19. В тоннеле под рекой и в осажденной крепости

Раиса Крапп
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. В ТОННЕЛЕ ПОД РЕКОЙ И В ОСАЖДЁННОЙ КРЕПОСТИ

Две трети тоннеля были расчищены. Андрей работал третий час. Поначалу холодная вода взбодрила, но исподволь подкрадывалась усталость, снова вернулась головная боль, дрожали руки, всё тело просило покоя. Теперь он действовал почти автоматически – перерезал ремни, и тяжёлые мечи в ножнах, чехлы с арбалетами оставались на дне тоннеля. Андрей цеплял крюком освобождённое от оружия тело, ощупью отыскивал следующее, и снова – ремни, крюк… Когда набирал "гроздь" из десятка тел, тащил их к колодцу и по одному выталкивал вверх, в реку. Затем поворачивался и опять плыл в глубину тоннеля за следующими. И всё в кромешной темноте.

Через каждые три-четыре рейса он всплывал и несколько минут лежал на воде, глубоко вдыхал ночной воздух. А потом снова приходилось перестраивать организм на длительное отсутствие кислорода. В том, что это повторялось снова и снова, была опасность: мозг то получал кислорода в изобилии, то вновь вынуждено переходил в лимитированный режим. Это не могло проходить абсолютно без последствий. В работе организма начинались мелкие нарушения. Однако, здоровый и тренированный, он без труда справлялся с ними, включался процесс саморегуляции, и сбой внешне никак не проявлялся. Так было бы, если бы Андрей проходил, например, тестовые испытания в медцентре. Всё прошло бы замечательно, и доктора остались бы вполне довольны физической формой испытуемого и способностями, что он продемонстрировал. Но сейчас Андрей поставил себя в экстремальные условия, и многократные сбои в работе нейронов перешли в фазу изменённого сознания. Наступал эффект, подобный опьянению. Неприятен и опасен он был тем, что мозг неверно расшифровывал поступающую к нему информацию. Становилось трудно контролировать себя и ситуацию.

Последняя треть, как и предполагал Андрей, оказалась самой сложной – трупы буквально закупорили тоннель. Сколько же их здесь было!
 
Время от времени Андрей связывался с Лиентой, стараясь в эти минуты с особой тщательностью держать свои мысли под контролем. Но, видно, это уже не очень хорошо получалось, потому что лугарин что-то почувствовал, настойчиво просил не прерывать связь. Андрей молча отключался, не вступая по этому поводу в дискуссию, – совсем ни к чему было посылать Лиенте непрерывный поток своих мыслей, который порой становился полубредовым.

И снова он челноком сновал по тоннелю, отыскивал в темноте неповоротливые, громоздкие тела. Он мог бы совсем закрыть глаза – темнее от этого не стало бы. Он терял ощущение верха и низа, должен был сосредоточиться, прежде чем плыть к люку — пропадало чувство координации в пространстве.

Андрей не заметил, в какой момент уровень воды в тоннеле начал понижаться. Он обнаружил это, когда неожиданно вынырнул на поверхность и в темноте увидел пятно света.

– Дар… – гулко разнёсся неуверенный голос Алана.
– Это я, Алан.
– Дар!? Как ты приплыл!? – в её большем изумлении воскликнул тот.
– Насосы не включай, я скоро вернусь, – Андрей снова ушёл под воду.
      
– "Лиента."
– "Дар!"
– "Я вышел к Алану, сейчас говорил с ним".
– "Всё? Ты сейчас не в воде?"
– "Я почти закончил".
– "Дар, выходи! Сделай, как я прошу! Твои мысли, они не такие ясные, как прежде, я боюсь, ты потеряешь сознание. Выходи, заклинаю тебя всеми святыми".

– "Я устал, правда. Но это ещё не край".
– "Ты не выдержишь, Дар! Если ты потеряешь сознание в воде, никто не придёт тебе на помощь, мы не сможем!"
– "Ты напрасно беспокоишься, поверь мне".
– "Твоё упорство уже нельзя оправдать необходимостью. Но оставь мне хотя бы мысль!" – тщетно взывал Лиента.

