СОЧИ. Город начинается с вокзала

Честная Спекулянтка
Любой город начинается с вокзала, как театр начинается с вешалки.
Кто этого не знает? Это знают все.

Сочинский вокзал, благодаря проведенной в 2014-ом зимней Олимпиаде, стал визитной карточкой главного курорта страны. Трансляция игр начиналась с заставки, на которой был знакомый теперь всему миру вокзал с пятью разноцветными олимпийскими кольцами на фасаде. Сейчас они убраны.

Строительству вокзалов всегда и везде придавалось большое значение, с них не только начинолось знакомство с городом, они часто были местом встреч и просто отдыха местных жителей. По фильмам из другой жизни знаем, что вокзал мог быть культурным центром города, особенно небольшого.

Сочи повезло: его очень полюбил  товарищ  Сталин. Сразу после войны им было дано указание построить на месте старого деревянного вокзала новый с учетом превращения города в главный курорт и многократного увеличения пассажиропотока.  В 47-ом (после бурных споров архитекторов) вождю были представлены три варианта проектов вокзала, а в 52-ом  этот красавец уже принял своих первых пассажиров.

Здание было построено в духе того времени, с архитектурными излишествами, как это вскоре назовут.Но как же сегодня рядом с высотками из стекла и бетона выигрывает своей красотой здание, которому больше 60-ти. Красота, может, и не спасет мир, но без нее мир выглядит однообразным и тусклым. Теперь этот стиль  называют сталинским ампиром. Это знамение эпохи, которую не вычеркнуть из нашей истории. 
В конце прошлого века вокзал был реконструирован турецкими строителями, но первоначальная идея архитекторов сохранена. С 75-го сочинский вокзал получил статус "Памятника архитектуры федерального значения", а "Юнеско зачислил этот  вокзал в свою "Красную книгу" как один из красивейших вокзалов Европы". Привожу эту цитату, чтоб подчеркнуть, что мое впечатление от здания - не наивные эмоции простака.
Я бы сказала, изнутри здание выглядит ещё интереснее, чем снаружи: оно кажется очень легким, стремящимся вверх, привлекающим внимание декором балюстрад, потолков и светильников.

Сейчас привокзальная площадь загромождена стеклянными куполами подземных переходов, без которых в большом городе теперь трудно обойтись. Когда-то была большая дискуссия, кому оставить наземное пространство городов -  машинам или пешеходам? Победили стальные кони, а людям предоставили многочисленные лестницы для спуска-подъема в подземелье.
В Сочи, построенном на возвышенностях, это чувствуется особенно.
Я в Сочи была сейчас в 4-й раз, если что-то и узнаю из тех далеких поездок, так это как раз вокзал, город же изменился до неузнаваемости.
******

Отдельно хочется сказать несколько слов о главном архитекторе вокзала.
Сталин не случайно поручил его проектирование  А.Н. Душкину.
Академик архитектуры, трижды Лауреат Сталинской премии, уже был признанным мастером, автором нескольких очень интересных станций московского метро, нескольких вокзалов, в том числе, симферопольского, который считается близнецом сочинского.
В этом проекте впервые перрон был предусмотрен на уровне входа в вагон. Интересная задумка архитектора и с часами на центральной башне. Их диаметр равен 5-ти метрам, но главное там - знаки зодиака на циферблате, они не все и расположены не в их законном порядке, гороскопы ещё были не в чести:))

Блестящая карьера академика закончилась в 55-ом с Постановлением  ЦК КПСС об архитектурных излишествах, где Душкин был упомянут отдельной строкой, как теперь говорят. Академик был устранен от всех проектов и только незадолго до смерти, в 75-ом, заслуги будут признаны вновь.


ПС. Экскурсии тоже начинаются от вокзала, экскурсоводы попались замечательные, я поделилась только немногим из того, что услышала в эти дни. Вокзал и его создатель стоят того, чтобы о них рассказать.
Потом я постараюсь больше показать город и его окрестности, без лишних слов.