Роман Манфред Двадцать восьмая часть

Валерий Олейник
Детство Шуньжи. Двадцать восьмая часть

Войско хана уйгуров уходило все дальше, в сторону государства Ляо, воины подгоняли караванщиков, те гнали верблюдов, вышли в каменное урочище Ураз- гю, шли, не оставляя следов, короткие привалы, сменялись длинными переходами, на пути стояло стойбище китлибов, по приказу хана, вырезали всех жителей, забили часть скота, приготовили, переночевали, утром в дорогу, опять длинные переходы.
Мальчик сидел в повозке, наблюдая за происходящим, недалеко бежала волчица, сначала ее пытались убить, выезжали лучники, при виде их, она убегала, затем снова продолжала свой путь, видя такую преданность, хан приказал ее не трогать, тем более, что на людей она не нападала, за то выли все собаки, слыша присутствие волка.
Так прошло два месяца, пересекли границу джунгуров, местный хан состоял в родстве с ханом Башмалом, поэтому принял его по-родственному, хан показал Шуньжи, добавив при этом, что решил воспитать его, как своего сына, дав ему имя Тимур.
Так с тех пор и рос мальчик, с новым именем, а с прошлым его соединяла ладанка, на шее, и волчица, которую все прозвали Гюрза, сначала ее никто не кормил, по вечерам она уходила в степь, на поиски пропитания, потом к ней привыкли, и даже стали подкармливать, Тимур играл с ней, преданнее друга, у него не было. Окружающие удивлялись, насколько он быстро рос, и каким крепким был этот малыш, однажды в юрту заползла змея, это оказалась  черная гадюка - Кашкай, мальчик подошел схватил ее за голову, другой ручкой, по середине туловища, затем просто разорвал змею пополам, такое под силу только взрослому человеку, и то не всякому, только тому, кто не боится ядовитых змей. После этого случая, никто не сомневался, в том, что растет настоящий батыр.
Еще через год хан удивлялся, как мальчик, только научившись ходить, просится в седло, и пытается самостоятельно ездить, еще через время, он взял в руки лук, начав охотится, сначала на мышей, потом на голубей, сила в нем прибывала изо дня, в день, играя со своими сверстниками, Тимур верховодил всей детворой, заставляя подчинятся его воле, смело вступая в драку со всеми, кто пытался с ним спорить, даже если их было несколько, в этих, детских играх, он подружился с одним мальчишкой Согудаем, который впоследствии стал его лучшим другом.
Время шло, мальчику внушали, что он настоящий уйгур, он должен вести себя как уйгур, и думать, как уйгур, ему сбрили макушку волос, оставив косичку, на затылке и волосы на висках, хан Башмал все больше к нему привязывался, в конце концов,  полюбил Тимура, как своего сына, мальчик чувствуя отцовскую любовь, отвечал ему тем же, однажды, в среде подростков он услышал критику, в адрес Ажо, рассвирепев Тимур вытащил подростка в центр площадки, и начал избивать, сначала в ход пошли кулаки, затем он выхватил, у рядом стоящего мальчика плеть, рукоятка, которой торчала, за поясом, этой плетью стегал мальчишку, пока тот не начал молить о пощаде. Вечером, об этом случае узнали взрослые, избитый паренек оказался сыном знатного хана, скандал мог обернуться разрывом отношений между уйгурами и джудженями,  хану Башмалу пришлось выложить немалую сумму , золотом, что бы замять этот инцидент, тогда хан решил начать обучение Тимура, отобрав несколько учителей, начались занятия, они велись по нескольким направлениям: воинское искусство, письменность, силовые упражнения, фехтование мечом, копьем, владение ножом, и стрельба из лука, причем последнее отрабатывалось в различных положениях, и даже на полном скаку лошади. Тимур и Согодай постигали военную науку с большим интересом, не смотря на то, что задачи постоянно усложнялись, если в начале обучения они выпускали, на полном галопе одну стрелу, то впоследствии, они научились стрелять по мишеням, выпуская весь колчан стрел, а это тридцать штук, но считались только те, которые попали в цель. Мальчик рос, а ему все время внушали: - главный враг уйгуров - кыргызы,  он  засыпал с этой мыслью, и просыпался, в конечном итогу, будучи уже подростком, он стрелял по мишеням, представляя, что это кыргызы. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, мальчика стали брать в походы, это были бандитские набеги, на стойбища кыргызов.
