Мy Way. Воспоминания о себе

Иракли Ходжашвили
На днях в Макспарке Инна  Симхович (Творческая мастерская "Вдохновение") предложила  авторам написать воспоминания о том, как они "докатились до ручки"и,по-возиожности,поделиться своими первыми произведениями.
Я решил- а почему бы и нет?! Итак,

       Если верить семейным преданиям (а оснований им не верить я не вижу), то это произошло в день рождения одной из моих троюродных сестер.

        На 6 лет старше меня, настоящая белокурая красавица с зелено-голубыми глазами, она была всеобщей любимицей и поэтому, когда она встала на высокий стул, все приготовились ее слушать. Читала она громко, с выражением- «Москва! Как много в этом звуке для серда русского слилось!...»

        Надо сказать, что выбор стихотворения никого не удивил, хотя среди присутствовавших не было ни одного русского лица.

        Удивило их то, что когда Лера, прочтя еще несколько стихотворений и получив заслуженные аплодисменты, раскланялась и сошла со стула, на него, оказывается, залез я. Это было, очевидно, не так просто, так как стулья были высокие, еще с «прежнего» времени, а мне только недавно исполнилось 2 года, да и ростом я был ниже их немецкой овчарки.

        Ну, как бы там ни было, я привлек внимание публики, уже готовой выслушать, очевидно, нечто вроде «Идет бычок, качается...»,но я громко объявил по-грузински: «МАШИНА !»

        Говорят, что все, в том числе и мои родители, были поражены, потому что ни бабушки- дедушки (бывшие «царские гимназистки и гимназисты», которым в ту пору было всего-то под пятьдесят лет!), ни многочисленные дяди и тети, ни даже мои родители не знали подобного стихотворения.

        А я, выждав паузу, продолжил: « У машины есть четыре колеса, шофер и руль. Шофер покрутил, покрутил, завел и машина по-о-е-ехала !» , после чего, говорят, я поклонился, выслушал аплодисменты и слез со стула.

        ( Для молодых читателей поясню, что в те годы двигатель многих машин заводили, прокручивая специальную переднюю «ручку». Так что особо была отмечена моя наблюдательность !)

        Это- что касается семейной истории, в которую я верю. А по поводу моей уже «осознанной творческой деятельности», то помню, что однажды, когда меня в очередные каникулы посадили в купе и отправили к папе в Туапсе, я по дороге написал стих.

        Поезд был «Тбилиси-Ростов», с настоящим паровозом, который этот путь проходил почти за сутки не только потому, что шел медленно и, как говорится,останавливался у каждого столба, но еще и потому, что на многих участках была проложена только одна колея и часто приходилось стоять и ждать, когда пройдет встречный поезд.

        Если это происходило летом на прибрежных участках, то смельчаки, переодевшись заранее в купальники, выскакивали из вагонов и бросались купаться в море, причем, поглядывая на железную дорогу, потому что «встречный» мог выскочить в любой момент и тогда, бывало, что оставшимся в вагоне приходилось «срывать» стоп-кран, чтобы выручить отстававших.

        Мне было лет 9-10, я ехал один, правда, под присмотром попутчиков, но ни разу не нарушил обещания и не выскакивал на остановках из вагона.

          Тогда я и написал нечто стихообразное, которое сохранилось в памяти в виде стороки : «О море, синее в заливе!»

        Где я мог увидеть залив на этом отрезке побережья, так до сих пор и остается загадкой.

        Следующий «творческий всплеск» был связан с подготовкой к концерту в школе уже в Туапсе, когда нам с одноклассником Валерой Уваровым тоже захотелось принять в нем участие. Мы взяли за основу какой-то английский скетч (как насчет нашего вкуса?!), несколько переделали его с учетом реалий места и времени, и надо сказать, успешно его разыграли.

        К сожалению, в сентябре Валера уже не пришел в 8-ой класс- за три летних месяца он буквально «сгорел» от острой лейкемии. Царство ему небесное. И я его помню.

