Лесная нажива

Владимир Владыкин 2
ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
ЛЕСНАЯ  НАЖИВА
      Лесной фонд нашей области – 1 млн. 245 тысяч гектаров. Из них 870 тысяч га принадлежит агентству лесного хозяйства, 360 тысяч га относится к «Брянсксельлес», 15 тысяч – управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих хозяйств. В области действует 28 хозяйствующих субъектов, 329 пилорам  51 деревообратывающих цехов принадлежащих  к различной форме собственности, индивидуальным предпринимателям.
       В первом квартале 2005 года ими переработано 28,2 тысячи кубометров древесины, что в 1,6 раза больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. За это время объем незаконных вырубок составил 411 кубометров, что также значительно больше того года. Ущерб вырос на 810 тысяч рублей, а общий потянул на 3 млн. 952 тысячи рублей.
       За четыре месяца 2005 года доказано 68 преступлений, что на 26 процентов больше. Ущерб из-за незаконных вырубок леса -15 млн. 532 тысячи рублей. На сегодня он возмещен только на 4 млн. 353 тысячи рублей. Незаконных порубок 44 (в прошлом году – 37). Пять преступлений произошло в деревообрабатывающей промышленности.
       Почти всех районах совершаются незаконные порубки. К примеру, в Злынковском районе в денежном выражении они составили ущерб 1 млн. 398 тысяч  рублей. Это злодейство учинил лесник местного лесничества. Против него возбуждено уголовное дело. В Клинцовском районе заведено пять уголовных дел по фактам незаконных порубок, совершенных в прошлом году в Борковском лесничестве преступной группой из трех человек. Один из них лесник Клинцовского лесхоза. Троица причинила ущерб на 301658 рублей…
      Но это то, что правоохранительным органам совместно с природоохранной прокуратурой придется доказать и довести до суда. Хотя с начала года туда уже направлено 22 уголовных дела, что на 75 % больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Правда, по пяти преступлениям следствие приостановлено: преступники находятся в бегах.
       Но как быть с  актами проверок,  проходивших в августе прошлого года? По ним  пока никакого реагирования нет. Хотя  должностные злоупотребления там налицо. Впрочем, прежде чем так сказать, необходимо, чтобы читатели сами убедились, можно ли такие порубки считать незаконными? Клетнянский район частично граничит с Белоруссией и Смоленщиной. Места там, естественно, лесные. Простору для вывоза леса хватает. В Клетне даже была мебельная фабрика, потому что сейчас от нее осталось одно название. Производят там  в основном одну вагонку…
       В прошлом году район возглавлял М.В.Козлов. Но в декабре его не переизбрали. И правильно сделали. В каждом районе существует лесной фонд. В 2002 году он распределился так: администрации района перепало 17,0 тысяч кубометров, бюджетным учреждениям – 9,0, сельхозпредприятиям – 1,8, населению – 6,2, резерв обладминистрации 12, 0.
Размечал фонд по лимитам из области глава района М.В.Козлов. Но потом Михаил Васильевич почему-то внёс поправку. Бюджетным учреждениям уже размечено не 9, а 2 тысячи кубометров, но увеличено населению с 6 до 9, сельхозпредприятиям с 1,8 до 6.
      Было врублено от общего объема в 29 тысяч кубометров - 11, 5, что значительно меньше от установленного лимита. Казалось бы растащиловки нет. Хотя вопрос в том, пошел ли лес по прямому назначению: на строительство и ремонт зданий? Ведь в постановлении главы вряд ли говорится, что лесом можно распоряжаться с целью получения прибыли, а только на хозяйственные нужды. К примеру, бюджетные учреждения выбрали из 2,0 тысячи кубометров 1,6 тысячи, то есть на 400 кубометров меньше. Вроде бы экономия, но так ли это на самом деле?
      На 2003 год администрация области отпустила Клетнянскому району те же лимиты, что и в предыдущем году, то есть 29 тысяч кубометров. Хотя, когда  складываем все цифры, то получаем 46 тысяч кубометров. Почему же такая разница? 17 тысяч кубометров как бы не учтено.
Итак, в 2003 году лесной фонд Козлов распределил так: администрации района – 15, 0 тысячи кубометров, бюджетным учреждениям – 5, 0, сельхозпредприятиям – 3,8, населению – 6,2, резерв обладминистрации -14,0.
      В письме на имя председателя комитета экономической политики администрации области А.А.Изотенокву бывший глава просит дополнительно выделить из лесного фона администрации области 1,5 тысячи кубометров. Если была экономия, на что этот лес? Оказывается,  Козлов вспомнил, что  требуется (кстати, уже не первый год) ремонт детской районной библиотеки и выписал на это 700 кубометров, на ремонт школьной мебели 400, на подготовку животноводческих ферм к зиме – 200. Хотя на социальные нужды лес  ежегодно отпускался  отдельной строкой.
