Факел непопалимый 12

Виталий Голышев
Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/04/17/1539



       Записная книжка за 6 класс (1915-1916 гг.) отражает также многие стороны жизни и учёбы деда, помогающие узнать и понять атмосферу этого последнего, предреволюционного периода жизни России (как столицы Государства Российского, так и Восточной Сибири).

       Предыдущая книжка (в хронологическом порядке) заканчивалась завершением каникул деда - сплавом по Енисею партии меховых изделий, с которой пребывал и дед со своими родственниками (имён, увы, он не указал).

       Записи заканчивались 23 июля 1915 года, когда плот отчалил от Минусинска и взял курс на Красноярск. Кратко, но красочно описывался путь, с его приключениями: посадкой на перекате на мель (камень под явно сибирским названием «осередыш»), дымом от горящей тайги, частыми остановками на ночевки…

       В новой записной книжке дед продолжает рассказ о своих каникулярных днях, окончание которых проходило уже в Красноярске, с прибытием  туда на плотах, груженных меховыми изделиями. К торговле шубами позднее здесь добавилась также и торговля арбузами, которые привез 3 августа брат (3 тысячи штук). Весь следующий день шла их продажа. «Сотню продавали по 10 руб.», - пишет дед.

       Покончив с коммерцией в Красноярске и вернувшись 8 августа в Минусинск, дед продолжает и здесь помогать матери продавать арбузы, впрочем, не забывая и про культурный отдых. «…Приехал в город (имеется в виду Минусинск)… Вечером ходил в сад. В саду городском было гулянье в пользу Женской гимназии. Познакомился с кадетом 2-го Петроградского кадетского корпуса… Было весело…» (запись от 15 августа.

       Но каникулы закончились, и вот: «20 августа. Сели в поезд… Познакомился с преподавательницей гимназии из Астрахани. Также с курсисткой Киевских курсов из Красноярска и её братом – студентом Петербургского Университета. Познакомился с гимназистом из Благовещенска… он ехал с родителями в Петроград… Ехать было весело…».
 
       В Питере, как обычно, начинались поиски жилья, с приемлемыми ценами. Нашли комнату на четверых, «цена 12 руб., 5 этаж, окно на улицу», затем нашли впятером адрес, по которому предлагали дешевые домашние обеды, «10 руб. в месяц».

       А затем начинается учёба. «31 августа был молебен в училище. С Окасом ходил в Казино-де-Пари» (дед начинает 6 класс в качестве этакого «прожигателя жизни», наверно родители дали много денег с собой). Игра в карты продолжалась у однокашников 3 сентября. «Выиграл 1 руб.25 коп.», - пишет дед. Как мне это всё знакомо и по моей учебе в Питере через полсотни лет, где игра в преферанс занимала значительную часть и моего студенческого досуга.
 
       Продолжается и культурная составляющая учёбы – походы деда в музеи и в Народный дом (спектакли «Идиот», «Анна Каренина»), чтение классики – Тургенева, Гарина-Михайловского. В училище в декабре 1915 г. организован литературный кружок, в котором деда избрали его председателем. Вот как он описывает одно из его заседаний, 13 декабря: «Цешинский прочитал реферат: «Лермонтов, характерные мотивы его поэзии», и Илья (Чубарь) «Радищев и Новиков». Заседание прошло оживлённо и даже очень. Много говорили о крестьянстве, о чиновничестве и пр.».

       Перед Рождественскими каникулами до учащихся довели четвертные оценки – «Троек совсем нет, за эту четверть поднялся», - пишет дед. Учитывая военное время, дед периодически оформляет документы об отсрочке от призыва в армию: «Ездил в Воинское Городское Присутствие об отсрочке».

       А 23 марта 1916 года училище постигло горе – ушел из жизни его основатель и бессменный руководитель, Александр Сергеевич Черняев, именем которого оно было названо. «26 марта хоронили Александра Сергеевича. Отпевание происходило во Владимирском Соборе. Там же произнесли речи профессора… Генкель, Жаков, преподаватели Гегелашвили, Соломин. Похоронили… на Серафимовском кладбище. За гробом шли ученики всего училища, занятий не было…».

