Содержание волнистых попугайчиков

Наталья Юрченко 7
            

 Среди городского шума и выхлопных газов от потока машин, среди высотных зданий, человеку  необходимо чувствовать своё единение с природой. А когда в результате стресса и неудач вдруг наваливается тоска одиночества, это особенно необходимо. Наступил такой момент и у меня несколько лет назад. Я бродила по улицам, домой идти не хотелось. Ноги сами привели на центральный рынок,туда, где продают живность. Возникло сильное желание купить себе разноцветную кроху, любить, заботиться о ней. Выбор пал на  птичку с жёлтым оперением. Здесь же приобрела необходимый инвентарь и принялась создавать условия , назвала Умкой.  Показался он мне умным по поведению. Решила научить разговаривать. Через несколько дней заметила: грустит мой Умка, кушает неважно, вид вялый.
- Какая  я эгоистка, сама одна и его хочу оставить на всю жизнь в одиночестве? Нет, не бывать такому...
В качестве подруги стала приобретённая там же, но у другого продавца-бабули зелёная Полина. Вот кусучая оказалась и злющая. Но с Умкой они нашли общий язык и подружились.

До того мне понравились эти птички, что не смогла пройти мимо очень слабенького и худенького Орлика. Он томился в клетке с  более шустрыми сородичами на том же рынке, куда я пришла за кормом, и мало имел шансов попасть в лучшие условия - вид не товарный. Когда принесла домой,  развернулся целый бразильский сериал. Вдруг Полина весело переметнулась на сторону Орлика, уделяла ему всяческие знаки внимания, не замечая Умку, который изо всех сил старался вернуть  её расположение. Он одиноко сидел во время прогулки по комнате на люстре и смотрел, как парочка весело дружит и воркует.
- Нет, ребята, так нечестно, решила я. Третий лишний получается,
  Так у меня появилась синенькая Жанна. Вот оказалась птичка…, всем птичкам птичка! И на вид не красавица, но непоседа и любознательная спортсменка. Она, как канатоходец, разгуливала по натянутой для занавесок леске, переворачивалась и висела вниз головой, пыталась клювом открыть дверцу шкафчика- дёргала за ручку, хотела  заглянуть внутрь… Это чудо природы так развеселило меня, что я уже мало думала и переживала. Только вот пары не получалось. Не интересовал её ни Орлик, который оказался возрастом моложе, ни Ума, всё страдающий о Полине так, что я взяла и отделила его в маленькую клетку с Полиной. Устраивая личную жизнь моих птах, просто удивилась, насколько все они разные по характеру и развитию, насколько нежные и чувствительные. Даже обижаются, как люди. Вот не ожидала, что в душе их столько чувств. А как борьба за лидерство, за более высокую жёрдочку  напоминает людей!?