      Администрация области исполнила просьбу главы, выделив 4,7 тысячи кубометров райадминистрации и 1,5 – ей же. И весь этот лес, естественно, ушел куда угодно, но  не по назначению. В своем распоряжении М.В.Козлов выделил 100 кубометров населению и 1400 кубометров сельхозпредприятиям. Библиотеке и школам ничего не перепало. А ведь в пяти школах нужно было заменить кровлю, не хватало школьной мебели, учебников. Райбольнице на капремонт в 2003 году из бюджета денег не выделялось. И даже на 2004 год средства почему-то не планировались. А уж здание районной библиотеки стоит в аварийном состоянии. Козлов мог провести ремонт социально значимых объектов, но этого так и не сделал. Он занимался совсем другим, что подтверждают проверки. Более того, они выявили личную безответственность, использование лесного фонда не по назначению в сельхозпредприятиях «Рыбный» и «Россия». Эти предприятия вечные должники  рабочим и служащим по зарплате, не на что приобретать запчасти и горючее. Они реализовывали лес частникам, а вырученные деньги отдавали на зарплату и налоги. Такие факты в районе не единичны.
        Чиновники ловко используют в целях наживы Лесной кодекс, ст.43 толкуют так, как им выгодно, то есть на лесе можно получить прибыль. Поэтому социально значимые объекты годами стоят без ремонта. Предписание областной администрации четко указывает использование лесного фонда только на нужды. Однако в районе не создано надлежащего контроля сохранности лесного богатства, чтобы хищники бизнеса не чувствовали себя вольготно. М.В.Козлов игнорировал предписание областной власти. Последние годы с попустительства главы лесом распоряжались приближенные к власти люди.
       Сельхозкооператив «Слава» залатывал свои дыры лесом. Председатель В.Л.Сидоренкова якобы на ремонт коровника, складов выписала 500 куб.м. лесного фонда. Козлов попросил директора лесхоза Е.А.Соловьева отпустить ей лес.  К письму была приложена справка, что кооператив действительно берёт лес на свои нужды, все расписано как надо:  на ремонт коровника – 300 куб.м., складов – 150 куб.м., забора – 50 куб.м. Но расчет обмера не представлен. Лесорубочный билет она получила на 458 куб.м. После того, как лес был срезан, председатель «Славы» Сидоренкова и гендиректор ОАО «Клетнямебель» М.М.Игнатенков подписали договор продажи 458 куб.м. древесины на 56 608 рублей. С вычетами лесных податей и земельного налога «Слава» получила от ОАО «Клетнямебель» в чистом виде 28 344 рублей. Эти деньги Сидоренкова истратила на закупку сенажа в «Дружбе» Дятьковского района. А как же ремонт коровника, складов, забора? Да никак. Когда в кассе нет денег, приходится идти на любые нарушения, чтобы спасти скот от зимней бескормицы. В районе были и другие случаи. Начальник отдела культуры райадминстрации М.Н.Никифорова должна была выписать 1200 кубометров леса на ремонт бывшего здания комбината бытового обслуживания, в который собирались перевезти детскую райбиблиотеку. Козлов охотно подписал ее заявку и обязал директора Клетнянского лесхоза И.Д.Литвяк выделить из фонда администрации района 1200 куб.м. отделу культуры. После он открестится от этой сделки и обвинит во всем Никифорову.
       Лесорубочный билет по доверенности получила заведующая метотдела культуры Н.М.Тужикова на вырубку 902 кубометров. Когда в августе прошлого года проводилась проверка, Н.М.Тужикова пояснила, что она только расписалась в лесорубочном билете, но он достался предпринимателю И.В.Малашенкову, возглавляющему ООО «Дар», мол, так захотел глава, о чем подтверждала директор библиотеки О.С.Соловьева. И поручил даже составить смету на ремонт здания ЦБ. Но ее в действительности не было.
      М.Н.Никифорова, попав в щекотливую ситуацию, представила две копии служебных записок на имя главы Козлова, который оригиналы порвал. В них она излагала положение в какое попала. Древесина не оприходована и нет договора с  И.В.Малашенковым на ремонт здания КБО. Мария Нефедовна показала его расписки, что он получил переуступочный лесорубочный билет на вырубку 902 кубометров. Но самого переуступочного договора не оказалось. И не было пометки лесхоза, что Малашенков является лесопользователем. И не сделали расчетов, сколько средств поступит в бюджет от реализации леса.  По закону переуступка должна компенсироваться десятикратной ставкой лесных податей за объем древесины, то есть самовольная переуступка лесорубочного билета  грозит штрафными санкциями. По данной ситуации они составили 620 816 рублей. Но уплачены не были. По договору гендиректор ООО «Дар» И.В.Малашенков должен был оплатить за билет 77 368 рублей. А Никифорова  за услуги по заготовке древесины заплатить все  расходы. Но этот лес она так и не увидела. Впрочем, когда проводилась проверка, хвоя полностью была еще не вывезена, и она не знала, сколько заготовлено древесины и где она находится.  Ремонт библиотеки и здания  не проведен.