       Записи об учебе заканчиваются некоторыми событиями мая (экскурсия в Придворный конюшенный музей – 7.05; рабочий вечер в зале неких курсов, где ставили «На дне» Горького, а затем были танцы – 8.05.; кружечный сбор в пользу учащихся сирот воинов – 11.05; и, наконец, получение четвертных ведомостей и решение Педагогического совета: «7 пятерок и 6 четверок» - 18.05). И 23 мая 1916 года дед уезжает на свои последние каникулы домой.

       О каникулах 1916 года дед пишет очень скупо, но это объяснимо той работой, которой он был занят. С 23 июня он был принят счетчиком-регистратором Шалаболинского сельского переписного участка (что рядом с Минусинском) и, по всей видимости, всё лето занимался этой сложной и скрупулёзной работой.

 
                СПРАВКА:

       Всероссийская сельскохозяйственная перепись была проведена в мае-июле 1916 года и охватила практически все губернии России (кроме захваченных врагом территорий). Её задачей был учёт сельского населения, в процессе которого регистрировались: его численность и число хозяйств, поголовье скота, размеры посевных площадей, запасы продовольственных и фуражных культур.



       Из других записей деда за 6 класс интерес представляет так называемая «тюремная азбука» - система перестукивания в тюремных камерах, как способ общения заключённых. Видимо, это дань тому революционному времени и обществу, заряженному революционным брожением, в котором вращалась учащаяся столичная молодежь.

       Интересен также и перечень читаемой и планируемой к прочтению литературы. Здесь начинает преобладать уже социально-экономическая  и политическая составляющие – тоже дань времени, да и научно-учебным предпочтениям старших классов училища. Так, в разделах записной книжки «каталог моей библиотеки», «книги, взятые для прочтения» и «что прочитать», наряду с Достоевским, Гоголем, Островским, Писемским и Гариным-Михайловским присутствуют Маркс с Энгельсом, Карл Каутский, Туган-Барановский, а также Ломброзо и Ницше.

       Но… никуда не деться и от развивающейся чувственности, а потому острота социальной направленности стихов Некрасова, таких, как:

«…Крестьянское терпение
Выносливо, а временем
Есть и ему конец».
«…Хвали траву в стогу,
А барина в гробу».

сочетается с глубоким лиризмом любовной прозы Л.Н.Толстого:
«Наступили светлые мгновенья первой любви, мгновенья, которым не суждено, да и не следует повторяться в одной и той же жизни».
 
       Приближающиеся знаковые и эпохальные события в жизни деда и жизни страны - собственное двадцатилетие и Февральская революция - всё громче и стучались в его душу и будили в нём новые, неизведанные чувства…


                ПРИЛОЖЕНИЕ № 14:
                6 класс (1915-1916 гг.).
          Раздел «Ежедневные отметки», «Для заметок» (стр.44-114).


3.08.1915г. – Утром приехал брат из Минусинска. Привез арбузов 3000 (кг или шт?). (Если вернуться к записям предыдущей книжки, то дед имеет в виду события, последовавшие после его прибытия на плоту в Красноярск, с шубами).

4.08. – Торговал весь день арбузами. Сотню продавали по 10 руб.
5.08. – Продали много шуб.
6.08. – Выехал в Минусинск на пароходе «Сибиряк». Учащихся, кажется, никого. В Езагаше ночью стояли 4 часа.
8.08. – Прибыли в Минусинск ночью в 11 часов.
12.08. – Утром приехали в город. Маме подсоблял торговать арбузами. Ниночке вкратце высказывал свои взгляды на женщину и вообще на жизнь.
14.08. – Утром пришел в город узнавать, когда придет пароход. Пошел дождь. Ушел домой обратно.

15.08. – Собрался совсем и приехал в город. На пароход собраться не успел. Вечером ходил в сад. В саду городском было гулянье в пользу Женской Гимназии. Познакомился с кадетом 2-го Петроградского кадетского корпуса Левен оф Менар (не точно и весьма приблизительно, т.к. написано сложно). Было весело.
18 августа в 6 часов утра уехали в Петроград (всё же наверно сначала в Красноярск) на пароходе «Сибиряк» вместе с кадетом.

20.08. – Сели на поезд. Плацкарту достать не мог. Познакомился с преподавательницей Гимназии из г.Астрахани. Также с курсисткой Киевских курсов из Красноярска и ее братом – студентом Петербургского Университета. Ехать было весело. Познакомился с гимназистом из Благовещенска Сергеем Титаренко. Он ехал с родителями в Петроград. Отец душевно-больной, бывший податной инспектор.