        В 10-11 классах школы (уже опять в Тбилиси) у нас была очень хорошая учительница литературы и русского языка В.И. Гаспаришвили, которая сумела создать очень хорошую, как тогда говорили, «самодеятельность». Проводили литературные вечера Есенина, Лермонтова, Блока, ставили чеховского «Укушенного» (фрак, в котором я играл на республиканском смотре, нам одолжили в Оперном театре. Кстати, школа получила Грамоту за спектакль!)

        Я играл на скрипке в струнном ансамбле и соло аккомпонировал исполнительнице романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду...».

        Ребята научили меня трем основным аккордам на семиструнной (тогда 6-струнных,кажется, и не было) и –начало 60-х г.г.!- мы пели песни Окуджавы, Галича,Визбора...

        Я умудрился даже сочинить мелодии и спеть две «песни» на стихи Есенина и Лермонтова ( о чем имеется соответствующее упоминание в учебниках русского языка и литературы для нерусских школ, изданных позднее Виолеттой Ильиничной ! Кстати, не так давно я посвятил ей свой стих про ЦЫпленка http://www.stihi.ru/2015/02/15/8420)

        Поступив в Целиноградский мединститут, кроме музыкального аснамбля, я собрал и все четыре года учебы там «капитанил» институтской и курсовой командами КВН. Тогда это было действительно зрелище, построенное на находчивости,остроумии, импровизации, знании, умении из «ничего» создать «что-то»!

        Мы самии сочиняли все сюжеты домашних заданий, а во время игры, при проведении различных неожиданных конкурсов, ответов на вопросы ведущих , я уж не говорю о «пике» состязания- Конкурсе Капитанов!,- тут уже шла сплошная импровизация, обмен экспромтами, как сейчас говорят, «онлайн».

        Ни о каких домашних заготовках не могло быть и речи, настолько это бросалось бы в глаза! К сожалению,но и естественно, что никаких записей того потока юмора и веселья практически не сохранилось. Разве что у кого- то из болельщиков?

        Прошло еще почти 20 лет, мой сын кончал уже школу, когда я, как-то залпом, сочинил несколько эпиграмм на всех членов семьи, а потом (в связи с юбилеем отдела) и на сотрудников, не забыв, разумеется и себя. Но все эпиграммы - личные, для «внутреннего употребления», и не для широкой публикации.

       Вот так мы и добрались до лета 2014 г., когда я оказался свидетелем сцены, которую описал потом в рассказе «Голуби у Поющего Фонтана». По-справедливости, этот рассказ должен был быть первым,мной написанным.

         Но, пока я «раскачивался», не решаясь начать его записывать, я оказался свидетелем уже другого события, которое как-то сразу «сложилось» в сюжет и «выплеснулось» ( 03.08.2014 г.) в виде зарисовки ( я назвал ее «гейзеринкой») «В такую погоду лучше сидеть дома...» (про бабочку), которая и является первой авторской прозаической публикацией на моей странице в Фейсбуке.Даю ссылку на http://www.proza.ru/2015/02/10/243

        До голубей http://www.proza.ru/2015/02/09/1035 очередь дошла уже после других рассказов и «булек», вошедших в мою первую, чисто «прозаическую» книгу, на написание которой ушло ровно две недели.

        Первым же «поэтическим» моим созданием надо считать «Свободу!» (31.10.2014 г.) из сложившегося тогда, очевидно, под некоторым влиянием стихов Исикава Такубоку, «Японического цикла», который писался тоже как-то одновременно: и стихи, и «Император»   http://www.stihi.ru/avtor/instruktor46


Я вырвался в Мир,наконец, из гнезда!

Мир прекрасен, бесспорно!

Я многое видел..., узнал...

Я создал семью...

Но , все же, кто мне подскажет-

где он,

Дом Мой?