Все в памяти моей. Гл. 51. Увези меня...

Светлана Компаниец
    И  снова  осень.   Я  с  Глебом, -  школа,  уроки,  бассейн,  художественная  школа. Стараемся  везде  успеть. В  ноябре  Андрей  уезжает  в  Москву  на  курсы  повышения  квалификации.  Я  затеваю  в  их  квартире  ремонт.  Марина  с  Глебом  на  это  время переселяются  к Галине, сватье.

   Вот  вспоминаю, и не  представляю:  ведь хватило  сил  и покрасить, и  помыть,  и  поштукатурить!    И  выклянчить  у  строителей  (по  соседству  строили  дом) четыре  ведра  цементного  раствора,   и  притащить  этот  раствор  в  квартиру!  За  Зошкой  и  Муськой  присматривает  Лариса.  Я  изредка  бываю  дома.  Марина  по  вечерам  забегает  с  продуктами,   готовит  мне  поесть,  делает  уколы, - разболелся  желудок.  Но  я  мало  обращаю  на  это  внимания, -  хочется  успеть  к  приезду  Андрея.    И,  как  поется  в  песне, -  «слепила,  из  того,  что  было»,  очень  уютную  квартирку…
 
   Вскоре  возвращается  Андрей,  полон  надежд  и  планов  на будущее. Но  очень  скоро  надежды  и  планы  рушатся. Становится  ясно, что  дальнейшего  карьерного  роста  в  родном   кардиоцентре  ему  не  видать.  Даже   старшим   ординатором  ему  здесь  не  быть.  А  он  уже  ведет  курсы  с  врачами  первой  категории...  Мельком  услыхала  в  их  разговоре  с  Мариной,  как  один  из  коллег   Андрея  (нормальный  мужик! – говорил  о  нем  Андрей)  сказал,  примерно: «Ну,  жиды!...  Все  уже  ухватили  и  тут!»

    Оба  с  работы  приходят  зелеными  от  усталости:   Андрей  после  дежурств  в  реанимации  и  операций,  Марина  после  многочасового  приема  больных, - она детский  невропатолог, - к  ней  везут  детей  со  всего  края.
      
    Зарплату  им  почти  не  платят,  мне  пенсию  постоянно  задерживают…  Часто  слышу,  как  Марина  говорит  Андрею  с  надрывом  в  голосе:

-   Увези  меня  отсюда!  Я  уже  больше  так  не  могу!
 
  Я  ее  понимала. Мы-то  хоть  жили в постоянной надежде (и даже  уверенности!),  что  будущее  лучше  настоящего,   была   какая-то   стабильность  существования.  Знали:  после  школы – институт,   после  института  обязательное  место  работы  со  стабильной,  хоть  и  нищенской,  зарплатой.  И  многих  это  устраивало...     Квартира,  дача,  машина  были  главными критериями  материального  благополучия.  И  профессия  врача  была  одной  из   самых  престижных.  И  вдруг все  рухнуло.  Оказалось,  что  твои  знания  мало  кому  нужны (и  не важны), о них  вспоминают  в  самых  экстренных  случаях, -  и   опытный   врач   вынужден   заглядывать   в  руки  новоявленному «нуворишу-бизнесмену», умело  и ловко сколотившему  состояние  на  торговле  «колой»  и  сигаретами, -  потому,  что  лекарств  нет,  медтехника  допотопная  и,  вдобавок  ко  всему,  сам  врач  нуждается  материально! И  такое   существование, в перспективе, не  устраивало детей. Попытки  получить  разрешение  на  проживание  и  работу  в  Канаде  или  Австралии  не  увенчались  успехом...  На  все  нужны  были  большие  деньги  и  главное:   новые  хорошие  мозги  могли  только   увеличить  конкуренцию  для  мозгов  местных...   Требовались   только  рабочие  руки, причем, - чернорабочие... 

    …Весна.  Начало  мая.   Первые  по-настоящему  теплые  дни.   Мы  с   Глебом  идем  в  сад, у  нас  открытие  дачного  сезона.Одеты  мы  уже  почти по-летнему:  в  футболках,  легких  спортивных  брюках,  на  ногах  кроссовки. У  меня  голова  повязана  светлой  косынкой,-  я  ее  надвигаю  козырьком  низко  на  лоб,  Глеб  в  синей  фуражке-бейсболке.  В  одной  руке  у  меня  увесистая  сумка  и  петля  Зошкиного  поводка, другой  сжимаю  теплую  ладошку внука. Он легким  длинноногим  комариком  вышагивает  рядом. Этим  летом  ему  уже  исполнится  девять  лет.  Он  то  и  дело  отпускает  мою  руку  и   забегает  вперед.   В   это  время   Зошка  натягивает  поводок   и  с  силой  тащит  меня   за  ним.  Я  отстегиваю  карабин  поводка  и  пес,  почуяв  свободу,  несется  следом  за  внуком.    На  какое-то  время  они  исчезают   в   кустах,  затем   с  шумом  из   зарослей  выскакивает  Зошка,  за  ним  выбирается  Глеб,   снова  берет   меня  за  руку  и   некоторое  время  мы  идем  рядом.   Зошка  бежит  впереди,   что-то   вынюхивает  в  траве,  поднимается  на  передние  лапы  и  метит  путь,  -   оставляет  «привет»  своим  сородичам. Мы  с  Глебом   беседуем:

-  Ба!  А  когда  я  был  маленький,  мы  ходили  с  тобой  в  сад?