25.08. – Приехал в Петроград в 3 часа дня. Остановился у Цешинского, ходили в Народный дом. На Большом встретили Сергиевского.
26.08. – С Цешинским и Сергиевским искали комнату, сняли на Гулярной ул. Д. 23 кв. 18. Цена 12 руб., 5 этаж, окно на улицу.
28.08. – в комнату перешел ещё уч. Эйнсильд нашего уч. 6 кл.

31.08. – Был молебен в училище. С Окасом ходил в Казино-де-Пари.
1.09. – Начало занятий в училище. Было два урока: физика и французский.
3.09. – Были с Эйнсильдом вечером у Чубаря и Джирихова. С нами были также Цешинский и Сергиевский. Играли в карты. Выиграл 1-25.

4.09. -  Я, Эйнсильд, Чубарь, Джирихов, Сергиевский нашли на Зверинской ул. Д. 31 кв. 31 обеды 10 руб. в месяц.

13.09. – Ходил в Музей Императора Александра III с Шуркой (Эйнсильдом).
5.12. – С Васькой Ц., Шуркой Э. и Окасом ездили в «Вестник Знания». Мы с Васькой отказались от подписки за 1914 г. и получили вместо этого книги. Я получил на 2 р. 50 к., а Васька на 3 руб.

6.12. – Было первое заседание и открытие кружка. Я, как  председатель, сказал речь, потом приветственное слово Васьки, стихотворение Пеко, Блинков и Миней говорили о Лермонтове, о Гарине, читали «Демона».

13.12. – Т.Цешинский прочитал реферат: «Лермонтов, характерные мотивы его поэзии», и Илья «Радищев и Новиков». Заседание прошло оживлённо и даже очень. Много говорили о крестьянстве, о чиновничестве и пр.

18.12. – Была Шура Б. Я познакомил её с Васькой. Философствовали, шутили, целовались и пр.
19.12. – Шурка после окончания занятий уехал в Юрьев. Окас и Предит  также уехали.
20.12. – Было заседание Литературного кружка. Т.Джирихов прочитал реферат об Обломове. Заседание протекало не особенно оживленно.
21.12. – Ходил в Народный дом с Васькой, Чубарем и Стаськой (Джириховым). Получил четвертные ведомости, троек совсем нет. За эту четверть поднялся. Ездил в Воинское Городское Присутствие об отсрочке. Просили принести с прош. Метрику. Ходили в «Народку» - «Идиот».

23.12. – Переехал на Б.Греб. д. 8 кв. 26. В кварт. Стаськи и Илюшки (Чубаря). Вечером ходили в «Народку» - «Анна Каренина».
25.12. – Весь день провел дома и прочитал «Дым» Тургенева.
26.12. – Тоже сидел дома, читал «Гимназисты» Гарина.
27.12. – День провел дома, читал «Гимназисты». Приехал Шурка.

3.01.1916г. – Вечером с Васькой, Шуркой, Стаськой и Илюшкой в 10 час. вечера ходили на Стрелку. Было тепло. Дурели, толкали друг друга в снег.
7.01. – Начались занятия. Ходил в баню и там свесился. Чистого весу 3 п. 37 ф.

10.01. – «Начиная с Пушкина, изучение русской литературы должно быть ведено  совсем иначе, чем изучение эпох предыдущих. Непосредственное ознакомление с произведениями даже самых выдающихся писателей не только древнего периода, но и 18 века, - дело настолько трудное, что подчас оно не под силу и специалистам и должно идти рука об руку с изучением (далее непонятное слово).
        Без помощи историко-литературных комментариев в большинстве случаев трудно понять значение даже самых знаменитых произведений времени, отошедшего от нас вглубь истории. Совсем другое литература нового (не точно) периода, при усвоении которой на первый план выступает непосредственное художественное понимание изучающего.  «Горе от ума» - последнее произведение, для полного освещения которого надо отчасти прибегнуть к изучению условий быта, в нем отразившегося».

23.03.1916г. – В 1 час дня скончался Александр Сергеевич (Черняев – создатель и бессменный руководитель училища). После четвертого урока была панихида.
24.03. – Занятия были только до 12 ч. по случаю смерти Ал. Серг.

