* * *
Мое паломничество по Белоруссии продолжалось. Но на этот раз я покинула столицу, сев на скорый поезд, который направлялся в область. Там я собиралась посетить самый древний город Белоруссии, история которого описывается в летописях.
Согласно летописным преданиям этот старинный город был построен в конце X века киевским князем Владимиром Святославовичем, который отдал его жене Рогнеде и сыну Изяславу, в честь которого он и назван.
С XIV века Изяславль был в составе Великого княжества Литовского, там он и стал именоваться Заславлем. Ян Янович Глебович основал в Заславле протестантскую общину, построив протестантский храм, который в XVII в. был передан католикам и переосвящен в костел Михаила Архангела, позже в XX веке католики отдали его православным, которые сделали из него Церковь. К этой церкви я сейчас и направляла свои стопы, выйдя на станции, где кроме меня были две старушки-паломницы.
Обойдя небольшой озеро, где огромный ров открывал взору обломки разрушенного замка, я подошла к невысокой горе. На ней возвышалась Спасо-Преображенская церковь, к которой вели деревянные ступени.
Изначально Кальвинистский собор, построенный во 2-й половине XVI века Яном Глебовичем, располагался на территории Бастионного замка. Храму тоже придавалось оборонное значение и, вероятно, по всему его периметру в верхней части стен располагались бойницы.
Известно, что Ян Глебович пригласил в Заславль философа Симона Будного. В 1572 году Будный жил в Заславле, проповедуя в реформаторской общине, в этом Храме он перевел Библию на белорусский язык. Но самое важное, что хотел рассказать философ — это о тайне смерти. Не многим людям известно, что такое смерть и зачастую они ее бояться, стараясь о ней не думать.
Когда человек знает, что ему скоро умирать и его срок жизни подошел к концу, у него пропадает страх, и он может подготовиться к смерти, сосредоточившись на Боге. Человеческий ум не перестает думать и от этого разные мысли формируют страстное желание жить. Эти желание - причина бесконечного круговорота смертей и жизней на Земле (Самсара). Но если в момент смерти человек начинает верить и думать о Боге, то видит свет, исходящий от Параматмы ( Бога, находящегося в области сердца). В момент смерти душа движется по центральному каналу и кажется, что она движется через тоннель, в конце которого виден свет. Первичный очень яркий свет видится сразу, как только отключаются чувства, после умирания физического тела. Это — Свет Бога и Сам Бог. Надо сразу звать Бога или с молитвой обратиться к Нему. Вторичный свет, более тусклый появляется, когда душа не заметила первичного света и уже вышла из тела. Это второй шанс обратиться к Богу и позвать Его. Параматма при этом выходит вместе с душой.
Я вошла внутрь церкви. Церковь представляла собой бесстолпный, безапсидный, прямоугольный храм. Интерьер внутреннего убранства зального типа без алтарной апсиды, так как в реформаторском храме не предусматривалось место для алтаря и иконостаса.
Фото автора: Спасо-Преображенская церковь г. Заславль.
Продолжение:http://www.proza.ru/2015/04/23/1210