-  Конечно,  ходили.

-  А  как  я  ходил?  Сам?

-  Ну,  сначала  в  коляске,  потом  сам.
 
   Мы  идем  тропинкой  по  посадке,  по  так  называемой   лесополосе.   Старые  клены  по  обеим   сторонам   тропинки   низко  развалили  над  ней  свои  ветви,  густо   усыпанные   золотисто-коричневыми  мохнатыми  соцветиями.   Листьев  еще    нет  и   тропинка  пронизана  яркой  сеткой  солнечных  лучей. Становится  жарко.

   Подходим  к  концу  посадки,  к  гаражам,  и  тропинка  выводит  нас,  -  так  и  хочется  сказать:  на  клеверное  поле,-  но  сейчас  уже  поля  нет,  сейчас  здесь   тоже  садовые  участки  и  строительство  идет  полным  ходом.   Раньше  все  это  пространство,  между  поселком  и    гаражами,  было  усеяно  клевером  и  он  цвел  сиреневыми  шариками  с  весны  и  до  самой  осени. Я  рассказываю  Глебу,  как  мы  подходили  к  краю  посадки,  к  полю,  откуда  уже  была  видна  белая   сверкающая   крыша   нашего  домика,  покрытая  оцинкованным  железом,  и  громко  кричали:

-  Наконец,  при-ишли!

   И  Глебка  старался  меня  перекричать,  но  «р»  еще  не  выговаривал,  и  у  него  получалось:  пи-ишли!

   Глеб  смеется  и  раскатисто  произносит:  р-р-р!
 
   Мы   идем   мимо   озерка,  на  берегу  которого  уже  наш  сад  и,  отбросив  проволочную  петлю,  открываем  калитку.  По  кирпичным  ступеням  поднимаемся  к  дому.  Покрытый  бетоном  дворик - терраса опоясывает  его  с  двух  сторон,  со  стороны  входа   и  со   стороны  сада.  Дворик  огорожен  парапетом  из  кирпича  высотой  чуть  больше  полуметра. К  нему  примыкает устланная досками  небольшая  площадка,  где  стоят  на  столбиках,  вкопанных  в  землю, стол  и  две  скамьи.  За  парапетом,  перед  входом  в  дом,  нависнув  над  двориком,  растут  густые  кусты  сирени,  белой  и  обычной.
 
    Из  этих  зарослей,   словно  корабельная   мачта,  выступает   темный   и  гладкий  ствол  красной  рябины.  Ее  крона  высоко  над  крышей  домика.  Скоро  она зацветет  и  тогда  весь  дворик  будет  усыпан  мелкими  белыми  лепестками,  словно  снегом.  Тогда  же  зацветут  яблони  и  огромная,   раскидистая  груша,  что  бросает  тень  на  добрую  половину  сада.
 
   Зацветут  вишни  и  сливы,  смородина  и  черная  рябина...  А  сейчас  цветет  только   куст   багульника,   привезенный   Виктором   из   Горно- Алтайска   и  посаженный  здесь  же,  у  парапета.  Он  долго  приживался  и  вот  уже  который  год   густо  цветет  крупными   лиловыми  цветами, похожими  на  цветы  магнолии.  Уже проклюнулся  мышиный гиацинт  и  даже выбросил первые  крошечные темно-синие  грозди.

    Я  открываю  ключом  замок  в  тяжелой,  массивной  двери,   выполненной  из  сосны,  затейливо,  с  резным  узором,  -   делал   плотник  с  завода  Виктора,  краснодеревщик.  Резные  ставни  на   окнах,  оконные  рамы  и  большая  кровать  с  цветным  узором    на  спинках,  что  стоит  на  втором  этаже,  тоже  сделаны  им.   
      
    Мы  открываем  ставни,   распахиваем   дверь.   Из  дома  тянет  холодом  и  сыростью.  Здесь,  на  первом  этаже,  довольно  большая   комната   и  крошечная  кухня,   что  разместилась  под  широким  маршем  деревянной  лестницы,  ведущей  наверх,  на  второй  этаж,  то  есть,   в  мезонин,  под  крышей.

   Стены   на   первом  этаже  почти   до   середины   высоты  обшиты  деревом, -  узкими  досками,  покрытыми  лаком.  Выше, до  самого потолка, выложены  гипсовой  плиткой  с  выпуклым  узором.   Плитку  Виктор   делал  сам,   и   укладывал  ее  тоже  сам.  И  сам  обшивал  деревом  первый  и  весь  второй  этаж.  На  первом  этаже,   в  простенке  между  окнами,  большое  зеркало,  закрепленное  в  стене.