26.03. – Хоронили Ал.Серг. Отпевание происходило во Владимирском Соборе. Там же произнесли речи пр.доц. Генкель, профессор Жаков, преп. Гегелашвили, Соломин. Похоронили в Старой Дер. на Серафимовском кладбище. За гробом шли ученики всего училища, занятий не было.

1.04. – Было только два урока. После этого была панихида по Ал.Серг. Распустили на пасхальные вакации.

7.05. – После двух уроков была экскурсия в Придворный Конюшенный Музей под руководством Вик. Ив. Беликова (историка).
8.05. – Был на рабочем вечере в зале курсов Полланч. Ставили «На дне» Горького. Впечатление хорошее. После спектакля танцы. Приз за красоту в пользу…

10.05. – Провожали домой Илью Чубаря. Были барышни у нас от нижней квартиры.
11.05. – Был кружечный сбор в пользу учащихся сирот воинов. Занятий не было. Все средние учебные заведения собирали каждый в свой училищный фонд.
17.05. – Последний день учения. Распустили на летние вакации. Педагогический совет.
18.05. – Получил четвертные ведомости и узнал решение Педагогического Совета. Я получил в аттестате 7 пятёрок и 6 четверок (как и его праправнук Дима через 97 лет, по окончании 8 класса!).
21.05. – Получил деньги и купил билет в Центральной станции на 23 мая.

23.05. – В 2 ч. 40 м. дня выехал из Петрограда. Публики очень много. Кое как поместился в вагоне. Утерял маленький саквояж с дорожными вещами.

1.06. – В 4 часа вечера приехал в Минусинск на пароходе «Красноярец».
23.06. – Г.Завед. Шалабол.переп. участ. (господин заведующий Шалаболинским переписным участком. Надо думать, летом 1916г. была перепись населения. Какая? Всеобщая или только местная?) принял меня на службу счетчиком-регистратором.

25.06. – Выехал с Над.Густ. в с.Шалаболинское из Минусинска в 5 час. утра.
22.07. – Вечером Влад.Матв. командировал меня вместо себя в Дятлово и Грязнуху.


       Далее в данной книжке после стр. 96 и до стр. 115 вставлены несколько непронумерованных листков в клетку, отдельные листы были вырваны, а другие были заполнены рукой деда. Записи в основном касались разного рода адресов. Вот эти записи.

- Гулярная, д. 23 кв. 18. Люда Каценельсон. 6 ч.
- Б.Гребецкая. д. 8 кв. 26.
-Еженедельная «Наша Газета», город Саратов, угол Вольской и Царицынской,     типография Рабинович.
-Безбородкинский пр., д. 29 кв. 5 Пеко.
-Б.Конюшенная, д. 2, корп. 7 кв. 40 Г.И.Васильев
-Список учеников, заказавших значки: Всего 24 заказавших (все дедовы соученики).
-Отдали по четыре рубля: Всего 19 чел. (они, по всей видимости, из числа заказавших).
-Петроград, Выб. стор. Александровская ул. Д. 12-14, кВ. 15, П.Дудинский.
-Петроград, Б.Конюшенная, д. 2 корпус 7, кВ. 40, Гавриил Ив. Васильев.
-Через Оберпален (Лифл. Губ.), Вол. Адафер, дер. Сурекюла, Окас.


       Далее дедом подробно записана так называемая «тюремная азбука» (система перестукивания в тюремных камерах, как способ общения заключённых). Вначале шла таблица из букв алфавита, состоящая из 6 строк и 5 столбцов:

А  б  в  г  д
Е  ж  з  и  к
Л  м н  о  п
Р   с  т  у  ф
Х  ц  ч  ш щ
Э  ю  я  ы  ь


       Сначала надо указывать ряд вертикальный, а затем – горизонтальный,  напр. буква «о» - стучать три раза (третий ряд), а затем после паузы четыре (четвертая буква); в письме же это изображается дробью – ;.
4/2 1/3 ; ; ; 1/5 1/1, 4/1 1/1 1/3 2/1 3/3 4/2 4/3 1/3 ;  2/4  ; 4/1 1/1 4/3 4/2 4/3 1/3 ;  (СВОБОДА, РАВЕНСТВО И БРАТСТВО).


       Кубанская обл. станица Ново-Платнировская, хутор Калачерский, 4, Предит Пётр Антонович.
Почт. отд. Андреевка, Бахм. Уезда, Екат. губ. Село Улаклы. Джигирову и Чубарю Анастасу и Илье.
Нина Скуратович, Церковная, 17, Частная учительская школа, уч. 2 класса.