        * * *

Проснулся Андрей в маленькой комнатке с жарко пылающим камином. Снова прикрыл глаза, припоминая события прошедшей ночи. Откачали воду или нет? Память, словно заблокированная, не давала ответа. А задвижку? Задвижку-то он перекрыл?

– "Лиента!"
– "Я слышу тебя, Дар!"
– "Я ничего не помню. Тоннель свободен?"
– "Да! Сейчас мы придём к тебе".

Андрей закинул руки за голову и с наслаждением потянулся, пробуждая мышцы к новому дню и новой работе. Сейчас же рядом послышался шорох, и перед Андреем появилась женщина.
 
– Ты проснулся, Дар? – она участливо заглянула ему в лицо. – Как ты себя чувствуешь?
– Прекрасно!
– Всевышний дал мне радость первой из всех принести тебе мою благодарность.
Неожиданно для Андрея она встала на колени и прикоснулась лбом к его руке.

– Ох! Напрасно ты это… Не нравится мне, когда на колени встают.
– Но ты избавил моих детей от мучительной смерти, мужа – от горькой необходимости прервать их мучения. Позволь поклониться тебе за всех женщин, избавленных от страшной доли. Скажи, что я могу для тебя сделать?

– Ну… вообще-то я хочу одеться.
Женщина улыбнулась.
– Здесь твоя одежда.

Она вышла. Андрей, одеваясь, пытался всё же припомнить события прошлой ночи. Более-менее связные воспоминания были у него до того момента, как увидел фонарь Алана. Потом, кажется, переговорил с Лиентой. А дальше память выдавала отрывочные, бессвязные картины. Нет, про задвижку он всё же вспомнил, вспомнил, как трудно входило в пазы разбухшее дерево… Следом сразу же – другая картина: Алан, стоя по колено в воде, раз за разом окликает его… Потом он задыхается в кашле… Выходит, все же хлебнул водички. И кто-то тащит его… М-да, это мало походило на триумфальное шествие победителя. А как на этой роскошной постели оказался, на белоснежной огромной шкуре, этого он уже совершенно не помнил. Ну и не надо, не суть важно, как он выглядел, главное – выполнил обещанное.

Стремительно распахнулась дверь и вошли Алан с Лиентой.
– Как ты себя чувствуешь? – лугарин озабоченно окинул Андрея взглядом. –  Здоров ли ты?
– Разумеется, здоров.
– Ночью я не сказал бы это так уверенно. Может, ты напрасно поднялся?
– Да в порядке я. Значит, у нас всё получилось?

– Трудно поверить, но это в самом деле так! – восторженно проговорил Алан. – Я отказывался верить своим глазам, когда пошёл в тоннель. Ожидал увидеть там гору трупов, а увидел только оружие – оно покрывало чуть ни всё дно тоннеля. Я уже начал бояться, что это сон. Ведь трупы юкки не могли раствориться, так куда делись?! Уже хотел щипать себя и тут увидел лугар. Лиента мне всё объяснил, но рассудок мой до сих пор отказывается понимать. Я до сих пор, хоть убей, не понимаю, как ты это сделал.

– Каждый из нас делает то, на что способен, – уклонился Андрей от объяснений.
– Значит ты, Дар, способен сделать чудо, – покачал головой Алан. – Когда лугары пришли в крепость, даже дети уже не спали. Лугары принесли продукты, и женщины обнимали их, смеялись и плакали. Хотя вся благодарность по праву принадлежит тебе.

– Славой потом сочтёмся. Мы ещё не много сделали, люди по-прежнему в центре занятого врагами города. Давайте лучше о деле поговорим.
Устроив короткое совещание, решили, что надо спешно, но осторожно, выводить людей из крепости, пока ищейки герцога не разнюхали про подземный ход.
 
