3 самодельные гитары. проблемы и вопросы,

Илья Корнев
+Зал1.

Начнем.
Для чего тут зал и витрина со струнными инструментами, спросишь ты? А все дело в том, что, во- первых я довольно смутно представлял когда делал самодельные гитары для чего в них, да как и в другом инструменте, что имеет полый корпус: скрипка, виолончель и даже балалайка нужны реечки, что приклеиваются к декам внутри инструмента?! Ты подумаешь и если уже видел гитару у которой частично отклеилась дека и она начала или уже рассыпалась на отдельные реечки и скажешь:
- Ну, это просто! Для прочности! И ты будешь прав, потому что так делались двери в деревенском доме_ это придает прочность, и любая деталь сделанная в форме щита сразу делает изделие более жестким на изгиб! Кстати в конструкции фанерного листа применен тот же принцип! Все конечно можно просчитать если это машина, механизм и зная свойства фанеры, ведь на нее есть ГОСТ а там указаны кроме цвета и материала из чего ее делать, то кажется можно высчитать размеры гитары да и любого инструмента! И да и нет! В чем причина? Почему вы не встретите формул, за исключением расчета грифа и мензуры? В первом случае это нужно для правильной врезки в гриф ладов в нужном месте, ну и для точного расчета мензуры или колеблющейся части струны, между верхним и нижними порожками. Но и без знания этой формулы я прекрасно обходился и просто очень аккуратно переносил расстояния для ладов на самодельном грифе, просто зажав в тисках два грифа. Заводской и самодельный. Почему не стоит замораживаться по этому поводу! А по тому, что первые лады были привязные и таких гитар в музейных витринах множество. При чем привязаны как правило первые десяток ладов с начала грифа. Кстати! Сейчас, взглянув на гриф восстанавливаемой гитары можно определить как играл старый хозяин. Это покажет стертая краска на верхней поверхности грифа и углубления на ладах, там где их чаще косались струны во время игры на инструменте! И так почему, первый вопрос:

- Почему Не Существует Формул Для Расчета Гитар?

А ответ прост! В конструкции любого механизма от  кофемолки до космического аппарата или   автомашины закладывается запас прочности и чаще кратный. Таким образом, можно построить любой инструмент от гитары до пианино и он не сломается, но и звучать не будет. Применю простой термин. Инструмент “ не раскачается”. Натяните струны на  массивную на станину токарного станка и попробуйте выжать звук! Смеюсь? Как бы не так! В пианино внутри есть такая же тяжеленная деталь сделанная из чугуна, а оно, пианино  звучит. В чем дело? А все дело в том, что в качестве материала очень старых инструментов использовались рога животных и на них, точнее между ними натягивались струны. Если хочешь, натяни струны на вешалке из оленьих рогов и получишь инструмент типа лиры. Так сказать реконструкцию. И у арфы, тот же принцип и устройство! Только рога заменены деревянным корпусом. Для чего же тут фото из музейной витрины?  А я искал и нашел множество фотографии инструментов и не обязательно гитар, у которых снята верхняя дека при ремонте. Да и у меня собралось таких до 4, 5 корпусов гитар и я понял, что если быть честным системы в расположении этих реечек, а они называются или пружинками или рипами в зависимости того, где они приклеиваются к деке и дну гитары , нет. Нет системы! Потому что у одной и той же гитары, а у меня три Шиховских гитары, что я восстановил до рабочего состояния, эти реечки приклеены со смещением часто на 2- 3 см. При чем речи о параллельности даже не идет. Выше приведен чертеж какой то акустики. Там  эти рейки на деках во- первых параллельны, во вторых указано место, где они должны быть приклеены.

Что такое Рипа и Пружина?

Кажется, в начале я путался в этом понятии и считал все рейки, что есть на дне и верхней деке пружинами. Кроме того на некоторых гитарах приклеиваются более толстые реечки, у которых есть названия то же. Но этих деталей как правило нет в корпусе полу акустик. У меня есть конечно одна гитара доска и очень вскользь я может, коснусь конструктивных особенностей этих гитар. Так как они часто так искусно отделаны, что например Gibson Les Paul я считал гитарой, что имеет полый корпус.
А теперь пояснение для чего тут этот рисунок? В полу акустике в корпусе должны присутствовать рипы или пружины на деках, если задаться целью, приблизить звучание полу акустики к акустической гитаре. А этого и боится гитарист, что делает инструмент на заказ! Что выкинет новая гитара? Никто не скажет! Но зная, что и для чего в любом струнном инструменте можно эти знания перенести в самодельную конструкцию.
Что бы было просто и понятно. Все эти реечки в корпусе любого инструмента: хоть гитара, хоть какой то инструмент, что сохранился в двух, трех всего экземплярах имел внутри такие же реечки, но приклеенные по своим принципам и законам.
Потому что рипы и пружины делали то же, что и регуляторы тембра в УНЧ теперь! А для этого нужно знать как расположены рипы у тех же скрипок, пусть даже это будет Страдивари. Кстати мне попался рисунок дешевой скрипки, у которой нет рип на дне инструмента, и они не стояли там изначально!
Дальше я попробую на примере фотографий корпусов некоторых инструментов, в том числе и тех которым много веков рассказать как делали и не только гитары тогда. Хотя есть масса гитар советского периода, что считаются полу акустиками, что не имеют пружин и рип.
Да и гитары типа авиэйшен, у корпус из пластмассы делались без перегородок или рип! Так что принцип, что появился в электро гитаре сковородке, еще не утерян, а применяется. И все таки это нужно знать. Хотя, для начала  можно к обечайкам приклеить два листа обычной 3 мм фанеры без всяких этих реечек. Повторюсь, и таких инструментов масса существовала. Недостатки их компенсировались электроникой и приставками.
Корнев. И.