       Кочкарь, Оренбург. Губ., станица Скуратовская.
Екатеринбург, Уктусская, 44.Олегу Влад. Мамину.
Действ. Армия. Штаб 5 Сибирск. стрелк. Дивизии, конно-разведочная команда.
Вас. Андр. Черкасов.

       Петроград, Галя Ивановна Николаева
М.Ф. Касса Городского и Сельского кредита, Мойка, 66.
Г.Красноярск, Затюремная ул., 4. А.Д. Степану Андреевичу Черкасову.
Действующая Армия. 6 Сибирский этапный батальон, 4 рота, Меркурий Зубаненко.

Из Некрасова.

"Ночь на Руси, вы знаете,
Помалчивать да кланяться
Запрета никому.

Крестьянское терпение
Выносливо, а временем
Есть и ему конец.

Хвали траву в стогу,
А барина в гробу".

Стр. 115. Каталог книг моей библиотеки.

1. К.Каутский «Экономич. учение Маркса»
2. Жаков «Сквозь строй жизни»
3. Геринг «Борьба за право»
4. Менгер «Право на полный продукт труда»
5. Двиг «Самоучитель английского языка»
6. «Эсперанто-русский словарь»
7. «Социальные утопии»
8. Туган-Барановский «Общественно-экономические идеалы»
9. Карринг «Совесть при свете истории»
10. Шерр «Исторические загадки»
11. Вейнштейн «История мироздания»
12. «Образование характера»
13. Мекензи «Истории России в XIX и XX столетии»
14. Ренар «Социалистический строй»
15. Орлов «Церковь и государство»
16. Николаев «Пали цепи тяжелые»
17. Теннис «Эволюция социального вопроса»
18. Николаев «История русского крестьянства»
19. Д,Юлиак «Великие легенды человечества»
20. Катц «Здоровье труженика»
21. Озеров «Куда мы идем?»
22. Нордау и Кей «Избранные парадоксы»
23. Маркс и Энгельс «Святое семейство»
24. Ломброзо «Женщина»
25. Браун «Охрана материнства»
26. Бельше «История миросозерцания»
27. Исаков «Вечное в искусстве»
28. Гоголь «Полное собрание сочинений» в 2-х томах
29. Каутский «Предшественники нов. социал.» в 2-х томах.

Стр.119. Книги, взятые для прочтения:

1. Майков ПСС, т.3-4
2. Островский: «Не всё коту масленица»; «Лес»; «Большие деньги»; «Горячее сердце»
3. Тургенев «Дым»
4. Гарин «Гимназисты»
5. Биография Щепкина
6. Засодимский «Тёмные силы»
7. Биография Гёте
8. Достоевский «Записки их мёртвого дома»
9. Гарин «Детство Тёмы»
10. Писемский: «Тысяча душ»; «Горькая судьбина»; «Старческий грех»; «Тюфяк»
11. Достоевский «Униженные и оскорблённые»
12. Писемский «Люди 40-х годов»
13. Гарин «Студенты»
14. Д,Юлиак «Великие легенды человечества»
15. Нотнагель «О смерти».

Стр.123. Что следует прочесть:

1. «Дон Кихот» Сервантеса
2. «Так говорил Заратустра» Ницше
3. «Самодеятельность» Смаильса.

       Стр.131. Корреспонденция:

1. От Ниночки – Минусинск, 14.09.1915
2. От Паши и Вари – Минусинск, 24.11.1915.

       Стр.135.

В 1915/16 учебном году обучалось:
-русских       - 1
-греков         - 2
-эстонцев     - 2
-латышей     - 1
-евреев         - 2
-поляков      - 1
-караимов   - 1
-немцев       - 1
-финнов       - 1

       В числе русских один украинец. Провинциалов обучалось 10 человек.
(Странно! Эти данные не соответствуют списку учеников 6-го класса «Б», приведенному дедом на стр. 28-29, где числится 44 человека, но никак не 12 чел. Наверно здесь показаны только т.н. инородцы, т.е. остальные 32 чел. – «великороссы»).

       Стр.137.

       «Наступили светлые мгновенья первой любви, мгновенья, которым не суждено, да и не следует повторяться в одной и той же жизни». Толстой.

Продолжение следует:http://www.proza.ru/2015/05/06/1681