Первое убийство, которое он совершил, это было убийство мальчика, такого же подростка, как и он сам, во время очередного набега, уйгуры начали поджигать юрты, из одной выскочила женщина, с ребенком, следом, за ней мальчик, выпущенная стрела, кем то, из нападавших, убила женщину, она упала, накрыв, собой ребенка, мальчик побежал, завернув, за горящую юрту, там уже стоял  Тимур, натянув тетиву лука, мальчик, увидев лучника остановился, затем вытащил нож и бросился на стрелявшего, но Тимур опередил его, выпустив на встречу стрелу, она попала в горло, пробив кадык, и застряв в позвоночнике, кровь хлынула горлом, у мальчика, от боли округлились глаза, он смотрел не мигая, на Тимура, затем опустился на колени, от боли потеряв сознание. Тимур смотрел на безжизненное тело мальчика, раздираемый двоякими чувствами, с одной стороны, он убил врага, с другой, не чуствуя врагом погибшего подростка - кыргыза, к нему подъехал Сабутай.
- Ты убил его? Точно, и нож, у него, в руке, молодец, а мне вот еще никого, не удалось убить, но при первой же возможности, я убью любого- самодовольно заявил мальчик, глядя на Тимура.
Целый месяц образ мертвого мальчика - кыргыза, преследовал Тимура, пока он не убил свою следующую жертву, им оказался воин- китлиб, их отряд напал на обоз, который охраняли воины -китлибы.
Это был караван шелка, шедший из страны Ляо, в столицу кыргызов.
Численный перевес, с самого начала находился на стороне уйгуров, они ждали этот караван, находясь в засаде, только караван вошел в ущелье, тут же оказался окружен уйгурами, сначала туча стрел накрыла вереницу верблюдов, затем камнепад закрыл выход из ущелья, с двух сторон, среди караванщиков началась паника, верблюды сбились в кучу, повозки, некоторые перевернулись, часть упали набок, всадники китлибы заняли круговую оборону, на них опять посыпались стрелы, стоял невообразимый шум, раненые кричали, купцы подняли белый флаг, уйгуры прекратили стрельбу, потребовав, всем сложить оружие, отойти и сесть на землю.
И вот, когда требование было выполнено, отряд уйгуров, в котором находился Тимур, спустились в ущелье, вдруг один из китлибов бросился на одного из нападавших, выхватив у него меч, этим же мечом он убил уйгура и повернулся к сидящему в седле, в пяти метрах, Тимуру, но  инстинктивно юноша угадал движение китлиба, резкий бросок копья, пробил кольчугу, войдя, навылет в грудную клетку, китлиб замер с поднятым мечом, и через секунду, замертво, повалился на спину, он умер еще стоя на ногах, открытые глазницы расширились, от удивления.
Тимур, понял, что его противник мертв, только когда тот упал, опять смешанное чуство охватило юношу, с одной стороны, он защищался, с другой, защищался китлиб, в этот момент он услышал одобрение, со стороны своих товарищей: - Молодец Тимур, хорошая реакция, ну и силища у тебя, кольчугу насквозь пробил, копье со спины вышло!
Подъехал Субутай: - Дружище, ты делаешь успехи, уже двоих отправил в подземный мир, а мне не везет, до сих пор никого не убил.
- Будет и у тебя "праздник", - сказал Тимур, и кисло улыбнулся, за то, что я убил мальчишку, мне гордится нечего, он ко мне во сне каждый день приходит, не знаю, как от этого избавиться.
-Впереди нас ждут великие битвы, мы должны победить, ненавистных наших врагов, кыргызов, и вернуть нашу страну, так говорит хан Башмал, сказал Субутай.
В пятнадцать лет Тимур уже был на голову выше своих одногодок, природный ум и необыкновенная физическая сила, сделали его лидером, и даже взрослые воины относились с уважением к парню.
Наступил час испытания, каждый юноша, прежде, чем стать  воином должен через это пройти: уйти из стойбища на три месяца, с одним ножом, выжить в степи, лесу, в горах, кто куда попадет, через три месяца он должен с трофеем вернуться в стойбище. Трофеем может быть голова врага, или шкура хищного зверя, которого юноша должен самостоятельно убить, тот кто не проходил это испытание, повторял свой самостоятельный поход, на следующий год, или терял уважение соплеменников и становился "буча", презрительно называемый - огрызок.
И вот этот час настал для Тимура, на рассвете его проводил хан Башмал.
-Сынок, ничего не бойся, ты уже прошел хорошую школу, сначала иди вдоль реки, сделай пику, попробуй ловить рыбу, потом силки, для зайца, убьешь кабаргу, вытащи жилы, высуши, сделай лук, дальше действуй по обстоятельствам, найди камень - огниво, будешь выбивать искру, приготовить трут, разведешь костер, в это время бродят стаи волков, поэтому ночуй на деревья, или в пещере.
-Понял, отец, сделаю, как ты сказал, - Тимур обнял хана, повернулся и двинулся на восток.
Хан постоял, пока фигура парня не растворилась в утреннем тумане, он вспомнил ребенка, которого подобрал и подумал:
-вот, кто меня заменит, и вернет славу уйгурам!