   Прошло некоторое время и купила я двух ну очень красивых особей. Надо же и Жанне пару подобрать. Красавцы просто и расцветки необычной: один просто солнечный весь, назвала Солнышком, другой изумрудного цвета, назвала Изюмой. Продавал их парень на том же центральном, у этого продавца попугаи самыми ухоженными выглядели на тот момент..
 К сожалению, как и большинство любителей живности, я только думала, что знаю достаточно про содержание волнистых попугайчиков. Но это оказалось не так. Бедолагам приходится много страдать из-за  некомпетентности хозяев, а тем сердиться на них, пока не привыкнут и не узнают друг-друга получше.
Насчёт кормления я спохватилась тогда, когда на лапках одного, а затем ещё одного появились наросты. Вроде разнообразный корм даю, вроде клетки обрабатываю, а вот заболели. Сначала пошла на тот же рынок. Парень сказал, что нужны витамины, нужны овощи: морковь, огурчики, яблоки, мел и прочее. Всё я срочно включила в рацион помаленьку, чтоб животики не заболели. То морковки отрежу пластик и прищепкой прикреплю им на клетку, то огурчик, то капустный листик,- всё по очереди. Мел мягкий, не камнем, срочно. А лапки прямо опухли и всё. Как - раз парочка и заболела, Полина и Умка. У ветврачей и в ветаптеках стала узнавать, но почему-то советы разнились. И  выписал один молодой ветврач мазь "Ям", стала я её наносить на лапки, а птички гибнут на глазах. Однажды мажу я лапочки Полине, она вся вырывается, бедняжка, а я добрыми намерениями продолжаю, ведь вроде помогает, чище становятся лапочки. Смотрю, плохо стало птичке, судороги начались, сейчас помрёт. Надо срочно спасать. Оделась быстро,  взяла Полиночку, которой явно с сердцем плохо стало, и в специальной коробочке с дырками несу в ближайшую ветклинику, - одна остановка всего, как раз туда, где "Ям" прописали. 
Молодой коренастый врач тоже отнёсся несерьёзно как-то и послал купить в аптеке сердечные капли и очень крошечную дозу развести водой, дать выпить птахе. Я конечно всё это проделала. Полина моя видно на улице немного отошла, да и молилась я за неё.
 На следующий день взяла такси и повезла малышку в центральную вет. клинику. Умочка не так нуждался в срочной помощи, как Полина.
Врач взглянула на беднягу и отправила к единственному специалисту в то время по декоративным птичкам на весь город, к  Виолетте, ветврачу в зоопарке. Если бы не тяжёлое состояние Полины, то помогли бы и здесь, но в основном у них кошки и собаки, более крупные животные. Хоть не положено, молоденькая, стройная Виолетта уступила просьбе. Она положила Полину на стол, оглядела и отругала меня за мазь "Ям".
- Кто мог вам такое назначить? Посмотрите на коробочку, кто здесь нарисован? Кошки, собаки, но не попугайчики.
- Как? Мне же врач рецепт выписал, я ему за приём заплатила..., - недоумевала я.
Виолетта была возмущена до предела.. Она обратилась к малышке, лежащей послушно на столе:
-Какая же ты выносливая птичка, попугай. Как ты это выдержала?
Потом выписала мне совершенно другой рецепт, из которого сейчас помню, что глюкозу добавлять в воду и ещё что-то. В общем, спасла мне моих птиц. Тогда побегала я в поисках дорогого лекарства по аптекам и нашла лишь аналог.
Так до сих пор Полиночка живёт. Дали они потомство с Умой позже.

  Ещё надо учитывать, что из-за маленькой массы тела попугайчику нельзя даже капельку крови терять, он может погибнуть. От этого, в случае необходимости, врачи неохотно применяют оперативное лечение. Это важно помнить и самим не пытаться лечить, подстригать неправильно отросший клюв или освобождать дырочку в клюве от застрявшего зёрнышка. Кстати, при кормлении толстым слоем корм насыпать не желательно. Птицы сверху поклюют, а внизу им трудно доставать. У моего Беленького так одна дырочка в носу засорилась. Он заболел, и тогда только обратили внимание на его клюв. Я как - раз уезжала и за ними некогда было особо наблюдать. Человек работал, кормил, поил, убирал только. А ведь это нежные летающие "цветочки", только и смотри за их состоянием. Клетку и весь инвентарь временами надо обрабатывать не только мытьём и просушиванием, но и специальным средством, - в ветаптеках продают в ампулах. Развести на ведро воды и обработать, тщательно прополоскать. Не указываю название, их несколько. Врач подскажет вам и аптекарь.

Очень важно правильно  купать птиц. У них под опереньем огромные дырочки есть на голове сбоку, - ушки. Если в них вода попадёт, птичка погибает. Это необходимо учитывать.
Лучше ставить им специальную ванночку пластмассовую, которая прикрепляется к клетке снаружи. Но я их всё-таки осторожно под слабой струёй душа купаю с ладони, приноровилась, чтобы не навредить.
Когда добавляются новые особи, только купленные в зоомагазине, надо учитывать их состояние, чтобы не заразили остальных блошками или поносиком. А если уж угораздило,- отсадить на некоторое время от остальных и привести в норму. У меня Жанночка - спортсменка оказалась такая. Я ещё  поинтересовалась, почему у неё под хвостом так, но продавец лихо провела пальцем в том месте и сбагрила мне нездоровую птичку. Пришлось учесть в рационе и изолировать временно от остальных. Помёт был с запахом. Это говорит о гнилостном процессе в кишечнике и о предыдущем плохом содержании. Через три недели птичка пришла в хорошее состояние.

