Либертарии, коммунитарии и коммунисты-анархисты

Виктор Постников
Что между ними общего ?  Джон Кларк, социальный эколог из Нового Орлеана дает ответ  в своей статье, опубликованной в газете Pulse (Весна 2015).

Термин «либертарий» (синоним анархиста – ВП) был впервые использован в Новом Орлеане в 1859 г французским философом-анархистом Джозефом Дежаком (Dejacque).  Там же, в Новом Орлеане, он написал свою самую важную работу L’Humanisphere, и важное письмо Прудону, главному теоретику анархизма.  Несмотря на их взаимопонимание в отношении необходимости противодействовать централизованному государству,  Дежак резко критиковал Прудона по двум пунктам: во-первых, за его сексизм и поддержку патриархата, а, во-вторых, за его  веру в то, что вклад каждого индивидуума в коллективный продукт подлежит оценке. Для Дежака истинная свобода требует устранение всех форм доминирования, включая, естественно,  историческую систему доминирования мужчин над женщинами. Необходимо также, чтобы производство и распределение проектировались с учетом потребностей всех, а не базировались на  сомнительной теории индивидуальной ценности и отличительного права. В своем письме Дежак пишет, что, ввиду принятия Прудоном патриархата и экономического неравенства, он не может считать себя  "libertaire”, или либертарием.

  Дежак также объясняет глубинный смысл анархизма.  Анархизм не просто противодействует насилию или любой другой форме доминирования, например, со стороны централизованного государства. Это  стремление к свободе от всех форм доминирования – капитализма, государства, патриархата, расового и этнического притеснения, бюрократического и технологического доминирования, гендерного и сексуального насилия, и доминирования над другими биологическими видами и природой в целом.

И это уже «коммунитаризм». В Соединенных Штатах  этот термин обычно имеет довольно консервативную коннотацию, и противопоставляется либерализму в политическом мейнстриме. В Южной Азии и Британии это более популярный термин, хотя и с уничижительным оттенком, и связан с сильной этнической и религиозной приверженностью. Напротив, я и многие другие, используем этот термин как утверждение древних традиций свободного, самостоятельного общества. Его можно было бы назвать и «коммунизмом», и часто так и делается, хотя, к несчастью, этот термин был узурпирован силами доминирования,  как впрочем и термин «либертарий».

   Тем не менее,  я хотел бы задать, на первый взгляд парадоксальный вопрос. «Почему коммунизм работает на практике, но не работает в теории?» То, что многие понимают под «коммунизмом» на самом деле никаким коммунизмом не является – на самом деле это доминирование государственного капитализма или техно-бюрократического деспотизма, оправдываемых через идеологию (теорию, которая не работает), которая выдается за «коммунизм». Такая система часто весьма эффективна как форма доминирования, но отнюдь не как свободная, гуманная форма социальной организации.  Мы могли бы назвать ее «авторитарным коммунизмом», но в действительности это не только не коммунизм, но в большой степени анти-коммунизм, отрицание общественной автономии. Исторически, такая система всегда боялась реальных  коммун, отбирала у них власть и делала все, чтобы их разгромить.

  С другой стороны, существует давняя традиция либертарного коммунизма*, представляющая  собой форму организации общества, подчиненного идее солидарности и освобождения.  Она  имеет место в аборигенных  сообществах, интенциональных общинах (таких, как ранние кибуцы в Израиле или гандиевские ашрамы, или кооперативные эко-коммуны в Индии), в самоуправлении во время Испанской революции, в группах единомышленников, в низовых сообществах, во многих семьях.  В этих группах существует коммунизм в смысле  автономного самоопределения. И часто он хорошо работает.

Его также можно было бы назвать «коммунитаризмом».  Я считаю, что этот термин в особенности политически востребован сегодня, т.к. он представляет собой шаг для трансформации личности-в-обществе. Мы показываем, что другой мир возможен. Мы должны переосмыслить политику как творческое сохранение мира. Вот почему большинство эффективно работающих  коммунитарных анархистских практик мы видим прежде всего в группах с солидным духовным базисом. Как правило это группы, вышедшие из древних традиций, такие как Католическое движение рабочих,  Гандиевское движение Сарводайя  (Возрождение), активный буддизм и даосизм,  и движения аборигенных народов. Но это также справедливо для многих малых групп, основанных на духовных и общинных традициях, наследующих либертарный коммунитаризм, но ищущих свои собственные пути.



Realising Communitarian Anarchism
An interview with John Clark
PULSE
Spring 2015

_______________________

* В Советском Союзе (и в других странах)  существовали близкие по смыслу группы "левой" оппозиции сталинизму, "левые коммунисты", "анархо-синдикалисты",   группа Виктора Сержа и др., но все они были разогнаны (расстреляны) к 1939 г. - ВП