Хорс и Заря Заряница

Виктор Минеев
               

(Звучит музыка. Спокойная славянская тема. Занавес поднимается. На сцене декорации на старославянскую тему. На заднике солнце… поле… лес… река… Руны и символы. Свет полутьма)

Голос за кадром – (музыка фон) В начале всех времён Род – родитель всего сущего родил Любовь – Ладу матушку, породил всё, что мы видим и зовём Природой.
«Солнце вышло тогда из лица Его.
Месяц светлый – из груди Его.
Звёзды частые – из огней Его.
Зори ясные – из бровей Его.
Ночи тёмные – да из дум Его.
Ветры буйные – из дыхания.
   (свет ярче)
    Светлые боги  Сварог, Перун, Велес по справедливости управляли этим миром. Отсюда и начинается наше сказание…..
   На Ивана Купала прекрасная, как самый лучший сон, богиня утреннего света Заря Заряница со своими сёстрами Полуденицей и Вечёркою пришли на реку.
Полуденица – Скорее, сёстры! Солнце к закату клонится, а мы ещё венки не доплели.
Заря – Успеем! (плетёт со всеми) Немного осталось. Вот! Я свой уже доплела. (надевает на голову) Как я вам, сестрицы? (радуется, смеётся и кружится вокруг сестёр)
Вечёрка (самая мудрая) – Ты прекрасна, спору нет! (спокойно) Вот и я доплела свой веночек. (примеряет)
Полуденица – И у меня он готов! (надевает на голову) Я, сестрицы, давеча гадала на травушках. Вышла в полночь в поле чистое, сорвала не глядя пучок трав и под подушку положила.
Заря – И что?
Полуденица – Утром проснулась, посчитала, а там двенадцать разных трав. Всё, как велит обычай. Быть мне в этом годе замужем.
Вечёрка – А я сёстры, этой ночью буду искать огненный цветок папоротника. Хочу стать ведуньей. Понимать язык зверей и птиц. Если найду  его, всё так и случится.
Заря – Ой, Вечёрка, опасное это дело! Сорвать цветок папоротника трудно. Ты же знаешь, что лесная нечисть его сторожит. А вдруг она окликнет тебя знакомым голосом и ты пропала. Боюсь я за тебя!
Вечёрка – Не бойся, Зорюшка! Я всё сделаю как надо. А сейчас мы бросим венки в воду и узнаем, где твой суженый. (собирается снять свой венок)

                1
Заря (дотрагиваясь до её руки, смущённо) – Не надо гадать. Я уже всё знаю.
Вечёрка (удивлённо) – Откуда?
Заря (восторженно) – Виделось мне третьего дня, будто где-то далеко – далеко на островах Радости живёт суженый мой. Небо его обитель и силу он имеет великую.
Полуденица – Ох и выдумщица ты, сестрица! Давайте веселиться!
(Звучит музыка «На Ивана на Купала красна девица гадала…» Свет в тон музыки. Сестры танцуют вокруг воображаемого костра, потом прыгают  через него) (Звучит песня Зари Заряницы ожидание любимого. Свет не полный)(К финалу песни музыка громче и свет ярче. Сёстры остановились в ожидании. Сверху опускается Хорс солнечный и лучезарный. Он идёт к богиням. Безошибочно выбирает Зарю, берёт её за руку)
Хорс – Меня зовут Хорс. Я сын Солнца. Проезжая на своей колеснице по небесному своду я увидел тебя и полюбил.(взял за руки, смотрит в глаза) Как ты прекрасна Заря Зареница!
Очи твои – озёра синие!
Стан твой – берёза белая!
Волосы твои – колосья спелые!
Как ты прекрасна Заря Зареница!
А я люб тебе, ладо моя?
Заря (смущённо отводит взгляд) – Любый… (поднимает голову) Я видела тебя во сне… Я ждала тебя…
Хорс (радостно) – Лебедь моя белая, Заря Зареница, я прошу тебя стать моей невестою. Согласна ли ты?(
Заря – Я согласна.
(Звучит музыка. Хорс и Заря взявшись за руки кружатся. В глазах их  счастье. Сёстры кружатся рядом. Они рады за сестрицу. Танец заканчивается)
Хорс – Ладо, моя, голубка моя сизокрылая, мне придётся покинуть тебя. Поверь душа моя, это не надолго. Будешь ли ты ждать меня, Заряница?
Заря – Буду! Сокол мой ясный, лети и возвращайся.
(Хорс уходит. Заря печальным взглядом провожает любимого. Сёстры утешают её)
Голос за кадром -  А в Чёрных горах в своём мрачном замке на высоком троне сидит повелитель тьмы Чернобог. (музыка мрачная)
«В тёмном царстве кружатся тучи,
И вороньи кружатся стаи.
Чернобог – Злодей там лютует
Колдунов и ведьм собирает
Всех служителей Тьмы.
(музыка стоп)
Узнав, что солнцеликий Хорс покинул землю, Чернобог со своими подручными Вием и Мороком ступил на неё…