Забот с ними хоть отбавляй, но когда любишь, это не в тягость. Они становятся членами семьи. Правда надоедает иногда трескотня, но когда
птицы довольны, они весело и дружно делают распевку, забыв про ссоры и кто кого поклевал. Это у них как обязанность - минимум два раза в день дружно прокричаться вволю. Видно потребность такая или упражнение связок голосовых. Теперь я это поняла и не реагирую, знаю, что иначе им нельзя. При этом они очень славно поют, такое впечатление, что за всё благодарят кого-то, что им хорошо, тепло и сытно. Солнышко был настоящим певуном-соловушкой. Такие трели выводил, ну итальянец. Отдали его, пока я уезжала, а ведь это особая птичка-класс. Птенец от Солнышка и Жанны вывелся один-копия Солнышко и певческие качества унаследовал. А ещё один птенец этой пары –копия Жанна, только мальчик. Такой же синенький опереньем и любознательный непоседа.
Как-то поначалу заметила, что у Орлика клюв неправильно стал расти и ему трудно кушать. Пришлось выяснить причину и вместо пластмассовых жёрдочек теперь применяю ветки деревьев для того, чтобы они  могли подтачивать свои клювы. Жёрдочки слишком толстые в диаметре или тонкие очень нежелательны. От них птицы устают сильно. Должны соответствовать обхвату лапки.
Эти симпатяги между собой бывают очень жестокими, способными заклевать до смерти соперника или слабого. Серьёзный вопрос и его надо учитывать. Когда ухожу по делам, обязательно предполагаю, как питомцы могут повести себя без хозяйки. Ведь при мне, как школьники на уроке: вот мы какие послушные, дружно, тихо сидим, никого не обижаем. А стоит выйти,  летят пух и перья. Хорошо, что этот процесс они озвучивают, помогает вовремя среагировать. Троих в клетке нельзя  держать. У меня было 14, в их числе шесть выведенных у нас дома.

Я использовала большую клетку и две маленькие. Сейчас держу только семь особей. Та же большая клетка и в одну маленькую отсаживаю драчунов. И всё -
равно вопрос безопасности остаётся.
За несколько лет они уже понимают, когда их ругаю, стараются тихонько себя вести, пока я сплю, а они накрыты лёгкой ситцевой накидкой со
свободным доступом воздуха снизу.

- Так, что там такое? … Это кто моего Беленького обижает?- строго говорю им. 
Беленького тут же наполняет храбрость, он победно косит глазом на обидчиков и занимает самую лучшую жёрдочку с его точки зрения, а ещё чаще усаживается в середину такого же белого кольца, какого цвета сам и покачивается, как на качеле. Беленький - альбинос, вернее самочка, но по привычке я его так зову, ведь слишком маленьким был, когда получил имя и я не могла ещё определить пол.
Она - потомок Жанны и Солнышка. Сначала подвергалась полному неприятию, это участь альбиносов. Но я так часто заступалась за неё, что она сама стала всех клевать. Приходилось даже отгонять. Перекос в воспитании получился. Есть у них и изгои, как у людей. Теперь взялись Пчёлку обижать, так отовсюду её гонят. Пчёлка тоже потомок  Жанны и Солнышка.
Хорошо видно по вмятинам клюнутые макушечки, что помогает определить взаимоотношения.
В одиночку уже могли бы говорить по-человечески, но в такой дружной компании им не зачем напрягаться. Скорее я начала различать их разговор, когда нужна помощь, когда закончился корм, когда выяснение отношений и любовные песни. Кстати, это именно язык, не простой набор звуков.
Иногда так выговаривают по своему, что можно предположить значение.
Когда  во время прогулки нечаянно дверь клетки закроется, а я не в курсе, занята своими делами, все дружно начинают пролетать надо мной низко, как авиа-эскадрилья во время показательных выступлений,только с криком.
Теперь уже знаю: пытаются привлечь внимание и сообщить о проблеме, ведь проголодались и нужно заходить.