 Солнце было уже в зените, когда Тимур вышел к реке, он напился, огляделся, затем присел на траву, ему следовало составить план на ближайшую неделю, три месяца, это и много, и мало, если просто выживать, это много, если поставить цель, и охотится, это мало, все же, пусть будет мало, чем много, юноша, кроме охоты поставил цель - тренироваться, сделать себе деревянный меч и копье, затем посмотрел на свой посох- копье, надо как то считать дни, взяв нож, оставил первую за рубку, на посохе, потом поднялся и двинулся дальше.Так Тимур шел до вечера, живность ему не попадалась, парень понял, что лечь спать ему прийдется голодным.
На излучение реки, была отмель, в этом месте речка расширялась: " Наверно, здесь брод!"- подумал будущий воин, вспомнив, как отец учил его лучить рыбу.
Войдя в воду и присмотревшись, юноша увидел крупных хариусов,  шныряющих между камнями. Два часа он пытался проткнуть хотя бы одного, все бесполезно, уже начало темнеть, ночлег еще не готов, пришлось бросить рыбалку, и начать поиски места, для ночлега, пройдя еще несколько километров Тимур увидел три березы, одна из них завалилась, застряв своей кроной, в ветвях своей соседки, получилось естественное гнездо.
-Вот то, что мне нужно, подумал юноша, взбежав по наклоненному стволу дерева, согнув и сломав соседние ветки, соорудил подобие настила, улегшись на который, он понял, что спать можно только в одном положении, на боку, хорошо, что можно менять бок, с правого, на левый, зато с двух сторон его подпирали большие ветки, это было гарантией, что во сне он уже не упадет.
Тимур спустился вниз, собрал хворост, сухую траву, решив зажечь костер, но его внимание привлек какой- то шум, это был тихий звук приближающего движения, на всякий случай, парень спрятался за дерево, и затаился.
Вдруг из кустов появился волк, он бежал мимо, за ним еще один, следом два волка несли тушу молодого оленя.Волки прибежали мимо, скрывшись в кустах на противоположной стороне, они, видимо знали что на этой территории никого нет.
-Зачем они понесли оленя? - подумал Тимур, могли бы съесть его на месте, а может у них где- то дом и щенки волков, которых надо кормить? Стоит проверить. Не став разжигать костер, парень залез на дерево, и уснул голодный.
На следующее утро, спустившись с дерева, он вернулся к реке, напившись, двинулся выше, по течению, через несколько километров вышел к притоку, достаточно большой ручей впадал в речку, юноша не стал переходить, принял вправо, двинувшись вдоль ручья, через час ему открылась заводь, на берегу, которой, на опушке, он увидел бобра, который грыз, прямо у основания молодую осину, ствол дерева уже накренился, сторону заводи, бобер обошел его уперся передними лапками и начал подталкивать, зверек так увлекся своим занятием, что не заметил подкравшегося охотника, копье, которого, сделанное, из ветки березы, поразило бобра, раненый, он поднялся, но в несколько прыжков, Тимур уже был рядом, ножом он добил зверька.
Мясо бобра очень вкусное, оглядевшись,  парень понял, что в этом месте водятся еще бобры, решив его запомнить, и вернуться через несколько дней.
Разведя костер, на вертеле, тушка бобра готовилась быстро, но нетерпеливый воин начал отрезать куски, и есть полусырыми. Бобер был молодой, мясо оказалось нежное, и быстро готовилось.
-Мне его на два дня хватит, а потом...  ? - думал Тимур, надо сделать бурдюк, для воды, натянув шкуру бобра на распорки, и спрятав, рядом со своим спальным местом, на березе, привязав распорки полосками сырой кожи.
На следующий день Тимур решил двинуться в сторону, куда бежали волки, к тому же парень хотел изучить местность,он пошел на север, делая зарубки и ломая ветки, его путь длился несколько часов, наконец он вышел на поляну, и увидел раненого волка, зверь лежал уже без сил, потеряв много крови, присмотревшись Тимур увидел след от удара медвежьей лапой, разорванная шкура, порванные мышцы, красноречиво говорили, что смелый волк напал на медведя, но тот ударил, когтями разорвав левое плечо, вероятно сутки прошли, с этого момента, юноша хотел добить волка, но вспомнил охраняющую его волчицу, несколько лет назад Гюрза умерла, она уже была стара, плохо двигалась, почти все время лежала у входа, виновато глядя на хозяина, однажды подойдя к нему, положила голову на колени, заскулили, у нее из глаза выкатилась слеза, после этого волчица ушла в степь, больше ее никто не видел. Тогда Тимур ничем не мог ей помочь, но глядя на умирающего волка, решил его спасти.