                2

(музыка мощная тяжёлая. Чернобог впереди. За ним Вий и Морок уверенно идут за ним) (Свет по мере их приближения немного уменьшается. Чернобог как бы гасит его своей мощью. Он останавливается около притихших сестёр. Обходит их по кругу одаривая насмешливым взглядом.
Чернобог (усмехаясь) – Мне кажется, я не вовремя явился. У вас праздник. (своим) Девушки гадают на суженого. (подручные усмехаются) Вот уж глупости! (яростно) Откуда вам знать, что будет в следующее мгновение!
Заря (вышла вперёд) – Уходи, дух зла! Здесь нет тебе пристанища!
Чернобог (смотрит ей в лицо) – Смотри какая грозная! Морок, ты испугался?
Морок – Нет, повелитель.
Чернобог – А ты, Вий?
Вий - Я ничего не боюсь, кроме солнечного света.
Чернобог (резко) – Солнечного света на Земле больше не будет никогда! Я об этом побеспокоюсь.
Заря – Тебе не победить свет, Чернобог!
Чернобог – Я уже победил! Морок, тебе нужны рабыни?
Морок (кланяясь) – Да, повелитель.
Чернобог – Забирай этих!
(Морок и Вий ловят сестёр – богинь и уводят их за кулисы в плен. Потом они возвращаются к хозяину. Всё трое стоят довольные сотворённым) (Полностью медленно гаснет свет. Мёртвая тишина…)
Голос за кадром – Мрак опустился на землю…. Но тьма не может быть вечной! Бог Солнца Хорс и бог Огня Рарог вернулись, чтобы покончить со злом.
(Сверху или с противоположной стороны появляются Хорс и следом Рарог. В раскинутых руках Хорса файеры на ладонях. Свет всё ярче и ярче. Слуги Чернобога (особенно Вий) закрывают лица руками. Хорс и Рарог остановились против тёмных. В руках Хорса файеры. Меч у него в ножнах, а щит за спиной. В руках Рарога меч и щит)
Чернобог (усмехаясь) – Солнечный свет уже не желанный гость на земле. Разве ты этого не заметил, Хорс?
Хорс – К чему лишние разговоры, Чернобог! Не в первый раз встречаемся мы с тобой.
Чернобог – Ты прав, не первый… (меч на изготовку) Тогда покончим с этим раз и навсегда! (музыка боевая славянская. Чернобог бросается с мечом на
Хорса. Тот крутит файеры. Чернобогу не подступиться к нему. Вий и Морок с мечами на Рарога. Рарог дерётся с переменным успехом со своими противниками. Вскоре Хорс и Рарог начинают побеждать. Враги убегают за кулисы. Хорс и Рарог за ними. Оттуда они выводят связанных сестёр. Рвут путы и освобождают их)


                3

Хорс (обнимая Зарю) – Звёздочка моя ясная!
Заря (радостно) – Я знала, что ты придёшь!
Хорс – Больше мы с тобой никогда не разлучимся!
Полуденица – Я же говорила, что гадания сбываются! Счастья вам и радости! (кланяется молодым)
Вечёрка – Счастья вам и добра!
(Музыка. Хоровод – ручеёк для молодых. Звучит песня «Слався Русь» Все герои выходят на авансцену, поют. Кланяются)

                Занавес