По - началу я не знала, что они сами зайдут, приходилось загонять. Но это нежелательно и так ошибаются новички. Порой птичка не может найти вход, здесь нужно терпение, чтобы помочь, а не нервничать. Потом они приучаются. Первые полёты у молоденьких травматичны. Они падают. Надо иметь ввиду и не оставлять без присмотра одних. Сейчас все дружно сами заходят, а молодёжь при весёлом настроении припарковывается лихо, прямо влетает в клетку с размаху.
Если я сажусь кушать, у них тоже появляется аппетит и начинают клевать зернышки и ворчать друг на друга, борясь за лучшие.
Слишком много корма давать не стоит. Зажиреют и станут плохо летать.
Корм с биодобавкой перестала давать. Они прямо накидывались, ели без всякой меры, потом болели.
Летом для избавления от мух развешивают липучки. Не забудьте убрать перед прогулкой пернатых. Они обязательно влипнут, запутаются, стараясь выбраться, и совсем замотают  себя. Этого нельзя допускать. Если такое случится с птичкой в отсутствие хозяев, она может погибнуть.
Домик для высиживания нужен просторный и лучше деревянный. Ставят его снаружи, прикрепляя к клетке там, где сбоку имеется дополнительный "вход", где обычно устанавливают ванночку для купания. Лучше маму отсадить в отдельную клетку и снаружи прикрепить сбоку этот домик. В  маленьком потопчут малышей, нельзя. Остальные попугаи будут проявлять повышенный интерес к яичкам и к птенцам, это надо исключить.
Во время высиживания надо проследить за состоянием домика внутри. Оказывается, эта новая деревянная коробка подвергается изменениям существенным, и к моменту вылупления крох могут оголиться гвозди, скрепляющие стенки из-за стараний мамаши. Она просто выклёвывает бруски, при этом гвозди могут торчать даже острыми концами. А это опасно в первую очередь нежным телам вылупившихся.
Обе самочки, Полина и Жанна,
снесли по шесть яичек, но больше трёх детёнышей не получилось каждой за раз выходить. Это от того, что яички несутся не одновременно и выводок тоже с интервалом. Первые очень быстро набирают вес и последних затаптывают, -они слепые ещё, жмутся друг к другу. Поэтому лучше сразу оставлять три яйца для высиживания.

Обязательно при высиживании даже подросшие должны содержаться в отдельной клетке с домиком, оберегать от остальных птиц и даже от папы. Эту задачу выполняет самочка. Она гонит самца от малышей из домика. Когда вывелись, я отсадила самца в общую клетку. Так и норовил залезть внутрь. Остальные тоже проявляли огромный интерес к малышам. Облепят во время прогулки клетку с самкой и заглядывают. Они могут заклевать и отец может залезть и потоптать нечаянно выводок.
Полина гнала и кричала на Умку-отца. Но зато потом ей он помогал выкармливать из клюва чуть подросшую молодёжь, подкармливал и саму Полину. Справлялся отлично с этой обязанностью. Даже когда новички стали на крыло, они ещё долго подставляли свои клювы и просили их подкормить не только родителей.
Жанна же наоборот оказалась другой мамочкой. Ей важнее были отношения с Солнышком. Она даже разрешала ему залезать в домик при высиживании яиц. Приходилось выгонять папашу на всякий случай. Кстати, Солнышко так заботился, помогал разнестись, когда яичко не проходило у Жанны. Он мял ей спинку и животик. Я сначала не поняла, что происходит. У них настоящая любовь была и забота. Зато потом птенцов кормить у него получалось не слишком. Он много старался, суетился, а толку было мало. Жанна вообще - дама современная. Как только дети оперились и требовали без конца кормления с клювика, она от них ушла и занялась своими интересами. Вымотали все силы. Процесс действительно тяжёлый для самочки и долгий. Более двух  месяцев обречена мамаша сидеть в тесноте,в полутьме. Она только поест и опять туда. Очень трудно выдержать.

