Спородробилка

Константин Богачёв
Словам, что истина в спорах рождается,
Не верьте, друзья мои, никогда.
В спорах рождается лишь вражда,
А истина в страхе от них скрывается (Э. Асадов)
Они обложили нас со всех сторон.  Они повсюду. На телевидении, в интернете, в газетах, в кругу ваших близких – вся окружающая действительность пропитана этим кошмаром. Спорами. Я, да и многие другие люди когда-нибудь да занимались этим «грязным делом». Как же они влияли на окружающих меня людей?  Нужны ли они?
Ещё задолго да того, как я прочитал книжку Карнеги, автобиографию Франклина, я относился к спорам довольно скептически. В школе, услышав древнее изречение «в споре рождается истина», я подумал, а так ли это на самом деле? Однако, я как-то избегал спорить, и не проверял сие высказывание.  Уже в университете на факультете журналистики я столкнулся с этой «тёткой», которая вроде бы рождает истину. Некоторые преподаватели любили устроить дискуссию на какую-нибудь горячую тему: «политика», «использование крыс, как подопытных животных» и прочее. Такие темы делили аудиторию на два лагеря мгновенно. В ситуации с крысами, одни говорили, что, мол, нельзя мучить бедных животных, другие же – что лучше на них, чем на людях, и так далее. Думаете, они мирно беседовали друг с другом? Как бы не так. Сколько было негодования, возмущения, хорошо, что ещё до оскорблений дело не дошло.  Что в итоге? Обе стороны остались при своих мнениях, кто-то ушёл с плохим настроением, кто-то кого-то невзлюбил. Сидя в той же аудитории, я задал себе вопрос – «А зачем?». К чему была эта дискуссия? Что она дала всем? Как я думаю, полезного было мало.  Хотя может быть, одна девчонка, подумала про себя – «О, как я классно утёрла нос этой дуре, она даже возразить мне толково не могла!». 
В квартире, которую я снимал с 3-мя своими друзьями,  спор частенько заходил в дом, устраивал раздор и с хохотом удалялся. Множество споров о политике, о жизни, о прочей ерунде. Кстати о ерунде. Вы можете себе представить, что такой предмет, как мёртвая курица – способна рассорить двух малознакомых людей, заставив их друг друга ненавидеть на молекулярном уровне? Такое, однако, было в действительности.  Подробностей, конечно, я не помню, но суть постараюсь передать. Да простят меня участники этой истории.
Персоналии. Скажем, Петя – выходец из деревни, не понаслышке знающий о выращивании куриц, о бизнесе, так как он сам им занимался. Иначе говоря – практик. И есть Вася – любитель компьютерных игр, малоактивный человек, однако имеющий неплохое знание английского. Он – теоретик.
Ситуация. Петя привёз с деревни курицу, и все мы решили запечь её в духовке. Курица была довольно крупная и надо было ее, конечно, порезать на части, а не запекать целиком. Естественно, она плохо прожарилась. И Вася, сказал, что мясо жесткое, потому что курица большая, старая («динозавр»), и напичкана всяким дерьмом. Петя, привёзший курицу, с этим не согласился, и всё заверте..(Спасибо, Аверченко).  Иногда я жалею, что не записывал весь их диалог, и не снимал всё действо 2 дня (2 ДНЯ!). Потому, что сказано было чрезвычайно много всего.  Со стороны вроде бы понятно, что Петя имеет отношение к выращиванию куриц, а Вася нет. Он пытался убедить его в этом простом факте, но он стоял на своём. Дальше спор пошёл дальше – беседовали о честности предпринимателей, о вреде и пользе магазинных бройлеров. Вася утверждал, что может научиться чему угодно, только читая нужную информацию, Петя – напротив, что без практики, он ничему не научится. Всё это было сдобрено немалым количеством взаимных оскорблений.  Весело было со стороны наблюдать за всем этим. Залезать к ним я не собирался, потому что увяз бы там по уши, да и курицу эту я не попробовал.  На сегодняшний день эти двое ненавидят друг друга, хотя давно уже не виделись и живут в разных городах.  Да уж, если и существует куриный рай, то эта курица наверняка там одна из самых крутых. Ещё бы, твой труп рассорил двух представителей человечества. Достойная смерть.  Кто знает, не будь этого спора, может они бы остались добрыми приятелями. Сколько лет прошло, а спор о курице до сих пор вызывает у меня улыбку.
Похожий результат споров мы может наблюдать почти повсюду. Каждый день по телевизору идут различной степени адекватности ток-шоу. В них люди стараются перекричать друг друга, в зале творится хаос, ведущий пытается  всех успокоить, объявляет рекламу, телезрители кипят от ненависти к какому-нибудь «герою»…
В социальных сетях почти то же самое – в комментариях ведётся настоящая «бойня» по различным вопросам, и пользователи, зная, что могут говорить  что угодно, не стесняются в демонстрации своего владения русской словесностью. Бывает ещё и такое – «Я не собираюсь с вами спорить…». Вроде человек должен уйти с обсуждения, но он всё же продолжает участвовать.
А если подумать могут ли споры быть полезными и продуктивными? Думаю, могут. Если люди уважительно относятся  друг к другу, имеют неплохую аргументацию, то вполне можно прийти к успешному разрешению дискуссии или хотя бы к компромиссу. Но какая же это редкость! Да и как СМИ, интернет, и всё вокруг будет без споров? У СМИ не будет хлеба, в интернете все будут уважать друг друга – нам думаю, станет ужасно скучно.  Единственное, что я хочу – чтоб хотя бы мёртвые курицы не вставали между людьми, не дробили нас почём зря.