где собирали березовый сок  и  только распустившиеся  цветы -первоцветы . И думаем:  как эти  леса, парки,  дороги    без нас?  Так же тоскуют?  Ведь мы с самого рождения  сына проводили время только в зеленой зоне.  Ребенок там вырос,    наблюдая  за мурашками  ,  жуками,  белочками и  птицами.  С раннего детства собирал себе в маленькую корзинку лесную   землянику, малину , учился  правильно срезать грибы с грибницы.               
     Дома,  они с отцом рисовали картины  красками,  карандашами или гуашью.  Кто что увидел интересного.  Так , со временем,   сын   научился неплохо  рисовать.  А еще вместе они  ремонтировали  машину ,  разбирали   дверные замки и часы -  вот теперь все это постоянно  вспоминается.
        Недавно, кстати, он разобрал  замок от входной двери. Мы не могли закрыть дверь ,  я собиралась вызвать мастера, и пока искала  его  телефонный номер,   сын   уверенно   отвинчивал болты от замка отцовскими инструментами.   И я не знала радоваться или плакать из-  за того , что   восьмилетний ребенок  починил  дверной    замок.  Наверное,  все дети,  особенно мальчики, потерявшие  своих отцов,  рано становятся взрослыми.
     - Не скажи. По  всякому     бывает.  Столько примеров  вокруг и около,  даже не хочется это обсуждать.
          Солнце садилось за горизонт, когда   они собрались уходить.  Там, вдали,  дымились заводские трубы, жилые кварталы  зажигали   огни  в помещениях.  Для людей, которые обязательно туда вернутся.  А те, кто уже никогда  не  вернется домой ?   Говорят,  существует закон сохранения энергий и никто и ничто не исчезает бесследно.  А вот понять ,   насколько велика потеря,  можно лишь спустя время.
    
    




   



т