– Сразу всех вести нельзя, – сказал Лиента.
– Сделаем это в три, может в четыре приёма, – кивнул Алан.
– С каждой группой пойдут отряды прикрытия. Разведчик впереди, охранение по флангам, а сзади опытные следопыты будут маскировать след.
– Если случится наскочить на юкки, важно не отпускать живых, – с беспокойством проговорил Алан.
– Это наша забота, – жестко бросил Лиента. – Я сам буду сопровождать каждую группу.
– В таком случае я спокоен, – удовлетворённо заметил Алан.

– Тайну тоннеля надо сохранить от Гуцу как можно дольше, – сказал Андрей.
– Я думал об этом, Дар, – проговорил Лиента. – В джайве на подходах к тоннелю выставим посты. Но я хочу сказать о тебе. Ты должен дать себе отдых. Сейчас будет работа моя и Алана.

– Мне тоже дело найдётся. Для отдыха ещё не время. Я пойду в город.
– Но Дар!
– У нас нет лишнего времени, я говорил тебе.
– Зачем в город?
– Мы не можем поставить крест на тех людях и даже не попытаться их спасти.
– Ты говоришь о горожанах?
– О тех, что в посёлке, кто взят в заложники и заперт в ратуше.
– Да разве мы в силах помочь им!?
– Мы ещё не пытались.

Алан покачал головой.

– Лиента рассказал о тебе. Но скажи сам – ты не юкки?
– Ты до сих пор не доверяешь мне? Нет, я не имею к юкки никакого отношения.
– Я только хотел услышать, что ты чужой среди них. Сколько раз ты бывал в городе? Два? Больше?
– Два.
– Ты, чужой, и очень заметный, дважды приходил в город и беспрепятственно уходил. Судьба слишком благосклонна к тебе. Не испытывай её больше – мы очень легко можем потерять тебя. У Гуцу слишком ловкие шпионы, мы теперь это знаем.

Андрей подумал, что про службы Мастера Эри он сам мог бы многое рассказать Алану. Он обернулся к молчавшему до сих пор Лиенте.
– Что ты скажешь, вождь? Ты согласен с Аланом? Я должен поберечь себя?
Помедлив, Лиента сказал:

– Тебе не нужно наше согласие. Ты уже решил. Но в одном я уверен: если опасения Алана сбудутся, погибнут многие, у кого появилась надежда. Хотя они ещё и не знают о ней.
– Значит, будем жить. Знаешь, Лиента, твоим воинам просто повезло, теперь я не позволю схватить меня так просто, – улыбка спряталась в глазах Андрея.
– Да, – засмеялся Лиента, – они, наверно, будут гордиться, что схватили Дара.

– Какую власть ты имеешь над юкки? – Алан не поддержал их веселья. – Почему они подчиняются тебе? Может быть, у тебя есть знак какой-то особой власти? Кто дал тебе её?
– Никто. Нет у меня знака. Просто я умею любого заставить исполнить мою волю.
– Любого? И Гуцу?
– Он всего лишь человек.
– Гуцу подчинится твоему приказу?
 
– Да. Но бессмысленно заставлять его покинуть, например, город вместе со всеми его головорезами. Он только наёмник Наримы. За ним тоже приглядывают. Ты сказал про шпионов, Алан, – это служители очень сложного, очень мощного и потаённого формирования. Можно сказать, что на нём держится власть Наримы. Я могу пройти к Гуцу, могу заставить его снять осаду. Он даже попытается что-то сделать. Но с него тотчас потребуют отчёт об этом и если найдут, что действия не оправданы, а герцог упорен в своих намерениях, его уберут и появится другой Гуцу.

– Наверно, ты прав. – Поколебавшись, Алан спросил: – А мне, или Лиенте… ты тоже можешь приказать?
– Я должен объяснять разницу между врагом и другом? – резко, вопросом ответил Андрей. – Могу. Но разве я помешал Лиенте, когда он велел спеленать меня ремнями?

Андрей покидает крепость. Хвост http://www.proza.ru/2015/04/23/2386