Майское утро

Альбина Крислинг
 Тихое майское утро. Дунай. Как люблю я бродить по твоим дорожкам вдоль реки. Такая красота вокруг, такой покой, свежестью надышаться впрок хочется! Рядом прогуливаются такие же как я прохожие. Любуются прелестями природы. Вода мутная журчит и клубится, торопится, сколько государств пересекут твои воды сегодня, сколько восторженных слов услышишь ты, сколько восхитишь сердец! Ведь только в любви мы бываем счастливы, несмотря на разницу в летах, в языках, в государственности, в любви и когда мирное небо над головой!

Давно отгремели бои Великой Отечественной. Молчат пушки. Не слышны разрывы бомб. Но забылось ли всё это?

Война...кого не опалила ты чёрным огнём, кого не коснулась холодной, костлявой рукой какой национальности, какой семьи? Сколько горя в арсенале твоём: беды, бомбёжки, эвакуации, голод, чадящие печи лагерей смерти...
 
Ленинград, Сталинград, Москва, Брест...при упоминании  городов героев в памяти воскресают страшные картины боёв: за каждый дом, за каждый двор, за каждый клочок родной земли!

А разве легко было в тылу: женщины, старики, дети взвалили на свои плечи всю мужскую работу: пахали, сеяли, стояли у станков, валили лес, растили детей и ждали: невыносимо трудные пять лет ждали ПОБЕДУ. Даже получив похоронки продолжали ждать, живя верой, надеждой. Да и кому было жаловаться! Фашистская громадина давила на всех фронтах. И беда была у всех одна.

Война не театральная сцена, где режиссёр знает концовку спектакля. Вынужденная эвакуация проводилась в районах и республиках, куда подходил враг. И это был приказ Военного времени...

Да разве всё перечислишь, что пережили тогда. Разве упомнишь. Важно было выдержать. И все сплотились плечом к плечу: белорусы, украинцы, русские...все сообща закрыли собой Родину. И выстояли. Не прогнулись перед оккупантами.

И наконец этот день настал - 9 мая 1945 года дорог всем. Над освобождённым миром зазвучал гимн Победы. Слёзы радости, слёзы печали... В тишине зазвенели песни, мир услышал слёзы вдов, матерей, пришло время поклониться живым и мёртвым. Передохнуть, и снова, засучив рукава, воевать с разрухой - и это тоже был подвиг.

Войну забывать нельзя. Сколько людей не дожило до рассвета 22 июня...Такие же маленькие дети, внуки, жёны...они не воевали, они даже не поняли, что случилось, погибая под бомбами. Нельзя забывать о партизанах, разведчиках,кого сожгли в лагерях, расстреляли, повесили. А сколько инвалидов осталось после сражений, чьи увечья навсегда перечеркнули радость и счастье! Кто сочтёт эти судьбы!

Изучала историю нашей страны и я. Смотрела фильмы, проходили по истории в школе.
Помню, как бежала я по заснеженной улице и представляла себя на их месте: холод, боль, смерть и я готова была расплакаться, не понимая, как же смогли защитники превозмочь всё это?

Так думала я пока жизнь не столкнула меня с одним интересным человеком - ветераном Великой Отечественной войны, к сожалению не помню фамилии. Простой, невысокий сельский мужчина, со смешинкой в глазах, с палкой в руке. Он казался мне совсем не таким, каким я представляла героя - молодая корреспондентка из районной газеты. Но как только мы заговорили о боях, он заметно сник, состарился. Говорил неохотно, словно стеснялся своих подвигов. А ещё поразил меня бывший солдат мудростью! Он не испытывал ненависти к немцам! Этого я не ожидала услышать.

-Да что немцы. На передовых были простые, как и мы, призывники, и их приходилось хоронить тысячами в войну...тоже были люди.

Нет, я не ошибалась, и это был для меня не просто пожилой человек, не просто герой, это был новый образ советского воина! Пройдя весь ад, мужчина оставался собой, он оправдывал простых немцев. Его русская душа не очерствела в боях, не умерла, она жила чистой христианской жизнью и жалела!

-Но были и другие. Озверелые фашисты. Их объединял цинизм, жестокость, бесчеловечность! Они ненавидели всех, руководили и вербовали себе подобных...У них была цель нас уничтожить, стереть с лица земли. Вот тем не место даже на кладбищах. Они не люди.

Он говорил словами негодующего человека, человека «проползшего на пузе» тысячи километров дорог до Берлина. И я видела всё его глазами, глазами деревенского паренька, без высоких слов, без пафоса о героизме: смерть, холод, бездорожье и боль: обычная человеческая боль совмещённая с жалостью, скорбью, безысходностью. Им тогда казалось, что эта боль никогда не кончится...