   Здесь   стоят   небольшой   стол,  пара  стульев,   старый   приемник-радиола  «Беларусь».   На  кухне   повидавший   жизнь   сервант  с  посудой  и  маленькая  электрическая  плитка.
 
   Глебка  торопится  на  второй  этаж.   Зошка   пытается   карабкаться  следом,  но  лестница  крутая, с  высокими  ступенями, и  мне приходится его  поддерживать  сзади. Здесь,  под  крышей, гораздо  теплее, солнце уже  прогрело. Много  света,- стена,  что  выходит  в  сад – сплошное  окно,  от  пола  и  до  потолка.  Отсюда  виден  весь  сад  и  озеро  за  ним. Стены, потолок (вернее,  внутренняя  сторона  крыши)  и  балки, - все  обшито    узкими  досками,  одна  к одной.   Дерево  на  стенах  и  потолке  не  окрашено,  лишь  покрыто  лаком. В  нише, напротив  окна-  сделанная  краснодеревщиком   большая  кровать.  Здесь  же  круглый  стол,  пара  стульев  и  телевизор.   На  всем  тонкий  слой  пыли.  Повсюду  на  полу  следы  мышиных  кутежей, -  шелуха  от  семечек  подсолнуха,  клочки  серой  ваты.
 
   Я  открываю  настежь  все  окна  и  дверь. Выношу  на  улицу  ведро  с  водой,  она  стоит  тут  с осени.   Моем  с  Глебом  руки  в  ведре.   Вода   холодная,  разгоняем  в  ней  маленькие  острые  льдинки.

   Каждый  свой  приход  в  сад  мы  начинаем  с  чаепития.

   Застилаю  стол  во  дворе  чистым  полотенцем,   достаю  из  сумки  термос  с  чаем,  чистые  чашки  и  яблочный  пирог.   Он  еще  теплый,   пекла  утром,  на  румяной  корочке  пристыли  крупинки  сахара.  С  удовольствием  уплетаем  пирог,  запивая  сладким  чаем...

   Я  смотрю  на  домик,  на  деревья,  на  цветники...  Почти  половина  участка  у  меня  засажена  цветами.  Через  месяц,   в  июне,   здесь  начнется  буйство  красок:  зацветет  сирень,  распустят  свои  розовые,   белые  и  бордовые  шапки  пионы,  засияют  белоснежные,   c   золотой   серединкой,   нарциссы,   ландыши,  ромашки.  Всех  не  перечислить.   Флоксы,  гладиолусы  и  лилии   носила   домой  охапками,  в  ведрах.   И  очень  люблю  золотой  шар,   высокие  кусты  которого  уже  в  августе,   в  конце  лета,  желтым  облаком  расцветают  в  конце  сада,  над  озером…  И  моя  любимая  ромашка…   Она  цветет  по  всему  саду, -  среди  кустов  малины    и  смородины,  между  грядок  клубники  и  огурцов.  Я  ее  не  выпалываю,  не  поднимается  рука.   Помню  с  детства,   как  у  нас  в  огороде  возле  дома,  меж  окученных  кустов   картофеля,   всегда  цвели  разного  вида  колокольчики,  «собачки»,  «растрепанная  красавица»…

   Почему-то  становится  грустно,словно  я  уже  сейчас  знаю  о скорой  разлуке  с  садом,  с  домом,  с  этой  землей...   

   ...Как  теперь  далеко  все  это!  В  прошлой  жизни.
 
   И  где  же  я  сейчас?   Как  в  сказке:  в  тридевятом  царстве,  тридесятом  государстве…

   Израиль…   Кому  первому  из  нас  в  голову  пришла  мысль -  уехать  сюда?  Марине?  Верно.   Но  я  где-то   в  «подкорке»  чувствую,  что  это  моя  судьба  ведет  не  только  меня,  но  и  моих  детей:   сначала   уехала  я  от  родного  дома  почти  за  пять  тысяч  километров,   на   Алтай,  в  Сибирь,   а   теперь  вообще  -  в  другую  страну,  в  другую  жизнь...

   ...Тихая,  щемяще-нежная  музыка  льется  из  приемника.   Еле  слышно  урчит  холодильник.  За  окном  луна.  Пять  утра.  Уже   давно  просыпаюсь  в  одно   и  то  же  время,  словно  срабатывает  внутренний  будильник.

    Прошло уже  больше  десяти  лет, а  меня  все  так  же, как  в  первый  день, поражает  и  восхищает   эта  фантастическая  картина:   над  землей,  усыпанной  мелким  бисером  желтых,  синих,  красных,  зеленых  огней,  в  чернильном  небе  без  звезд,  -  огромный   оранжевый   диск   луны.   Поднимаясь  все  выше,  он  становится  все  меньше  и  ярче  и, перебивая  свет  уличных  фонарей,  печатает  на  полу,  на  ковре,  голубые  полосы  открытых  жалюзи  салонного  окна.
 
   В  эти  часы  на  душе  светло  и  чисто: я  люблю  эту  землю,  люблю  людей,  живущих  на  ней,  прощаю  все  обиды.   Молюсь,  как  умею,  за  мир  и  покой  для  нас  всех…