Сначала волк скалился, поднимая голову, юноша  подошел ближе, напоив его из бурдюка, затем достал остатки жареного бобра, нарезая мясо, начал кормить, с руки раненое животное, волк инстинктивно, жадно глотал мясо, затем Тимур промыл ему рану, нашел листы подорожника, приложил и примотал их к плечу волка, тот лежал, изредка поднимая голову.
Юноша погладил его по шее, разговаривая с ним: " Ничего волк, ты еще поправишься, я тебе не дам умереть, будешь еще бегать по степи, вот только чем тебя кормить? Ладно, полежи здесь, пойду, поохочусь".
Тимур поднялся и двинулся дальше, на север.
Пройдя еще километр, увидел вход в пещеру, рядом валялись остатки другого волка, или волчицы, она бала на половину съедена, еще лежал мертвый щенок волка, войдя в пещеру, Тимур услышал слабый писк, он пошел на этот звук, между камнями забился маленький щенок волка, он был жив, но его жизнь теперь зависела от молодого охотника.
Тимур представил себе всю картину драмы, медведь нашел логово волков, решив поживится волчатами, но в этот момент вернулись родители, увидев как зверь пожирает их детей, бесстрашно бросились на защиту, началась битва, волчица погибла, волк ранен, медведь ушел.
Тимур присел, пещера подходящее жилье, на три месяца, во всяком случае, пока он не найдет получше, взяв малыша, на руки, тот продолжал скулить.
-Наверно, голодный, налив в ладонь воды, дал выпить щенку, затем достав остатки бобра, срезал мясо, с костей и накормил волчонка, после этого посадил его в заплечную сумку, двинулся осматривать окрестности, дальше, ему повезло, увидев токующих глухарей, бросив копье, убил одного, из них, это был крупный самец.
-Глупые птицы, когда токуют, ничего не слышат- подумал он, вернусь к волку, обрадую его сыночком.
Волк продолжал лежать, на том же месте, услышав Тимура, он открыл глаза и поднял голову, когда юноша поставил перед ним щенка, волк начал бить хвостом по земле, и несколько раз лизнул волчонка, тот тоже обрадовался и уткнулся носом в живот папе.
-Ну вот, теперь у тебя есть причина, не умереть,  - сказал юноша.
Разведя костер, он оборвал птице перья, затем вспорол живот, отдав внутренности волку, порезав сердце, скормил его волчонку, тот жадно глотал, тыкаясь мордочкой в ладонь парня.
-Ешь счастливенький, повезло тебе, надо имя придумать, раз ты счастливый, будешь Дракар.
Утром Тимур нашел волка мертвым, рядом скулил волчонок .
-Жаль, я надеялся - ты выживешь, наверно действительно потерял много крови, зато ты умер, как настоящий воин, честь тебе и хвала!
Подойдя к зверю, увидел, как тот зашевелился, поднял голову.
-Ну, хорошо, будешь жить!
Положив волка на плащ, взвалив его на спину, забрав щенка, Тимур двинулся к пещере, ему понравилось это место, тем более, что не далеко,  протекал ручей. Первое, чем он занялся - это обустройством, пещера представляла собой грот, с высоким потолком зала, уходящим в глубину, задней части комнаты, где проход сужался, протиснуться можно было только боком, решив оставить исследование пещеры, на потом, юноша натаскал  не большие стволы, молодых берез, накрыл их ветками, сверху положив слой свежей травы, получилась кровать, улегшись, на которую, Тимур потянулся, расслабился, почувствовал  себя хозяином, собственной юрты.
Выйдя из пещеры, юноша решил частично завалить вход, камнями, что бы щенок, в его отсутствие, не убежал.
Пора снова на охоту, он сделал силки на зайца, но ему нужен лук,  тетиву, отец советовал сделать из жил кабарги, сегодня Тимур решил добыть оленя.
Свою охоту он начал с путешествия по десятикилометровому кольцу, в пяти километрах от пещеры он увидел следы когтей медведя, на коре дерева, и свежий помет.
-Похоже это тот медведь, задравший волков, вот чью шкуру я должен принести в стойбище, так я докажу, что я настоящий воин, подумал парень, двинувшись дальше, через несколько километров, выйдя на пригорок, увидел как с противоположного склона огромный бурый медведь бросился догонять оленя, он бежал большими скачками, смешно подбрасывая задние ноги, ему не удобно бежать вниз, но все равно бежал медведь быстро, через сто метров он устал, остановился, потянул носом воздух, в сторону убегающего оленя, повернулся и ковыляя, косыми лапами, пошел в другую, от охотника, сторону. Медведь был огромным, таких Тимур еще не видел, он почувствовал, как страх закрадывается ему, сначала в живот, затем в ноги, он даже остановился.
-Если я сейчас испугаюсь - буду бояться всю жизнь, нужен какой - то план, только так я стану воином, а не превращусь в жертву.



Продолжение  http://www.proza.ru/2015/04/23/1564