Кормление должно быть полноценным и разнообразным особенно в такой период. Я даже стыдила её, ведь дети пищат, хоть и подросли и могли уже немного летать.
Но она действительно уже не могла. Помогали другие птички заботиться во время прогулок. Сначала малыши чуть пролетят и падают. Надо их оберегать, а то побьются.
Сейчас я перестала ставить домик и отсаживать для размножения. Слишком трудная жизнь в неволе ожидает крох и я учитываю это. Ведь надо будет отдавать кому-то, а что там ждёт? Пока я уезжала по делам из дома, количество с каждым разом убавлялось.  То выпросила соседка парочку, то коллеге, то сосед взял. Но у этого у соседа я потом выкупила, хоть брал он даром. Не могла слышать спокойно, как кричит мой родной попугайчик целый день не от хорошей жизни.
Не советую держать много. Трудно и им, и вам. Это тот же коллектив, где не всё так просто. Я же привыкла к ним и боюсь отдавать. Сколько раз приходилось видеть настоящих невольников в кафе, где почти не бывает солнечного света и целыми днями и ночами грохочет музыка. И там же мучается бедная птаха, среди этого всего.
Даже у образованной, прекрасной хозяйки, я видела попугайчика, который содержался прямо у компьютера, получая огромное облучение, которого кормили только смесями зерновыми. По занятости своей хозяйка не потрудилась узнать, что и варёное яичко надо давать, смешав с картошечкой отварной иногда, и не жирный творог в небольших количествах.
  Это надо регулировать, смотреть, не жидкий ли стул у птиц. Потом удивлённо говорят :
- Что-то год пожил, всё давала, а он умер.                Берут следующего и ничего не меняют в содержании.
Жалко этих невольников, наделённых по данным учёных долей интеллекта.
А я теперь это и без учёных знаю. Как выражаются северные народы, якуты, эвены – это маленький народ. Так они относятся даже к муравьям. И такой взгляд абсолютно точный.               
Когда птенчики вылупляются, это какие-то крошечные чудовища. Если бы сфотографировать и увеличить, - монстры да и только. Фу, какой вид этих голеньких чудовищ. Вес набирают не по дням, а по часам. Потом начинают интересно оперяться-на головке, на крылышках сначала пёрышки. Оперённые-это красота уже. Чудо нежное с перламутровым клювом, с шёлковыми пёрышками, доверчиво жмутся к вашей руке. Прелесть и восхищение.

Вот две парочки, а вели себя по-разному во время труднейшего для них периода..
Во-первых, надо отметить настоящий героизм, заложенный природой мамам.
Так самоотверженно отказать себе во всём и высиживать в тёмном, тесном домике,хоть я выбирала просторный и деревянный, но с птенцами всё-равно потом тесновато, каждую минутку волноваться и оберегать этих страшненьких голых динозавриков даже от папаши, кормить их из клюва  уже подросших и ставших на крыло….
Бедные женщины. 

Дети Полины оказались такими же кусачими, особенно Доллар, весь зелёненький. Свой горький жизненный опыт, когда Полина чуть не погибла от неправильно назначенного лечения, она передала детям. Пчёлка, Доллар и Листик так и не научились доверять людям. А вот дети Солнышка и Жанны: Беленькая, Жан и Солнышко-2, самые ручные и умные.  Особенно доверительные отношения у меня с Жанном. Он терпеливо даёт моей руке взять его из клетки и пересадить или выпустить. При этом я говорю ласково: “ Пересажу, пересажу”. Если вы решите завести себе птичку, внимательно проконсультируйтесь о её содержании и повадках.И помните, этот член семьи западёт на всю жизнь в душу, и если что с ним случится-угрызения совести обеспечены. Удачи.