- Я полз, не смотря по сторонам, разрывы снарядов слышались и спереди, и сзади, кровь, стоны раненых однополчан, взрывы. Но я должен был заставить замолчать снайпера, чтобы помочь живым. Я полз, заставляя себя думать только о цели, ведь если бы я смотрел в сторону-меня бы не хватило на всё, кровь в жилах стыла, к смерти невозможно привыкнуть. И я напряжённо заставлял себя думать о главном-убрать в упор стреляющего врага, и только так можно было сохранить здравость рассудка и победить!

Прошли годы...уходят от нас ветераны. Tихо, незаметно редеют их ряды. И встают на их места другие, для кого война просто событие, приносящее удовольствие порассуждать, поучить, поискать виноватых, выставить исторические факты на свой лад. И всё чаще и чаще  слышны шепотки за спиной, мол русские вывозили, русские виноваты, русские не герои!  Эти люди - осколки  войны. Это обиды людские, спрятанные много лет назад, выползли на свет и используются, как обвинения. А слово "война" для таких говорунов звучит обыденно и просто, как любопытный кинофильм с многочисленными героями!Нельзя перекраивать историю под себя. Руки прочь! И пусть наша вечная память станет стеной на пути легковесных болтунов и предателей.

Для мира нужен мир в душе. Только осознанное понимание, что не национальности, не отдельные исторические фигуры, а война развязанная фашистами Германии была главным и основным преступлением против человечества. Их идеология - безумство, зараза убивающая сознание и душу. Фашизм не имеет человеческого лица!

На мысль эту меня натолкнули встречи с немцами, которые воевали и сидели в русских лагерях после войны. Происходило это не раз и не два. Простые люди с теплом говорят о России, едва услышав русскую речь. Что это? В моей лексике я нашла только несколько слов: это ненависть к войне, чувство вины, а ещё они узнали русскую душу! Они много и с подробностями рассказывают о хороших людях, и их было немало, которые делились с ними, врагами, своим последним куском хлеба. Они влюблялись, они учили русский язык, работали и любили жизнь. Нет у них злобы...у них нет. Особенно мне запомнился разговор моих детей с пенсионером, бывшим врагом-из дома престарелых.

-Только не война! Мальчишки, запомните, только не война! Сколько горя и страданий принесла она всем, а главное: зачем она была нужна мне - я так и не понял. Пришла повестка явиться. Тогда строго было, за неповиновение фашисты прятали в застенки, в лагеря или расстреливали. Меня собрала мать, плакала. Потом посадили нас, повезли – а куда, мы и сами не знали. Научили управлять танком. Господи, прости! Простите меня, люди!

Седовласый немец затрясся от нахлынувших воспоминаний, перекрестился и заплакал по-старчески горько, тихо всхлипывая, недолго.

- Вы знаете, я всю жизнь не могу спать. Я вижу один и тот же сон. Ко мне приходит человек, раздавленный танком, и спрашивает-:"За что?". Я вижу снова и снова наш танк,как он движется, и этот русский бежит на него, кричит, машет гранатой, а я еду, еду, и переезжаю его. Потом я выскакиваю из танка и ищу его... нахожу. Он лежит в колее, втоптанный гусеницами в рыхлую землю, его широко открытые, синие глаза безжизненно смотрят в небо. Меня тошнит и я плачу. Он не был мой враг, он не сделал мне ничего плохого. Чтобы почувствовать врага нужна ненависть,причина,драма, а у многих из нас её не было, были только надежды поскорее получить лёгкое ранение и списаться домой. Нам, людям из провинции,никто не рассказывали правды, это мы познали позже. А вы мальчишки, пожалуйста, запомните мои слова - самое страшное, самое страшное в жизни - война!

Два воина: победитель и побеждённый любили жизнь и ненавидели войну. И им, простым людям, выбирать не приходилось-идти на фронт или остаться. Одного загнала фашистская машина и сделала убийцей, другой воевал во имя спасения Родины. Запомним их слова - нет ничего важнее на свете, чем мирное небо и жизнь!

Я не ищу виноватых. Хотя далеко в душе всё ещё теплится надежда: вдруг да найдут следопыты новую братскую могилу и там окажется мой дядя-Яковлев Иван Дмитриевич...тоже молодой, тоже безусый. И пусть мои сыновья, а его внуки уже старше его, но мне хочется успокоиться или хотя бы знать-что его косточки захоронены, а не валяются где-то на землях неблагодарных людей.

Печальный май, цветущий май- ты знал эти дни...ты радовался вместе со всеми тогда в 1945 наступившей тишине и миру. Так помоги же и сейчас, помоги ещё раз возродить НАШУ Победу, окончательную ПОБЕДУ над той войной в сердцах пострадавших поколений, помоги похоронить взаимные разногласия и обвинения, которые как проклятье поражают народы снова и снова и не дают жить в Мире!

Фото автора 1981год беседа с ветераном
Из цикла"Бабушкина шкатулка"