       По этой сделке ущерб бюджету бывший глава причинил на 491 084 рубля.   Действия его этим случаем отнюдь не исчерпываются. То же самое  проделал и в отношении комитета по физкультуре и спорту, семьи и молодежи, которому   выписано150 кубометров. За лесорубочный билет расписался начальник сектора того же комитета С. Е. Краснопольский, но билет был переуступлен владельцу ОАО «Клетнямебель» М.П.Буднику. Он должен был отремонтировать спортивные сооружения. Но ничего этого не сделал. За комитет его фабрика перечислила лесных податей 11517 рублей. На момент проверки М.П.Будник лес не вывез, так как был только представлен договор на разработку делянки.
     Наконец Козлов решил «отремонтировать»  здание райадминистрации, на что выписал 380 кубометров леса. Сотрудник администрации Э.Е. Голочерепов получил лесорубочный билет на вырубку 391 кубометра леса и 347 деловой древесины, 44 кубометров дров. Но Голочерепов передал билет директору торфобрикетного предприятия  В.И.Буренку, который по этой сделке получил деловой сосны 392 кубометров, деловой березы 14 кубометров и 44 кубометра дров. За самовольную переуступку со всеми вытекающими нарушениями штрафные санкции потянули на 250 088 рублей. Но они не были уплачены. Всю древесину оценили на 62 775 рублей, а вывезти обязался Буренок за 37 714 рублей. Однако эти цифры занижены. Ибо настоящая цена древесины и дров 193 962 рублей.
       Козлов нанес ущерб райбюджету по этой сделке на 88 685 рублей. Торфобрикетное предприятие приобрело спортивную форму и инвентарь на 30 000 рублей. Разве на эти цели  предоставлялся лесорубочный билет? Но и здание администрации не  отремонтировали.
      Начальник ЖКХ Я.Я.Дербугов запросил 800 кубометров древесины, 300 – хвои и 500 – лиственницы. Козлов обратился к директору лесхоза Е.А.Соловьеву выписать лес в полном объеме. Во всех сделках фигурирует О.А.Белашова,  выдававшая липовые справки, подтверждавшие, что лес  нужен Дербугову на ремонт зданий. Однако инженер ЖКХ Е.В.Вылобков получил лесорубочный билет и передал его В.М.Буренку. Договор был составлен на 55 751 рублей, но  111 кубометров дров в договор не вошли. Я.Я.Дербугов передал В.М.Буренку 423 кубометров деловой и 111 дровяной древесины на 94 663 рубля. Но зарегистрировать сделку ЖКХ и торфопереработчики не стали. Если бы штрафные санкции были уплачены, они бы составили 194 560 рублей. Однако дельцам все сходит с рук, и они продолжают существовать безбедно. По прейскуранту сделка им обошлась бы в 189 650 рублей.
      Я. Дербугов и глава М.Козлов через промежуток времени провернули очередную сделку по тому же сценарию. Но только на этот раз Дербугов просил 3 500 кубометров леса. Тот же инженер Е.В.Вылобков передал лесорубочный билет Дербугову, который переуступил его директору деревообрабатывающего унитарного предприятия «Мирный» В.И.Буренку на разработку лесной делянки. Договор заключен на 147 950 рублей. Дербугов совершил куплю-продажу 1345 кубометров деловой древесины, 42 – дуба, 528 кубометра дров по завышенной цене суммарно на 363 982 рубля. Но эта переуступка не оформлена. И штрафные санкции составили бы реально 877 762 рубля.
       Словом, бывший глава М.В.Козлов нанес ущерб бюджету района по четырем проверенным лесорубочным билетам (а сколько не проверено?) на 579 769 рублей, а штрафные санкции 1 943 226 рублей, которые не уплачены.
       Какая же судьба проверочного акта от 30.08 04г. в областном УБЭП автору не объяснили. А прокурор природоохранной прокуратуры В.М.Лямцев  об упомянутом акте областного КРУ сказал, дескать, сейчас разрешается получать прибыль в рамках закона в любой отрасли народного хозяйства. Однако прокуратура получала жалобы от директора Клетнянского лесхоза Е.А. Соловьева, что дельцы достают его незаконными просьбами. Как правоохранительные органы реагируют на жалобы по фактам незаконных вырубок, было сказано выше. Но то, что не все нарушители отвечают перед законом, это видно из приведенных примеров нецелевого использования лесных богатств нашего края. Редакция «БВ» просит считать этот материал официальным запросом по изложенным фактам злоупотреблений.
Владимир ВЛАДЫКИН